Теория социальной структуры и социальной мобильности П.Сорокина
Теория социальной стратификации, выдвигающая те или иные критерии деления общества на социальные слои, служит методологической основой для формирования теории социальной мобильности или социального передвижения.
Социальной мобильностью называется совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменения индивидом или группой социального статуса, места, занимаемого в стратификационной структуре общества. Термин «социальная мобильность» был введен в социологию в 1927 году П.А. Сорокиным. Согласно Сорокину; существуют два типа социальной мобильности: вертикальная и горизонтальная. Вертикальная мобильность, свою очередь, в зависимости от направления перемещения подразделяется на восходящую мобильность, (социальный подъем, движение наверх) и нисходящую мобильность (социальный спуск, движение вниз. Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одного социального слоя в другой, расположенный на том же уровне. Этот тип мобильности может быть связан с изменением места проживания (миграция), переходом в иную религиозную группу и т.д.
Социологи различают также групповую и индивидуальную мобильности. Групповая мобильность происходит тогда, когда перемещения совершаются коллективно, изменяется статус той или иной страты. Групповая мобильность имеет место, прежде всего, там, где происходят изменения самой системы стратификации. Она, как правило, связана с крупными социальными преобразованиями в том или ином обществе: социальной революцией, научно-технической революцией, гражданскими войнами, реформами и т.д.
Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека. К факторам индивидуальной мобильности относятся продвижения по служебно - профессиональной лестнице, связанной с повышением квалификации, уровнем образования, занятием административных должностей, т.е. того, что называется служебной карьерой. Индивидуальная мобильность может быть также связана с политической, предпринимательской деятельностью, службой в армии, в церкви и других государственных институтах. Однако из эффективных способов восходящей индивидуальной мобильности считается выгодный брак.
Социологи различают также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Внутрипоколенная мобильность означает изменение социальной позиции одним и тем же индивидом вне сравнения с его родителями.
Социальная мобильность изменяется при помощи двух главных показателей: объема и дистанции мобильности. Под объемом мобильности понимается число индивидов или социальных слоев, которые переместились по социальной лестнице в вертикальном направлении за определенный промежуток времени.
Дистанция мобильности — это количество ступеней, по которым удалось подняться или пришлось опуститься индивиду или группе. Нормальной дистанцией считается перемещение на одну-две ступеньки вверх или вниз. Не нормальной - неожиданный взлет по социальной лестнице на ее вершину или падение к основанию. Многочисленные исследования показывают, что социальная мобильность происходит в интенсиво переходных, быстро развивающихся обществах. Стабилизация социальной жизни приводит к снижению темпа социальной мобильности. Чем выше социальный слой, тем труднее в него проникнуть. Тенденция к социальной закрытости присуща всем обществам.
Социальные перемещения индивидов имеют объективные показатели: занятие новой должности, увеличение доходов, приобретение собственности и т.д. Но изменение объективных показателей в жизни индивидов означает, что автоматически изменится их социальное положение. Для того, чтобы полностью «изменить» социальный статус, у индивидов часто возникает проблема вхождения в новую субкультуру группы с более высоким статусом, а также связанная с этим проблема взаимодействия и общения с представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного барьера и барьера взаимодействия и общения необходимо изменить прежний образ жизни, сформировать для себя новые образцы типичного статусного поведения, изменить социальное окружение.
Однако практика показывает, что далеко не всем индивидам удастся пройти социокультурный селективный контроль и комфортно освоиться в новой страте. По всем объективным критериям, поднявшись на более высокую ступень, индивид в силу социокультурных обстоятельств остается за дверью, ведущей в новую страту. Но и старую страту он объективно уже покинул. Его новое положение, стремление вести новый образ жизни т.д. делает его здесь «чужаком» : индивид как бы «провисает» между двумя стратами, между двумя культурами.
Аналогичное положение может сложиться и при движении вниз. Потеряв возможность находиться в верхних слоях общества в результате разорения, утраты властных полномочий и других обстоятельств, человек опускается на более низкую ступень в социальной иерархии, но не может адаптироваться к новым условиям жизни, к новому окружению. Этот феномен нахождения индивида или социальной группы па грани двух общностей, как бы между двумя культурами, связанный с социальными перемещениями, называет маргинальностью (от лат.— находящийся на краю, на границе).
Часто маргинализация индивидов возникает в результате горизонтальной мобильности, прежде всего в миграциях: переездах в другую страну, в другую местность, из города в деревню, из деревни в город, результате миграции человек покидает привычную социальную среду и попадает в новую. Но он не способен отказаться от прежних установок, ценностей; образцов поведения и долгое время (а может быть и всегда) не может освоить новые. В результате у него формируется двойственное самосознание, постоянно возникает психические напряжения. Маргинальные индивиды, по Парсонсу, обладают рядом характерных черт беспокойством, агрессивностью, честолюбием, чувствительностью, естественностью, эгоцентричностью. Маргиналами часто становятся также люди, вступающие в межэтнические и межрасовые браки. Маргинализация индивидов — неизбежный элемент социальной мобильности на протяжении всего развития общества. Этот процесс имеет место в период его стабильного существования. Однако в период ломки общественных отношений, переходные эпохи, когда рушится прежнее социальное устройство, меняется ценностный мир, формируются новые ориентации, образцы и нормы поведения, процесс маргинализации в обществе усиливается. Люди поневоле становятся маргиналами, лишаются устойчивых социальных ориентиров.
Судьба общества, в котором господствует одномерная перспектива оценки, печальна. Чем больше распределение богатства совпадает с распределением социального престижа, тем больше вероятность взаимного отторжения слоев низших, средних и высших, тем ближе и острее опасность дезинтеграции с ее разновидностью от революции до гражданской войны.
Конечно, в мире нет страны, где бедные не испытывали бы неприязни к богатым. Но эта естественно неприязнь может быть усилена или ослаблена - в зависимости от факторов скорее социокультурного, нежели экономического порядка. Если представители малоимущих слоев усвоят, что они не имеют никаких шансов поощрение обществом своих "нетоварных" достоинств, это приведет не только к устрашающей моральной деградации, но и к взрывоопасному обострению классовой ненависти. Не имея шансов разбогатеть, он может добиться признания и почета совсем на другом поприще. Этой проблему должна решать социальная политика.
Социальная политика - это политика регулирования социальной сферы, направленная на достижение благосостояния в обществе. Социальная сфера общественных отношений включает в себя формы регулирования трудовых отношений, участие трудящихся в управлении производственным процессом, коллективные договор государственную систему социального обеспечения и социальных услуг (пособия по безработице, пеней] участие частных капиталов в создании социальных фондов, социальную инфраструктуру (образования, здравоохранение, обеспечение жильем и т.д.), а также реализацию принципа социальной справедливости. Тем самым регулируя отношения между разными социальными стратами.
8.3. Теория социальной структуры М.Вебера
В XX веке значительное хождение в академических и политических кругах получили идеи об обществе упоминавшегося немецкого мыслителя Макса Вебера. Не отрицая существования классов и классовой борьбы, он одновременно обращает внимание на огромную роль "страт" и партий как в социальной структуре общества, так и в формах господства. По существу, Вебер, не приводя для этого убедительных критериев, делит общество на три самостоятельных порядка, являющихся своеобразными подсистемами со своими принципами функционирования: экономический, социальный и политический. Классы действуют и проявляют свою сущность в экономическом порядке. Страты - в социальном, и партии - в политическом порядке. Классом, по Веберу является группа людей, которая находится в одной и той же классовой ситуации. Всего он выделяет три класса.
Первым является класс собственников. Вторым - класс наживы, включающий в себя тех, кто занимается банковскими операциями, торговлей и сферой обслуживания. Третьим является социальный класс. Каждый класс в свою очередь включает в себя различные группы людей, которые и являются собственно классами. Принадлежность к тому или иному классу определяется не отношением к средствам производства, а совершенно произвольными критериями, преимущественно уровнем потребления и формам владения собственностью. Так классу собственников относятся те, у которых различия в собственности являются решающим фактором классовой принадлежности.
Формы и размеры собственности в решающей степени предопределяют классовое расслоение, в соответствии с таким классообразующим принципом класс собственников выглядит так: собственники рабочих, собственники земли; собственники шахт; собственники оборудования и приборов работы; собственник пароходов; собственники ценностей - ювелирных и художественных; финансовые кредиторы. К классу предпочтительно неимущих собственников относятся: объекты собственности, или рабы; деклассированные люди, или пролетарии в античном смысле слова; должники; «бедные». Во второй класс входят предприниматели коммерсанты, промышленники, производители оружия, сельскохозяйственные предприниматели, банкиры финансисты, лица свободных профессий (адвокаты, врачи, артисты), обладающие исключительными способностями или высоким уровнем образования. К классу наживы, со знаком минус, относятся работник занятые в особо качественных сферах производства. Это квалифицированные, полуквалифицированные, неквалифицированные рабочие. Сюда же можно отнести «средние классы», независимых ремесленников крестьян. Кроме того, к ним примыкают отдельные функционеры, находящиеся на государственной службе и частном бизнесе.
К социальным классам относятся пролетариат в целом, мелкая буржуазия, интеллигенция, не обладают собственностью, инженеры, служащие и вообще чиновники, класс собственников, надо полагать мелки поскольку их категория не уточняется, и лица, занятые в системе образования. В этом классе у Вебера почему-то нет класса со знаком минус.
Между этими группами классов находится «средний класс», куда входят социальные слои, обеспечивающие свое существование за счет собственности, своего профессионального образования или того и другого вместе.
Переход из одного класса в другой не составляет трудностей и это не удивительно, так классообразующие признаки весьма размыты и далеко не всегда между классами можно провести четкие различия. Может быть, по этой причине Вебер, хотя и признает существование классовой борьбы, но понимает он ее своеобразно, так как у него нет угнетенных классов. Рабов, пролетариев, должников и «бедных» включает в класс собственников, правда, со знаком минус, то есть не обладающих собственностью.
Одно из принципиальных различий между классами и стратами, по Веберу, состоит в том, что классы возникают в процессе развития производственных и товарных отношений, страты же появляются по мере установления принципов потребления во всех сферах общественной жизни.
Ради достижения своих целей классы, страты и политические партии борются за овладение в общее властью. Отметим, что Вебер отделяет политические партии от их социальной базы, рассматривая их как не самостоятельное, независимое. В то же время вся современная история свидетельствует, что политические партии создаются, а затем действуют с целью защиты интересов определенных социальных сил.
Определяя период наибольшей активности классов и страт, Вебер указывает, что возникновение в общее кризисной ситуации, угрожающей его технико-экономическому состоянию, выдвигает на первый план класс способствует активизации их деятельности. Периоды же спокойного развития общества в наибольшей степ благоприятствуют деятельности страт.
8.4 Понятие социальной стратификации общества. Типология теорий социальной стратификации
С точки зрения социального состава все элементы социальной структуры общества расположили горизонтально, т.е. формально как составные элементы системы они равны. Но в реальном социальном взаимодействии они не равны. В каждом конкретном обществе различные индивиды, группы, классы, общности институты и организации занимают неравное положение. Социальное неравенство предполагает наличие иерархической структуры общества. Одни индивиды, группы, классы и общества располагаются выше или ниже других. А это значит, что они обладают большим или меньшим богатством, властью, имеют ряд преимущественных привилегий по сравнению с другими. Исходя из принципа неравенства, социальный состав превращается в социальную стратификацию — совокупность расположенных в вертикальном иерархическом порядке социальных образований (групп, классов, каст, сословий и т.д.). Таким образом, стратификация представляет собой дифференцирование, ранжирование индивидов, групп, классов в соответствии с занимаемым ими место данной социальной системе.
Неравенство людей — социальных общностей является одной из главных характеристик общества протяжении всей истории его развития. Каковы же причины социального неравенства? В современной западной социологии господствует мнение, что социальная стратификация вырастает из естественной потребности общества в стимулировании деятельности индивидов, мотивируя их деятельность через соответствующие системы наград и поощрений. Однако данное стимулирование в различных научно-методологических школах, направлениях интерпретируются по-разному. В этой связи можно выделить функционализм, экономическую теории и др.
Представители функционализма объясняют причину социального неравенства дифференциацией функций выполняемых различными группами, слоями, классами. Функционирование общества, по их мнению, возможно только благодаря разделению труда, когда каждая социальная группа, слой, класс осуществляют решение соответствующих жизненно важных для всего социального организма задач; одни занимаются производственно-материальных благ, другие создают духовные ценности, третьи управляют и т.д. Для нормального функционирования общественного организма необходимо оптимальное сочетание всех видов деятельности, некоторые из них с позиций этого организма являются более важными, другие менее важными. Так, на основе иерархии социальных функций складывается соответствующая иерархия групп, слоев, классов их выполняют На вершину социальной пирамиды ставятся те, кто осуществляет общее руководство и управление, ибо только они могут поддерживать единство государства, создавать необходимые условия для успешного выполнения других функций.
Подобная иерархия существует не только на уровне государства в целом, но и в каждом социальном институте. Так, по мнению П. Сорокина, на уровне предприятия - основу межпрофессиональной стратификации составляют два параметра: 1. важность занятия (профессия) для выживания и функционирования организм целом; 2. уровень интеллекта, необходимый для успешного выполнения профессиональных обязанностей. П Сорокин считает, что наиболее социально - значимые профессии - это те, которые связаны с функцией организации и контроля.
Следовательно, высокие статусы и занимающие их люди лучше вознаграждаются, имеют больший опыт власти, выше престиж их занятия, более высоким должен быть иуровень образования. Вот мы и получили четыре главных измерения стратификации — доход, власть, образование, престиж. А потому что они исчерпывают круг социальных благ, к которым стремятся люди. Точнее сказать, не самих благ (их как раз может быть много), а каналов доступа к ним. Дом за границей, роскошный автомобиль, яхта, отдых на Канарских островах и т.п. — социальные блага, которые всегда в дефиците (т.е. высокочтимы и недоступны большинству приобретаются благодаря доступу к деньгам и власти, которые в свою очередь достигаются благодаря высоко образованию и личным качествам.
Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация — по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ.
Уже самые древние из известных в истории обществ являются социально- структурированными. Это, с одной стороны, объясняется фактом преемственности социальной организации от животного мира, в котором внутри групп стадных млекопитающих имеют место строгое разграничение по функциям и по иерархическому положению. С другой стороны, социальное структурирование обусловлено объективной необходимостью неравномерного распределения социокультурных благ. Без иерархиезированных отношений между людьми невозможно эффективное взаимодействие, нерезультативен любой вид деятельности.
Процессы социальной стратификации выполняют важную регулярно - организующую роль, помощь обществу на каждом новом историческом этапе приспосабливаться к меняющимся условиям, развивая те формы взаимодействия, которые позволяют ему отзываться на новые требования. Стратифицированный характер взаимодействия людей позволяет поддерживать общество в упорядоченном состоянии и тем самым сохранять е целостность и границы.
Выделяют четыре основных исторических типа социальной стратификации государственно организованно общества; рабовладельческий, кастовый, сословный и классовый; Рабовладельческая стратификационная система основана на прямом насилии. Социальные группы различаются по наличию или отсутствию гражданских прав собственности. Определенные социальные группы этих прав лишены и, более того, наравне с вещами превращены в объект частной собственности. Это положение чаще всего передается по наследству и, таким образом, закрепляется в поколениях.
В основе кастовой стратификационной системы лежат наследственно предписанные социально- профессиональные различия, закреплённые религиозным порядком. Каждая каста представляет собой замкнутую группу, которой отводится строго определенное место в общественной иерархии: существует четкий перечень занятий для членов определённой касты, и изменить своё положение в кастовой системе на протяжении жизни человек не может. Классическим примером общества с господством кастовой системы являлась Индия (юридически эта система была отменена здесь лишь в 1950 г.).
Третий тип представлен сословной стратификационной системой. В этой системе группы различаются наследуемыми юридическими правами, которые, в свою очередь, жестко связаны с их обязанностями и находятся в прямой зависимости от этих обязанностей. При сословной системе допускается ограниченный переход из одного сословия в другое. Развитыми сословными системами являлись феодальные западноевропейские общества или феодальная Россия.
Исторически последний тип — классовая структура. (При этом под классами понимают большие групп людей, объединённых по своему социально-экономическому статусу, который включает обычно три переменных — престиж профессии, уровень образования и уровень дохода). Классы представляют собой социальные групп свободных в правовом отношении людей, обладающих равными основными (конституционными) правами, отличие от предыдущих типов, принадлежность к классам не регламентируется государством, не установлен законом и не передается по наследству.
Следует подчеркнуть, что все перечисленные типы стратификационных систем не существуют в чистом виде. Любое реальное общество является их сложным смешением, комбинацией. Различные тип стратификационных систем предоставляют большие или меньшие возможности для перемещения членов общества внутри социальной структуры, для социальной мобильности.
Глоссарий
Социальная стратификация - центральная тема социологии. Она объясняет социальное расслоение на бедных, зажиточных и богатых.
Рассматривая предмет социологии, можно обнаружить тесную связь трех фундаментальных понятиях социологии - социальной структуры, социального состава и социальной стратификации.
Социальная структура общества - это часть социальной системы (совокупность социальных явлений объединяющей в себе два компонента: социальные связи и социальный состав).
Социальный состав - это набор элементов, составляющих социальную структуру.
Социальная структура — это устойчивая связь элементов в социальной системе. Основными элементам социальной структуры общества являются индивиды, занимающие определенные позиции (статус) выполняющие определенные социальные функции (роли), объединения этих индивидов на основе их статусных признаков в группы, социально - территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т. д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главной структуры общества может быть представлена как групповая, классовая, общностная, стратификационная, институциональная, организационная и т.д. система. Таким образом, социальная структура — это строение-общества в целом, система связей между его основными элементами.
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 1901;