Пермские мученики, исповедники и подвижники 2 страница

Монастырская жизнь благотворно повлияла на юношу. В монастыре он стал усиленно заниматься и сдал экстерном экзамены за курс училища, получив право на преподавание в церковно-приходских сельских школах. В 1901 году Александр Павлович поступил учителем в церковно-приходскую школу села Мошева; через год он стал помощником учителя в селе Усть-Ныроб. Здесь он женился на Клавдии Александровне.

Когда-то, рано или поздно, но все настойчивее начинает предноситься в уме человека вопрос о смысле его жизни. Если иному человеку, живущему за пределами Руси для удовлетворения запросов души, достаточно отыскать свое дело, то для русского человека этого мало. Ему желается, чтобы смысл его жизни совпадал со смыслом жизни вечной, как он открыт людям Христом, желается, чтобы он был близок и смыслу жизни народному. В момент таких поисков архимандрит Хрисанф посоветовал Александру Павловичу оставить учительство и благословил стать священником. В 1903 году он был рукоположен в сан священника села Леклюртово. Недолго о. Александр здесь прослужил и был переведен в Воскресенский собор города Чердыни. Еще не прокатился по русской земле большевистский каток, и город славился многими выдающимися людьми и, в частности, священниками. По приходе в Чердынь большевиков многие священнослужители были сразу замучены, причем самым жестоким образом - их обливали ледяной водой на морозе до смерти.

В первый раз о. Александр был арестован в 1920 году за отказ сотрудничать с ЧК, он просидел в тюрьме Чердыни около года. Во второй раз его арестовали в 1929 году за сопротивление обновленчеству. В этот год обновленцы употребляли значительные усилия, чтобы захватить православные храмы. Они силой захватили Воскресенский собор, надеясь, что о. Александр продолжит свое служение в нем и тем самым присоединится к обновленцам. Но священник категорически отказался служить с обновленцами и перешел в храм Успения, остававшийся православным, а за ним перешли и все прихожане. Обновленцы запротестовали против ухода прихожан и обратились за помощью к ГПУ. Отец Александр был арестован и обвинен в том, что он своими действиями внес рознь в среду верующих. Сидел он в тюрьме на Усолье. Здание это ранее принадлежало церкви, здесь родились все братья и сестры о. Александра. Освободившись из заключения, о. Александр вернулся в Чердынь, продолжал служить в храме. Гонения на Православную Церковь тем временем не только не уменьшились, но все увеличивались, и священник, чтобы не подвергать жену и детей преследованиям, благословил их переехать в другой город, откуда они приезжали навещать подвижника-отца. В 1936 году близкие стали уговаривать о. Александра оставить священство и перейти на гражданскую службу, домашние даже и костюм ему купили, но он категорически от этих предложений отказался. Всю жизнь он более всего любил Православную Церковь, православную Россию, русский народ, наиболее полно воплотивший в себе идеал христианского совершенства, и для него немыслимо было оставить церковное служение. "Я верю, - говорил он, - что, несмотря на все гонения, православие, которое исповедует русский народ, не будет уничтожено". Отец Александр был арестован 5 августа 1937 года и вскоре расстрелян.

Священник Димитрий Киприанович Овечкин родился 25 мая 1877 года в деревне Малые Подберезы Казанской губернии в семье крестьянина. В 1896 году Дмитрий Киприанович окончил Казанскую учительскую семинарию и стал учителем математики, предполагая жизнь посвятить обучению крестьянских детей. В Казани Дмитрий познакомился со своей будущей женой, дочерью благочестивых уральских купцов, Ольгой Григорьевной Китаевой, преподававшей в школе русский язык. Несколько лет они учительствовали на Урале, а затем переехали в город Осу, где жили родители жены. Здесь Дмитрий Киприанович решил стать священником и поступил в Духовную семинарию, по окончании которой был рукоположен в сан священника к Успенскому собору города Оса. В 1917 году на средства жителей города был выстроен Троицкий собор, и о. Дмитрий стал служить в нем.

Отец Дмитрий своим детям с малолетства старался привить навыки жизни по евангельским заповедям. Однажды дочь о. Дмитрия нашла около дома монету и радостная прибежала домой сообщить об этом отцу с матерью. Отец Дмитрий, выслушав дочь, нахмурился и сказал:

- Пойди и положи ее там, где нашла, потому что не ты ее потеряла и она не твоя.

В 1922 году началось изъятие из храмов церковных ценностей. Отец Дмитрий отказался сотрудничать с комиссией по передаче церковных ценностей, был арестован и заключен в тюрьму, где пробыл около года. После освобождения в 1923 году он приступил к служению в храме. В мороз и стужу, днем и ночью ходил священник по требам, никому не отказывая в просьбах. Его неоднократно вызывали в Осинское ГПУ и предлагали сотрудничество, но он отказался. В 1925 году власти предложили ему стать обновленческим архиереем, что было предательством не только близких, но и самой Церкви, и священник отказался. Отца Дмитрия с семьей выселили из церковного дома, и им пришлось долго скитаться, снимая квартиры.

В двадцатых годах власти устраивали диспуты на религиозные темы и о. Дмитрий решил в них участвовать. Жена отговаривала его:

- Дмитрий, зачем ты участвуешь в этих диспутах, тебя опять посадят! Что мы делать-то будем?

Но о. Дмитрий принял твердое решение отстаивать христианскую веру перед лекторами-безбожниками и участвовал во всех трех диспутах, проходивших в Перми. Сразу после этого он был арестован и приговорен к трем годам заключения, которое отбывал на соляных шахтах в Соликамске. Вернулся он из заключения инвалидом - с больными ногами и поврежденным позвоночником. Власти отправили его на поселение в город Кудымкар, куда к нему приехали жена с сыном. В 1936 году они все вместе переехали к старшей дочери, которая жила в то время в Майкопе. Ольга Григорьевна скучала по родине и не раз говорила мужу:

- Дмитрий, поедем умирать в Осу.

Отец Дмитрий некоторое время колебался, но наконец осенью 1937 года согласился на уговоры жены. Это было время самых беспощадных гонений. По приезде в город священник сразу же был арестован, приговорен к расстрелу и 14 ноября 1937 года расстрелян.

Священник Михаил Андреевич Козьмин родился 29 октября 1885 года. В 1902 году он окончил училище Министерства народного просвещения. Через два года окончил курсы псаломщиков при братстве святого Стефана Пермского и был определен псаломщиком в Никольский храм в городе Перми. В 1909 году Михаил Андреевич был рукоположен в сан диакона и поступил в пастырско-миссионерское училище имени Иоанна Кронштадтского. В 1916 году епископ Пермский Андроник рукоположил его в сан священника к Иоанно-Предтеченской церкви в селе Култаево, где он прослужил до 1937 года. За двадцать лет служения о. Михаила несколько раз арестовывали, предлагали снять сан, но все эти предложения священник отверг.

По воспоминаниям прихожан, о. Михаил, хотя и жил с семьей бедно, но многим помогал и его любили, видя в нем чистого и бескорыстного пастыря. В 1937 году священник был арестован и расстрелян.

Священник Павел Петрович Духонин родился в селе Юг-Осокино в семье священника и впоследствии служил священником в этом селе. Когда начались гонения на Православную Церковь, о. Павел переехал с семьей в село Березовка, где служил до своего ареста в середине тридцатых годов. После освобождения из тюрьмы служил в небольшом деревянном храме в селе Сая. Во время гонений конца тридцатых годов о. Павел был арестован и 27 января 1938 года расстрелян.

Священник Константин Михайлович Воронцов родился в 1876 году в городе Перми. Служил в храме села Частые. Был арестован в 1930 году и приговорен к трем годам заключения. По возвращении из лагеря служил в храме села Спас-Барда. 3 августа 1937 года был арестован и приговорен к десяти годам заключения. Скончался в тюрьме в 1938 году.

К сороковому году почти все храмы Пермской епархии были закрыты, В Перми не осталось ни одной служащей церкви. Ближайшей к городу была церковь в селе Лады. Служил в ней священник Петр Тюриков. В семье их было три брата. Один из братьев эмигрировал в Китай и здесь был убит, другой, опасаясь за свою жизнь, вступил в комсомол, третий стал священником.

Петр Тюриков родился в 1899 году в селе Суксун. Отец его был ремесленником, он изготавливал упряжь для лошадей. В пятнадцать лет Петр отпросился у родителей в Белогорский монастырь, где прожил послушником до его закрытия в 1921 году, после чего вернулся в родное село. В монастыре он хорошо изучил церковный устав и пение и теперь стал в храме регентом. Благодаря ли религиозному воспитанию, полученному в Белогорской обители, собственному ли призванию, но в это время непрекращающихся гонений, он решил стать священником, и в 1931 году был рукоположен в сан иерея ко храму села Черный Яр. Власти всячески притесняли и преследовали его, требовали уплаты все больших и больших налогов, так что он оказывался неуплатным должником и мог быть в любой момент арестован. Налоги требовалось платить не только деньгами, но и мясом, и шкурами. Отцу Петру пришлось разводить свиней, откармливать их и сдавать государству.

Церкви повсюду закрывались, был закрыт и храм, где служил о. Петр, и он перешел в село Ляды. Надвигался арест. Еще можно было его избежать и сохранить жизнь, но для этого надо было перестать служить. Близкие советовали ему уйти из храма в это страшное время, но он не согласился. "Что должно совершиться, то и совершится, надо принимать все, что посылает Господь", - говорил он. Отец Петр прослужил до лета 1940 года, когда пришли его арестовать. Дома его не оказалось, уехал по делам в город, и милиционер остался ждать на ночь. Не выдержав долгого ночного бдения, он улегся на пороге дома и заснул. Отец Петр, не заходя домой, сразу проехал в храм и здесь был арестован. Особое Совещание приговорило его к заключению в концлагерь рядом с поселком Ухта. Здоровье его и без того слабое, совсем расстроилось. В сентябре 1942 года о. Петр попал в лагерную больницу. Из лагеря он писал семье: "По болезни сердца и почек лицо припухло и общая слабость во всем теле. Я лежу в стационаре 14 лагпункта... Кормят не досыта, но лежащему ладно. Жизнь моя по-старому, на общих работах, что заставят. Живите дружно, не ссорьтесь, это не полезно для Вас, дорожите друг другом, любите друг друга сильнее, помогайте друг другу, живите мирно. Благословляю Вас тысячу раз. Отец Петр".

Это его последнее письмо. Тяжелый каторжный труд, болезни и голод исправительно-трудовых лагерей военного времени сделали свое - о. Петр скончался.

Священник Павел Афанасьевич Сергеев родился в 1897 году в селе Мердва. В 1920 году он окончил семинарию и был рукоположен в сан священника ко храму села Кочево Коми-Пермяцкой области. В 1925 году он переведен в село Пихтовка Частинского района, где прослужил до закрытия церкви в 1936 году. Отца Павла часто арестовывали, приходили к нему ночью с обысками. "Что вы ищете, - говорила его жена, - золото? Вот мое золото", - показывала она на лежащих на полу вповалку детей. В 1936 году она умерла, а в августе 1937 года арестовали о. Павла. Вместе с ним были арестованы миряне Феодор Лебедев и его сын Василий, которые из заключения не вернулись. Отца Павла Тройка НКВД приговорила к десяти годам заключения. Первое время он работал на строительстве железной дороги неподалеку от Улан-Удэ, а в 1942 году его перевели на строительство железной дороги в город Котлас. В 1943 году дети получили от него последнее письмо, в котором он писал, что у него началась цинга. В году о. Павел скончался.

В 1939 году власти в Кунгуре закрыли последний храм. Староста Афанасий Иванович Наумов поднял на вышку (чердак) иконы и там обустроил себе моленную. Так он прожил до осени 1947 года, когда был арестован - из заключения он не вернулся.

 

***

 

Верх-Язьвинский район. Глухая тайга. Концлагерь был расположен в тридцати километрах от ближайшей деревни Коновалово. В конце двадцатых годов через эту деревню под усиленным конвоем гнали этап за этапом священнослужителей. В концлагере дома успели поставить только для охраны, срубы бараков для заключенных так и остались недостроенными - все заключенные умерли. Через некоторое время приехал новый конвой - расстрелял охрану лагеря и уехал.

 

***

 

Блаженный Игнатий был родом из села Лупичи Пермской губернии. Он был слепой, и не было у него ни дома, ни родных. По свидетельству очевидцев, силою благодати Божией он имел духовное зрение, и слово его было растворено благодатью. Ради подвига он всегда носил на спине мешок, полный камней, и так сидел, спал, не снимая его. В его бороде и волосах было такое множество вшей, что волосы постоянно шевелились, как бы от ветра. Одна женщина из сострадания к блаженному решила выбрать насекомых из его бороды. Но он не позволил, сказал строго:

- Не смей этого делать! Эта дар Божий мне!

Но удивительным для всех было вот что. Куда бы Игнатий ни приходил ночевать, везде ему постилали чистую простыню, и никогда ни одно насекомое нигде не оставалось и на других не переходило.

Однажды блаженный проходил через большое село. У пяти изб, расположенных в разных местах села, он долго стоял и горько плакал. В тот год на Троицу в этом селе случился пожар, и такой был ветер, что горящие доски с силой разметывало на другие дома, и там занималось пламя, и скоро огонь охватил почти все село; многие дома сгорели дотла, но остались целы и невредимы те пять изб, возле которых плакал блаженный.

Незадолго до кончины блаженный Игнатий сказал:

- Игнашкиным телом поторгуют, поторгуют, а Игнашка останется в своей коже.

Никто этих слов не понял тогда. Все объяснилось само собой. Перед смертью блаженный тяжело заболел, и его привезли в больницу. Два крестьянина из разных сел, узнав об этом, не сговариваясь, решили навестить блаженного в больнице. Приехали, спрашивают разрешения у врача и узнают, что Игнатий умер в предыдущий день и лежит в мертвецкой. Делать нечего, мужики и тому рады, что смогут взять тело блаженного, отвезти в церковь и похоронить по-православному. Но не тут-то было. Врач сообщил: неожиданно объявились родственники почившего, которые продали тело, так что теперь на нем студенты будут изучать человеческое устроение, и тело почившего послужит науке.

- Это дело полезное для всех, - сказал врач, - так как благодаря такого рода изучению врачи учатся лечить здоровых.

Выслушав врача, мужики поспешили найти родственников блаженного, дали им довольно денег и выкупили тело. В храм на отпевание блаженного Игнатия собралось множество народа и духовенства.

Скончался блаженный Игнатий в конце двадцатых годов.

Иеромонах Герасим (Феодор Александрович Егоров) родился 5 февраля 1896 года в поселке Суксун Пермской губернии в семье рабочего. По окончании Красноуфимского церковного училища поступил в Иркутский университет, оканчивать который он, однако, не стал, выбрав иной путь служения Богу и людям - священство. Он был рукоположен в сан священника в 1930 году. Отец Феодор служил на многих приходах Пермской епархии, был прекрасным проповедником, строгим духовником и истовым совершителем церковных служб и святых таинств. В 1937 году он был арестован и вместе с двадцатью семью священниками приговорен к расстрелу. После многочисленных ходатайств расстрел был заменен десятью годами заключения. Он работал на общих работах в лагерях Магадана, Колымы, бухты Ногаева. Без техники, при помощи лопаты и тачки строили заключенные дороги на Колыме. В страшные морозы, почти без одежды, изнемогая от голода, подвергаясь постоянным побоям, работали они по многу часов подряд. Неоднократно священника привозили на тачке едва живым. Но Господь давал силы, о. Феодор вставал, и заключенные тогда, бывало, смеялись над ним: "Поп воскрес!" Однажды заключенный уголовник ударил о. Феодора лопатой по голове. Священник упал, кровь залила глаза, и он уже думал, что это конец, "но и в этот раз какая-то неведомая сила избавила меня от смерти", - вспоминал священник.

В 1946 году о. Феодор освободился из заключения - тяжело больным, почти оглохшим. На воле он заболел тифом, голодал, первое время скитался не имея крова, но когда немного оправился, то попросил у Пермского архиерея священнического места. Архиерей направил его служить в храмАрхистратига Божия Михаила в село Пальники Кунгурского района, но прослужил здесь о. Феодор недолго. В 1948 году он был арестован и приговорен по 58 статье к десяти годам заключения. Семь лет он проработал в лагере на строительстве Камской ГЭС. В 1955 году он был освобожден и снова стал служить в храмах родной епархии, приняв монашеский постриг с именем Герасим. В последние годы его служения, как и в первые, у него не было ни своего дома, ни имущества. Родители монахини Афанасии Барановой соорудили ему на своем огороде крохотную избушку-келью, в ней он и жил. Но прослужил он недолго - здоровье было смертельно подорвано в лагерях и тюрьмах, развилась язва желудка и цирроз печени. Отец Герасим ушел в заштат. Он скончался в 1968 году и погребен на кладбище села Нижняя Курья. Тридцать семь лет он пробыл в священном сане, из которых восемнадцать лет находился в заключении, умер смиренно, не получив на земле никаких наград.

Многими в Пермской епархии почитается как человек праведной жизни игумен Харитон (в миру Василий Емельянович Вилисов). Он родился в семье крестьянина села Рождественского. Его мать Синклитикия очень хотела, чтобы сын стал монахом и усердно молилась об этом. Когда Василию исполнилось четырнадцать лет, он отправился с богомольцами в паломничество в монастырь на Белую Гору. Паломники собрались все старички; шли зимой, мороз доходил до тридцати шести градусов, и по худой одежде Василий дорогой обморозился, так что тело местами покрылось коростой. Пробыли они три дня в обители, и мальчик стал проситься, чтобы его оставили жить в монастыре навсегда. Монах, к которому он обратился с этой просьбой, сказал ему:

- Ну, посмотри, какой ты монах? Ты мальчик негодный, весь коростенный.

На другой день пришел келейник настоятеля монастыря, о. Варлаама, и сказал:

- Иди, мальчик, тебя настоятель зовет.

Когда Василий пришел, о. Варлаам спросил:

- Ты зачем, мальчишка, пришел? Какой из тебя будет монах? Ведь ты монашества ищешь, а недостоин монаха.

Василий расплакался:

- Мне мама сказала, что я буду монахом. У нас много ребят, но она только мне сказала: ты будешь монахом.

- Мама, значит, сказала, - повторил о. Варлаам и, помолчав, добавил, - нет, не принимаю. И, взяв его за плечо, вывел из кельи.

Долго плакал Василий, забившись в угол, а в душе уже принял решение твердое - из обители не уходить.

Позвал его настоятель в другой раз.

- У тебя есть какие-нибудь документы? - спросил он.

Какие-то документы у мальчика были, и он показал их настоятелю.

- Ну, ладно, - сказал о. Варлаам, - посмотрим, какой ты у нас будешь монах. Ты что умеешь делать?

- Я умею лапти плести. За лыком сам схожу.

- А где будешь жить?

- А в конюшне. Вы меня конюхам отдайте, я у конюхов буду жить.

- Какой ты! С конюхами хочешь!

- С конюхами. На хлеб я заработаю. Лыко принесу, лапти сплету и за пять копеек продам. На хлеб хватит, а водичка у вас есть, а мне больше ничего и не надо.

Настоятель распорядился мальчика вымыть, одеть во все чистое, накормить и к пяти часам привести.

Когда привели, о. Варлаам отвел мальчика в алтарь и сказал:

- Ну, теперь клади Богу три поклона.

Поклонился мальчик трижды, и настоятель сказал:

- А теперь мне три поклона.

Затем поцеловал его в лоб:

- Ну, вот, теперь мы с тобой будем друзьями. Ты у меня будешь послушником. Вот тебе подрясник и четки. Послушание твое будет - кадило разжигать.

Началась для Василия жизнь в монастыре. Сначала он разжигал кадило; в свободное время много учился и проявил в деле обучения такую ревность, что впоследствии стал секретарем настоятеля. В монастыре он принял постриг с именем Харитон и, по-видимому, тогда же был рукоположен в сан священника. После закрытия монастыря большевиками о. Харитон, поселившись лесу, выкопал пещеру, в которой устроил небольшой храм. Сама пещера и вход в нее были сделаны с большим искусством: проходя близко, нельзя было догадаться, что здесь человеческое жилье. Лесообъездчиком в тех местах был инок Антоний, частый гость о. Харитона. Три года прожил здесь священник, а затем стал служить в храме села Майкор в тридцати пяти километрах от пещеры. Здесь он прослужил восемь лет, затем его перевели в село Усть-Горевое, где в 1938 году он был арестован и приговорен к десяти годам заключения. Прихожане несколько лет хлопотали о его освобождении, и через шесть лет, в самом конце войны, о. Харитон был освобожден и назначен служить в село Ныроб, где прослужил много лет, затем его перевели в село Чернухи. Во время нового гонения конца пятидесятых - начала шестидесятых годов, храм в селе был закрыт, но о. Харитон остался здесь жить. Он скончался в 1971 году, незадолго перед кончиной приняв схиму с именем Корнилий.

 

 

-----

 

 

1 Список мучеников Пермской епархии за 1918 год был составлен сразу же после ухода красных. Имена мучеников, обстоятельства и время их кончины отличаются исключительной точностью. Расспросы свидетелей впоследствии дали те же самые результаты.

 

2 Архимандрит Хрисанф Клементьев родился в 1862 году. В 1925 году был хиротонисан во епископа Соликамского, викария Пермской епархии. Скончался в 1930 году. Новомученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви, прославлен- ные на Архиерейском Соборе 2000 г.

 

Мученики Петр (Жуков), Прохор (Михайлов) и иже с ними (память 11 апреля по старому стилю)

 

27 марта 1918 года к священнику села Гнездово Вышневолоцкого уезда Тверской губернии явились комендант местной Никулинской волости, два вооруженных красногвардейца, письмоводитель, два члена волостного комитета и предъявили распоряжение председателя волостного совета Журавлева1 произвести опись церковного имущества. В присутствии причта и церковного старосты приступили к описи, в которую включили все вещи из серебра и меди и ризницу. Невзирая на бедность недавно построенного деревянного храма, они взяли из церкви все деньги: двадцать три рубля тринадцать копеек и две кассовые книжки на двести рублей.

На четвертый день после этого Журавлев был схвачен народной толпой и отправлен под конвоем в соседний Козловский комитет, но дорогою, при переходе через реку, он бросился в воду и утонул. Народ признал это явным наказанием Божиим за разорение церкви.

В апреле состоялся волостной сход, и прихожане села Гнездово стали упрекать красногвардейцев в том, что они незаконно захватывают церковное имущество. Особенно отличались своей ревностью к храму Петр Жуков и Прохор Михайлов. Красногвардейцы тут же на сходе арестовали около тридцати человек. В заключении их избили, а затем через некоторое время повели в уездный город Вышний Волочек. Дорогою арестованных жестоко били и, пока шли к городу, убили десять человек. Еще в волостном комитете Петра Жукова избили так, что вся голова его была в ранах, были переломаны пальцы; на седьмой версте мучители покончили со своей жертвой: разрезали скулы, вырезали язык и застрелили. Не меньше мучений перенес и Прохор Михайлов, которого избивали два дня; дорогой ему нанесли восемь штыковых ран и застрелили уже на девятой версте, когда он потерял сознание и стал нечувствителен к пыткам.

Тела убиенных новых Тверских исповедников были торжественно погребены в их приходе. Архиепископ Тверской Серафим (Александров) благословил оповестить о случившемся по всей епархии и отслужить всенародные панихиды во всех городских и сельских церквах.

Причислены к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

 

 

-------

 

1 Сергей Журавлев - председатель Никулинского волостного комитета. В свое время был осуждён за воровство. Незадолго до описываемых событий убил человека при реквизиции хлеба. Постоянно угрожал народу, что закроет все церкви. По его распоряжению были обобраны церкви в селах Гнездово, Ерзовка и Петровское-Новостанское. Новомученики, исповедники и подвижники благочестия Российской Православной Церкви, прославленные на Архиерейском Соборе 2000 г.

 

 

Преподобномученик Петр (Павел Козлов), иеромонах Ниловой Пустыни (память 15 февраля по старому стилю)

Преподобномученик Петр (в миру Павел Федорович Козлов) родился 24 июня 1879 года в деревне Зуево Зубцовского уезда Тверской губернии в семье крестьян Федора и Марии. Павел с детства мечтал стать монахом; по достижении двадцатилетнего возраста он оставил родителей, крестьянское хозяйство и поступил послушником в Нилову пустынь. Через некоторое время он принял постриг с именем Петр.

В России произошла революция, началось время гонений, но монах Петр, выбрав крест церковного служения, пожелал стать священником и был рукоположен в сан иеромонаха.

В середине двадцатых годов власти закрыли Нилову пустынь, и иеромонах Петр стал служить в приходском храме. В 1930 году, воспользовавшись тем, что он не смог вовремя уплатить налоги, власти приговорили его к пяти годам ссылки, которую он отбывал в городе Енисейске. Наученный в монастыре всякому делу, о. Петр зарабатывал на жизнь починкой сапог, пилкой и колкой дров. Чувствуя, что слабеет здоровьем, он подал властям заявление о сокращении срока ссылки по состоянию здоровья и по прошествии четырех лет получил разрешение вернуться на родину.

В 1935 году владыка Фаддей направил его служить в храм села Борки Зубцовского района, где о. Петр прослужил до 19 февраля 1938 года, когда был арестован и заключен в тюрьму города Зубцова.

В день ареста следователь допросил священника и секретаря сельсовета. Секретарь сельсовета показал, что священник рассказывал ему, каковы были условия заключения, о том, что в лагере процветает воровство и что кормят заключенных очистками от картофеля. В 1937 году при уплате налогов за церковь он говорил, что большевики берут налоги и с колхозников, и с церкви, хотя говорят, что Церковь отделена от государства. Говорят одно, а делают другое. Говорил, что раньше крестьяне работали на барина, а сейчас хуже чем барщина: колхознику не дают отдохнуть, он работает целый день, а получать ничего не получает.

На допросе следователь спросил иеромонаха Петра:

- Следствию известно, что вы систематически занимались контрреволюционной антисоветской агитацией среди населения, направленной на подрыв экономической мощи колхозов и советской власти. Говорили, что жить теперь тяжело, все большевики забрали, налогами задавили и так далее. Признаете себя в этом виновным?

- Я виновным себя в этом не признаю, так как антисоветской агитацией не занимался и данных слов никому не говорил.

- Следствию известно, что летом 1937 года вы говорили, что вот, при советской власти ничего не стало. Что вы можете на это сказать?

- Я данных слов не говорил и виновным себя в этом не признаю.

- Следствию известно, что в декабре 1937 года, во время выборов в Верховный совет СССР, вы говорили: "а что нам выбирать, мы их не знаем..."

- Действительно, я был на предвыборном собрании и говорил, что не знаю, за кого голосовать, так как газет я не читал, а больше ничего я не говорил.

- Следствию известно, что во время подписки на заем укрепления обороны страны вы говорили, что сколько ни подписывайся, у большевиков ничего не будет.

- Я таких слов не говорил.

На этом допрос был закончен, закончено и само следствие. 26 февраля Тройка НКВД приговорила иеромонаха Петра к расстрелу. Он был расстрелян через день - 28 февраля 1938 года.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

 

Священномученик Петр (Титов) (память 14 ноября по старому стилю)

Иерей Петр был одним из тех, кто сознательно избрал путь служения Богу и Церкви во время беспощадных гонений. Для него было ясно при самом выборе священнического служения, что власть, с такой яростью исповедующая воинствующее безбожие, к Церкви и ее служителям будет беспощадна. Вероятность и близость ареста, а то и насильственной смерти лишь способствовали тому, чтобы с твердой решимостью отдавать все свои силы служению Богу и пастве.

Священномученик Петр родился в 1890 году в селе Титовском Телятинской волости Весьегонского уезда Тверской губернии в семье псаломщика Николая Титова. Он окончил Тверскую Духовную семинарию и был определен псаломщиком в село Федоровское Конаковского уезда. В 1924 он был рукоположен в сан священника ко храму в селе Архангельском Кимрского района.

Во время его служения в Архангельском начались мероприятия советской власти по коллективизации крестьянских хозяйств. Представители властей, непосредственно занимавшиеся коллективизацией, видели в коллективизации не только хозяйственное мероприятие, но и идеологическое, направленное против веры и Православной Церкви. Будучи заинтересованными противниками Церкви, многие из устроителей колхозов искали любой повод для ареста священников.

10 февраля 1930 года в селе Архангельском остановились на ночлег кимрские коммунисты. Они тут же на месте произвели небольшое следствие, собрав слухи о жизни прихода, где служил о. Петр. Они узнали, что в воскресенье 9 февраля богослужение в храме продолжалось с шести часов утра до четырех часов вечера. Этого факта показалось им вполне достаточно, чтобы применить репрессивные меры к священнику. Придя к председателю сельсовета, они потребовали от него обеспечить явку священника в Кимрское ОГПУ для ответа, почему он собрал в храме около шестисот человек верующих и служил целый день.








Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 1059;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.038 сек.