Художественный стиль
Художественный стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка. В нем кроме типичных для него языковых средств используются средства и все других стилей, в особенности разговорного. В языке художественно литературы могут употребляется просторечия и диалектизмы, слова высокого, поэтического стиля, жаргонные, грубые слова, профессионально деловые обороты речи, публицистика. Однако, все эти средства в художественном стиле речи подчиняются основной его функции -эстетической.
Особенность языка художественной литературы составляют:
1) единство коммуникативной и эстетической функций;
2) многостильность;
3) широкое использование изобразительно-выразительных средств;
4) проявление творческой индивидуальности автора. К этому добавим, что язык художественной литературы оказывает большое влияние на развитие литературного языка.
Будучи только частью общелитературного языка, язык художественной литературы выходит за его пределы: для создания «местного колорита», речевой характеристики действующих лиц, а также в качестве средства выразительности в художественной литературе используются диалектные слова, социальную среду характеризуют употребленные в тексте слова жаргонные, профессиональные, просторечные и т. д. Со стилистической целью
используются также архаизмы - слова, выпавшие из актива языка, замененные современными синонимами.
Нередко художественный стиль противопоставляют научному. В основе этого противопоставления лежат разные типы мышления - научного (при помощи понятий) и художественного (при помощи образов). Разные формы познания и отражения действительности находят свое выражение в использовании различных языковых средств.
РАЗГОВОРНЫЙ СТИЛЬ
Под разговорным стилем речи понимают обычно особенности и колорит устно-разговорной речи носителей литературного языка.
Термин «разговорный стиль» понимается двояко. С одной стороны, он употребляется для обозначения степени литературности речи и включается в ряд: высокий (книжный) стиль - средний (нейтральный) стиль - сниженный (разговорный) стиль. Такое подразделение удобно для описания лексики и применяется в виде соответствующих помет в словарях (слова нейтрального стиля даются без пометы). С другой стороны, этим же термином обозначается одна из функциональных разновидностей литературного языка.
Для избегания неудобства, связанного с двузначностью термина, во втором значении часто используется термин «разговорная речь».
Разговорная речь представляет собой особую стилистически однородную, обособленную функциональную систему. Разговорной речи свойственна экспрессивность не только в лексическом плане, но и в плане синтаксическом. Как указывается в одном исследовании, отрицательный ответ на вопрос «Успеем?» чаще всего оформляется такими вариантами: «Где там успеем!», «Куда там успеем!», «Какое там успеем!», «Хорошенькое дело - успеем!», «Так тебе и успеем!» и т. п., и весьма редко слышится ответ: «Нет, мы не успеем».
Разговорный стиль служит для непосредственного общения, когда мы делимся с окружающими своими мыслями или чувствами, обмениваемся информацией по
бытовым вопросам в неофициальной обстановке. В нём часто используется разговорная и просторечная лексика.
Обычная форма реализации разговорного стиля - диалог; этот стиль используется исключительно в устной речи. В нём отсутствует предварительный отбор языкового материала.
В текстах разговорного стиля можно встретить слова с переносными значениями, частицы, междометия, обращения, вводные слова, слова-предложения, повторы слов, ослабление синтаксических связей между словами.
В этом стиле речи большую роль играют внеязыковые факторы: мимика, жесты, окружающая обстановка.
Разговорная речь помимо своей прямой функции средства общения выполняет и другие функции: в художественной литературе она используется для создания словесного портрета, для реалистического изображения быта той или иной социальной среды, в авторском повествовании служит средством стилизации, при столкновении с элементами книжной речи может создавать комический эффект.
Язык как явление социальное выполняет различные функции, связанные с той или иной сферой человеческой деятельности. Важнейшие общественные функции языка следующие: общение, сообщение и воздействие.
Для реализации этих функций исторически сложились и оформились отдельные разновидности языка, характеризующиеся наличием в каждой из них особых лексико-фразеологических, частично и синтаксических, средств, используемых исключительно или преимущественно в данной разновидности языка. Эти разновидности отражаются именно в функциональных стилях речи.
Слово стиль стало означать уже качество написанного. В этом суть стилистики - умение выразить свою мысль по-разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль речи от другого. Функциональные стили - исторически изменяющиеся тенденции или виды соотношений стилей языка, характеризующихся комплексом типичных признаков.
Для каждого функционального стиля характерны определенные средства языка: слова, их формы, фразеологизмы, словосочетания, типы и виды предложений. Причём принадлежность этих средств к тому или другому стилю осознаётся при сопоставлении их с нейтральными средствами, т. е. общеупотребительными. Именно эти средства создают единство литературного языка.
Внутренняя дифференциация языковых стилей может и не опираться на различия функций языка (общение, сообщение, воздействие). Она может осуществляться и на основе структурных или конструктивных противопоставлений и соотношений между частными системами выражения внутри единой структуры языка. Ведь и в слове функциональный заключен двойной смысл. Оно может указывать и на связь стилей с разными функциями языка или с теми или иными разновидностями коммуникативной функции, и на функциональное разграничение сфер употребления этих стилей.
Заключение
В какой бы форме ни осуществлялось деловое общение, оно всегда включает в себя маленькие или большие публичные речи. Умению говорить, или ораторскому искусству, обучали еще в античности. Оно предполагает умение точно сформулировать свои мысли, излагать их доступным для собеседника языком, ориентироваться в общении на реакцию собеседника.
Публичная речь - это не изящная словесность, не риторическое упражнение. Она является средством достижения деловых целей, а не самоцелью. И тем не менее она должна отвечать ряду требований, которые делают ее убедительной, доказательной, логичной, продуманной, а то и просто красивой. Умение красиво и правильно говорить необходимо не только профессиональным актерам и телеведущим. Красивая речь превозносит любого человека, позволяет ему быть более открытым и уверенным в себе.
Сегодня, к сожалению, таких знаний и умений не хватает многим деловым людям. Практически достичь этого можно только при хотя бы приблизительном знакомстве с деловой риторикой, с правилами верного обращения со словом, техникой его использования.
С древнейших времен люди стремились понять, в чем секрет воздействия живого слова: врожденный ли это дар или результат длительного кропотливого обучения и самообразования.
Найти ответы на эти вопросы очень сложно, особенно начинающим. В определенной степени ответ на этот вопрос дает риторика.
Понятие "риторика" (от греч. rhetorike techne -- ораторское искусство) охватывает следующие области знаний: теория речи, искусство речи и ораторское мастерство.
Деятельность человека, профессия которого связана с постоянным произнесением речей, чтением лекций и докладов, просто немыслима без основательных знаний принципов и правил ораторского искусства. К числу таких людей относятся политики, профессора, преподаватели, прокуроры, адвокаты и др. Для них публичная речь - главнейшее оружие.
Публичное выступление -- это общение с аудиторией. В публичном выступлении -- будь то доклад, лекция или выступление -- перед выступающим всегда стоит задача изложить свой материал таким образом, чтобы вызвать интерес у слушателей, облегчить им понимание сообщаемой информации и способствовать ее лучшему запоминанию. Для этого нужно соблюсти ряд принципов информирования. Имеется ряд условий, которые влияют на успешность публичного выступления. О них и пойдет речь далее.
Невозможно представить себе руководителя, которому не приходилось бы выступать публично. Начинающий оратор, оказавшийся один на один с аудиторией, наверняка переживал состояние, когда "язык прилипает к небу", "сердце готово выпрыгнуть из груди", даже если эта аудитория ему знакома. Что же помимо естественного волнения, свойственного каждому начинающему
оратору, мешает чувствовать себя уверенным? Что является причиной неожиданных изменений в человеке, как только ему поручают подготовиться к выступлению, изложить свои мысли? Почему нормальный интеллигентный человек вдруг становится невыразительным, начинает запинаться, а жесты становятся беспорядочными? Почему он часто теряет нить своего рассуждения и отказывается именно от тех утверждений, в которых больше всего уверен?
Это:
-смутное представление о процедуре выступления, нечеткое осознание цели и путей ее достижения;
-страх оказаться некомпетентным;
-опасение потерять нить повествования, оговориться;
-боязнь негативной реакции аудитории;
-ошибочная предварительная оценка слушателей;
-заниженная самооценка (оратор не чувствует за собой права требовать корректного и уважительного к себе отношения), наличие разного рода комплексов (по поводу внешности, манеры держаться или говорить и пр.);
-воспоминания о своих прежних неудачных выступлениях;
-плохая самопрезентация, неумение выразить свои мысли логически последовательно, убедительно.
Для большинства людей выступление перед аудиторией кажется нелегкой задачей. Ошибочно было бы утверждать, что чувство неловкости, страха и трепета перед аудиторией можно преодолеть легко и просто. К сожалению, это не так.
Наполеона как-то попросили выделить самые важные слагаемые успеха. Гениальность? Упорство? Умение увлекать за собой? Наполеон не замедлил с ответом, который оказался простым: "Практика, практика, практика!"
Этот совет является наиболее действенным, так как способствует приобретению опыта.
Преодолеть подобные тревожные ощущения можно, совершенствуя подготовку к выступлению, тренируя внимание и память, повышая уровень самооценки, овладевая техникой релаксации, умением расположить к себе аудиторию, управлять ее вниманием. Выступающий не может чувствовать себя уверенно и управлять вниманием аудитории, пока "привязан к тексту", пока от задачи "что сказать" не перейдет к задаче "как сказать", "как оказать влияние на аудиторию". Последнее предполагает свободное владение материалом
Дата добавления: 2016-02-20; просмотров: 2101;