Введение в юридическую психологию. История развития юридической психологии
Один молодой американец по имени Саймон Мун, изучавший дзен в школе дзен в Ломпоке, штат Калифорния, совершил непростительную ошибку - прочел "Процесс" Франца Кафки. Этот зловещий роман оказался не по зубам бедному Саймону. Юношу потрясла интеллектуально и эмоционально, странная притча о Двери Закона, которая у Кафки появляется ближе к концу повествования. Саймона притча так взволновала, что он не смог больше медитировать, потерял самообладание и надолго отвлекся от изучения сутр.
Коротко можно представить эту притчу следующим образом:
Некий человек подходит к Двери Закона и просит разрешения войти. Страж не дает ему пройти через дверь, но говорит, что если этот человек будет ждать неопределенно долго, то, может быть, когда-нибудь в будущем, он получит разрешение. Человек ждет и ждет; он стареет; он пытается подкупить стражника. Тот берет деньги, но по-прежнему не пропускает его через дверь. Человек продает все свое имущество, чтобы предложить еще большую взятку. Страж принимает ее, но все-таки не дает человеку прохода. Принимая каждую новую взятку, страж всегда объясняет: "Я делаю это только для того, чтобы ты не терял всей надежды".
В конце концов, человек становится совсем старым и больным и знает, что он скоро умрет. В последние минуты он, набравшись сил, задает вопрос, который мучил его годами. "Мне сказали, - говорит он стражнику, - что Закон существует для всех. Почему же тогда так случилось, что все эти годы, пока я здесь сижу и жду, никто больше не пришел к Двери Закона?"
"Эта дверь, - отвечает стражник, - была создана только для тебя. А сейчас я ее закрою навсегда". Он захлопывает дверь, и человек умирает.
Чем больше Саймон ломал себе голову над этойаллегорией, тем яснее ему становилось, что он никогда не поймет дзен, если сначала не поймет эту странную сказку. Если дверь существовала только для этого человека, то почему ему нельзя было войти? Если хозяева выставили стражника, чтобы не пропускать человека, то почему они оставили дверь искушающе приоткрытой? Почему стражник закрыл дверь, когда человек стал уже совсем стар, чтобы прорваться в нее силой?
Может быть, Дверь Закона символизирует византийскую бюрократию, которая существует практически во всех современных правительствах, и, в таком случае, притча превращается в политическую сатиру? Или, возможно, дверь - это Бог, как утверждают некоторые комментаторы? А этот страж, который брал взятки, но ничего не дал взамен, кроме пустых надежд, - что символизирует он: духовенство или, может быть, человеческий разум, который всегда услаждается тенями в отсутствии подлинных Последних Ответов?
В конце концов, близкий к нервному срыву от огромной умственной усталости, Саймон пришел к своему учителю дзен и рассказал ему историю о человеке, который томился ожиданием у Двери Закона - двери, которая существовала только для него, но в которую ему не разрешалось войти и которая была закрыта, когда ему уже не дала бы войти смерть. "Пожалуйста, - умолял Саймон, - объясните мне эту Темную притчу".
"Я объясню ее, - сказал учитель, - если ты пройдешь за мной в зал для медитаций".
Саймон последовал за учителем к двери медитационного зала. Когда они пришли, учитель быстро проскочил в зал, повернулся и захлопнул дверь перед самым носом Саймона. И только тогда Саймон понял, что он пробуждается.
Что же это за дверь закона? Что же это за закон, который предназначен для всех, а каждый понимает его по-своему? Почему? Подумайте.
Почему одни люди нарушают законы, предписываемые им обществом, другие же - защищают эти законы? Что мотивирует деятельность одних и вторых? Что происходит с человеком до и после совершения преступного действия? Чем он отличается от законопослушных граждан? Что способствует формированию преступного умысла, преступного поведения? Чем руководствуются люди, призванные вершить суд? Что или кто формирует преступников: биология или общество?
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 661;