Естественно-научная философия была представлена в творчестве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Менделеева, М.М. Ковалевского, К.А. Тимирязева и других.

Основными направлениями естественнонаучной философии были:

• материалистическое;

 

• социально-политическое.

Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали бытие с точки зрения естественных наук — биологии, химии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строения атома и конфигурации атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возможность познания, изучали его механизм, были сторонниками материалисти­ческого понимания сознания.

 

Социально-политическое направление было представлено, главным образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные ученые рассматривали общество как единое целое, имеющее многофакторную природу, изучали факторы, воздействующие на общество (географические, климатические, экономические и т. д.). Развитие общества, по их мнению, происходит по объективным законам. 5. Начиная с 20-х гг. ХХ в. и вплоть до начала 90-х гг. ХХ в. легальная русская философия (как и философия других народов СССР) развивалась, главным образом, как советская философия.

В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в жестких рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма), что делало ее несколько догматической.

Большое влияние на советскую философию оказало философское творчество В.И. Ленина, который пытался развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.

 

Можно выделить три этапа развития советской философии:

• 1917 — 30-е гг. — время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;

• 30-е — 50-е гг. — период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, пределяющее влияние на философию позиции И.В. Сталина по ряду философских вопросов;

 

• 50-е — 80-е гг. — время возрождения самостоятельности советской философии.

Основные проблемы, которыми занималась советская философия 60-х — 80-х гг. следующие:

• проблема ценностей;

 

• проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращения к "истинному Марксу", "истинному Ленину";

 

• проблема гносеологии;

 

• проблема сознания;

 

• проблема идеальности;

 

• проблема культуры;

 

• проблема философских методов.

 

Среди имен, оставивших наиболее яркий след в советской философии:

• Н.И. Бухарин (проблемы сознания, психики);

 

• А. Богданов (теория систем — "тектология");

 

• А.Ф. Лосев (проблемы человека, истории);

 

• A.M. Деборин (творческое понимание материализма);

 

• Л. Гумилев (вопросы истории, этногенеза);

 

• М. Мамардашвили (проблемы человека, морали, нравственности);

 

• В. Асмус (широкий круг исследований);

 

• Ю. Лотман (общество, философия, история).

 

5. Далеко не все философы нашли возможность для продолжения своей жизни и философских изысканий в СССР после ус­тановления советской власти.

По этой причине в эмиграции, в различных иностранных государствах возникло особое философское направление, получившее название "философия русского зарубежья". Его видными представителями являлись Д.С. Мережковский, Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов, П.А. Сорокин и другие.

 

П. С. Мережковский (1864 — 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека и Бога.

По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа:

• языческий;

• приобщения к христианству;

• полной внутренней гармонии человека, его слияния с христианством.

 

Идеалы человека и общества Мережковского — христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.

 

Философия Л. Шестова (1866 — 1938) была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права.

Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, "герой" же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.

 

Философия Н.А. Бердяева (1874 — 1948)является многограггой, однако в ней преобладает экзистенциональная и религиозная направленность. Можно выделить следующие основные положения философии Бердяева:

• высшей ценностью в окружающем мире является свобода;

 

• свобода, "соборность" (единство духа и воли) составляют основу существования человека;

 

• свобода человека подвергается угрозе извне;

 

• данную угрозу несут в себе прежде всего общество и государство, которые являются соответственно объективацией всеобщей воли и механизмом подавления; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека — сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя;

 

• ключевую роль в жизни человека играет также религия;

 

• Бог должен быть нравственным символом, примером для человека;

 

• отношения между Богом и человеком должны быть "на равных"; Бог не должен выступать в роли Господа (господина), а человек — в роли его раба;

 

• человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить Бога самим собой.

 

В своих социально-политических взглядах Бердяев отводит значительную роль проблеме исторической судьбы России и русского народа. По Бердяеву, строящийся в СССР социализм (коммунизм) имеет истоки в русском национальном характере (общность, взаимовыручка, стремление к равенству, справедливости, коллективизму). Россия не должна принимать сторону ни Востока, ни Запада. Она должна стать посредником между ними и выполнить свою историческую миссию. Историческая миссия России — построить "Царство Божие" (то есть общество, основанное на взаимной любви и милосердии) на Земле.

 

Философия Бердяева имеет эсхатологическую направленность (обосновывает "конец света" в будущем). Она также оказала большое влияние на развитие европейского экзистенционализма — учения о человеке и его жизни.

 

Питирим Сорокин (1889 - 1968) - русский философ, живший и работавший в США, сделал главной темой своей философии проблемы человека и общества.

Им были подробно разработаны актуальные для западного мира теории:

• стратификации;

 

• социальной мобильности.

 

Стратификация — разделение общества на многочисленные социальные группы (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) — страты.

 

Важнейшим условием демократии и устойчивости общества является социальная мобильность населения — возможность перехода из одной страты в другую.

 

История, по Сорокину, — процесс смены ценностей. Согласно мнению философа большую угрозу для человечества в современный период стали представлять рост бездуховности и неограниченное развитие науки и техники.

 

 

Литература

1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов/ И.Т. Фролов [и др.] – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.

2. История философии: Запад-Россия-Восток. (книга третья: Филосо­фия ХIХ-ХХ в.) - М., 1998. Раздел: Россия.

3. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль, 2000-2001.

4. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.

5. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.

6. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31).

7. Зеньковский, В.В. История русской философии. В 2-х томах. Серия «Высшее образование»/ В.В. Зеньковский - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

8. Лосский, Н.О. История русской философии/ Н.О. Лосский - М., 1991.

9. Сербиенко, В.В. Русская философия: курс лекций/ В.В. Сербиенко - М.: РГГУ; Оме­га-Л, 2005.

10. Спиркин, А Г. Философия: учебник/ А.Г. Спиркин - 2–е изд. -М.: Гардарика, 2005. Гл. 8.

 

Контрольные вопросы

1. Что такое всецелый разум русской философии?

2. Можно ли считать, что русская философия берет свое начало от П.Я. Чаадаева?

3. Назовите основные идеи А.С. Хомякова и И.В. Киреевского.

4. Почему А.И. Герцена, В.Г. Белинского и других революционных де­мократов называли западниками?

5. На какие аргументы ссылался Н.Ф. Федоров в обосновании филосо­фии общего дела?

6. Прав ли Н.А. Бердяев в своем утверждении, что каждый роман Ф.М. Достоевс­кого решает одну из философских проблем? Покажите это на примере творче­ства Ф.М. Достоевского.

7. Действительно ли идея непротивления злу насилием Л.Н. Толстого ста­новится эффективным средством решения социально-политических проблем?

8. Историк русской философии В. В. Зеньковский считает, что в фило­софии Вл. Соловьева Абсолют с трещиной. Прав ли Зеньковский и что он имел в виду?

9. Что такое три свободы и восьмой день творения в философии Н.А. Бердяева?

 








Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1212;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.014 сек.