Отображение объектов и анимация
Характерные особенности систем SCADA
Понятие системы SCADA объединяет программное обеспечение, Функционирующее в составе АСУТП конкретного объекта, и набор инструментальных программных средств, предназначенных для .разработки такого программного обеспечения. Эти две части называются обычно «Средой исполнения» и «Средой разработки» и тесно связаны между собой.
Термин SCADA — сбор данных и оперативное диспетчерское управление — достаточно хорошо отражает основное назначение систем.
Место систем SCADA в программном обеспечении АРМ показано на (рис. 1.).
Отображение объектов и анимация
Одной из основных функций, реализуемых любой SCADA-системой, является предоставление оператору на экране наглядной информации о ходе технологического процесса. Поэтому все они имеют в своем составе мощные и гибкие средства, позволяющие пользователю эффективно создавать экранные формы с минимальными затратами труда и времени. В состав систем входят как наборы графических примитивов для рисования (для создания уникальных собственных объектов), так и наборы (библиотеки) типовых графических объектов. Наборы графических объектов для повторного использования могут быть расширены пользователем.
Поскольку здесь рассматриваются системы SCADA, реализованные в среде MS Windows, организация многооконного интерфейса не представляет трудностей. Соответственно будем считать, что разработка приложения ведется в рамках одного окна.
Вначале осуществляется формирование статического изображения рабочего окна. Это могут быть фон, заголовки, мнемосхема технологического процесса и т. п.
Часто для создания статического изображения используются внешние графические редакторы, например MS PaintBrush и Paint, CorelDraw и др., а готовое изображение затем импортируется в пакет SCADA. Средства импорта изображений (в форматах графических файлов типа BMP (bitmap), PCX и WMF) содержат практически все пакеты SCADA.
Кроме того, как правило, все пакеты SCADA имеют собственные графические системы (средства рисования), позволяющие как создавать статические изображения (объекты), так и оживлять (анимировать) эти объекты (создавать динамические объекты). Основой таких графических систем является набор графических примитивов: линий, прямоугольников, эллипсов, кругов, ломаных линий, текста и средств, для их компоновки. Для каждого примитива можно менять толщину, цвет и стиль линии, а также цвет и стиль заливки (если это фигура с заполнением). Имеется возможность перемещать примитивы, помещать их друг над другом, выравнивать, располагать на равном расстоянии и т.д. Пример набора инструментов для работы с примитивами приведен на (рис. 2.)Данный набор принадлежит одной из имеющихся систем SCADA и является довольно характерным для такого рода инструментария.
Первая и последняя строки предназначены для выполнения вспомогательных операций. Далее следуют (по строкам сверху вниз):
• вторая и третья строки - содержат набор примитивов, в который кроме упомянутых ранее вошли инструмент для выделения объектов, стандартная кнопка, инструменты для импорта изображений, а также специальные табло аварий и трендов;
• строка инструментов для смены толщины и стиля линий;
• строка инструментов для изменения параметров текста;
• строка выбора цветов для линий, заливки примитивов, окна и текста;
• строки выравнивания примитивов, размещения их над/под друг другом, поворота и корректировки конфигурации.
После создания примитивов они могут быть объединены в более крупные образования (элементы, ячейки, объекты). Для определенности будем в дальнейшем именовать как эти более крупные образования, так и созданные примитивы термином объект.
Кроме графических систем для создания (рисования) объектов на основе примитивов, в большинстве профессиональных систем SCADA имеются библиотеки готовых объектов. Объектами в библиотеках Являются как изображения самих технологических объектов (резервуары, задвижки, механизмы, машины и пр.), так и различные табло, указатели, ползунки, кнопки, служащие для отображения параметров процесса и для управления процессом (рис. 3.).
Следует заметить, что полезность библиотеки объектов определяется не столько количеством размещенных в ней объектов, сколько правильным их набором и нужной степенью обобщения.
Следующим шагом построения динамической экранной формы является анимация построенных (или выбранных из библиотек) объектов. Под анимацией понимается способность объектов менять свои свойства при изменении параметров технологического процесса. Изменяемыми свойствами являются толщина, цвет и стиль линии, цвет и стиль заливки (если это фигура с заполнением), а также размеры, положение и ориентация объектов (рис.4.). Предусматривается также
непосредственный ввод параметров (цифрами и текстом, ползунковыми устройствами) и управление процессом с помощью кнопок и переключателей (Пуск/Останов, Включение/Выключение, Вызов Окна и др.).
Хотя разные системы SCADA имеют различные возможности анимации, основной набор для всех них практически совпадает. Наиболее сложные виды анимации (например, ориентация) применимы не ко всем, а только к наиболее простым объектам. Зато на их основе легко строятся указатели типа стрелочных приборов.
Для работы объектов анимации совершенно необходимо, чтобы все изменения параметров процесса своевременно фиксировались и передавались для отображения. Этим занимается подсистема управления переменными.
При использовании анимации должны указываться условия, при которых осуществляется то или иное действие (например, меняется цвет заливки или объект становится невидимым). Наиболее совершенные системы позволяют формулировать эти условия в виде выражений при записи условий анимации (рис.4.). В более простых системах условия базируются непосредственно на переменных, что требует введения специальных (дополнительных) переменных.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 1698;