Воображение и творчество
Очень трудно, подчас невозможно, выразить, в чем заключается сущность творчества. Высшей точкой творчества, его кульминацией является вдохновение, для которого характерен особый эмоциональный подъем, ясность и отчетливость мысли, отсутствие субъективного переживания, напряжения. Выяснено, что продуктивность творческого воображения зависит, главным образом, от волевых усилий человека и является результатом постоянной напряженной работы. По словам И.Е.Репина, вдохновение — это награда за каторжный труд.
Английский ученый Г.Уоллес выделил четыре стадии творчества:
1. Подготовка (зарождение идеи);
2. Созревание (концентрация, «стягивание» знаний, прямо и косвенно относящихся к данной проблеме, добывание недостающих сведений);
3. Озарение (интуитивное схватывание искомого результата);
4. Проверка и применение идеи, решения в практической деятельности.
Несмотря на кажущуюся легкость, произвольность, непредсказуемость возникающих образов, творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами или приемами. Приемы творческого воображения разнообразны:
– агглютинации(в переводе с греческого — «склеивание»). Агглютинация представляет собой комбинацию, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ. Так, например, образ водяной русалки в народных представлениях создался из образов женщины (голова и туловище), рыбы (хвост) и зеленых водорослей (волосы). Таким же образом созданы кентавр, сфинкс, избушка на курьих ножках и т.д.
– акцентирование,заключающееся в том, что в создаваемом образе какая-либо часть,деталь выделяется и особо подчеркивается, например, изменяясь по величине иделая объект непропорциональным. Акцентирование позволяет выделить самое существенное, самое важное в данном конкретном образе. Этим приемом нередко пользуются карикатуристы: воспроизводя одни черты оригинала, — иначе было бы неизвестно, кого хотят изобразить, они утрируют, возводя в абсолютдругие черты. Прием акцентирования может получить дальнейшее развитие, если будет распространен на весь объект. Этого можно достичь 2 способами: увеличив объект по сравнению с действительностью (гипербола)или уменьшив его (литола).Эти приемы широко используются в народных сказках, былинах, так же созданы образы великанов и лилипутов в романе Дж.Свифта «Путешествие Гулливера». Гиперболизация может достигаться за счет изменения количества частей предмета или их смещением: многорукий Будда в индийской религии, драконы с семью головами, одноглазый циклоп и т.д.
– схематизация –этовыведение на первый сходства в объектах. В качестве примера схематизации могут служить национальные орнаменты и узоры, элементы которых заимствованы из окружающего мира. Кроме того, каждый человек без труда может представить себе «итальянца», «англичанина», «китайца», так как эти образы живут в нашем воображении в виде обобщенных схем.
– типизация -выделение существенного, повторяющегося в однородных явлениях с воплощением его в одиночном образе. В результате типизации формируется определенный образ (человека, его дела, взаимоотношений).
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 1083;