Классификация ощущений
Существуют различные подходы к классификации ощущений:
1. По основным модальностям выделяют:
- обоняние;
- вкус;
- осязание
- зрение;
- слух.
2. Систематическая классификация Ч. Шеррингтона делит ощущения на 3 вида:
- интероцептивные – это ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма. Возникают благодаря рецепторам, находящимся на стенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и др. внутренних органов. Это наиболее древняя и элементарная группа ощущений. Они мало осознаваемы и имеют наиболее диффузную форму, чаще всего близки к эмоциональным состояниям.
- проприоцептивные – это ощущения, передающие сигналы о положении тела в пространстве и составляющие основу движений человека. Играют решающую роль в их регуляции. Это ощущение равновесия (статическое) и двигательное (кинестетическое) ощущение. Рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцами Паччини. Возбуждение возникает в этих рецепторах при растяжении мышц и изменении положения суставов. К проприоцептивным ощущениям относится и специфический вид чувствительности, называемый ощущением равновесия, или статическим ощущением. Рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружных каналах внутреннего уха.
- экстероцептивные – это ощущения, обеспечивающие получение сигналов из внешнего мира. Экстероцептивные ощущения являются основной группой ощущений, связывающих человека с внешней средой. Экстероцептивные ощущения принято разделять на две подгруппы:
а) контактные ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным к поверхности соответствующего рецептора. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание.
б) дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние, слух и зрение.
3. Генетическая классификация Х. Хедапозволяет выделить два вида чувствительности:
- протопатическую чувствительность - более примитивную, менее дифференцированную и локализованную, к которой относятся органические чувства (голод, жажда и др.);
- эпикритическая чувствительность - тонко дифференцированная, рациональная, более молодая в генетическом плане. К данному виду чувствительности относят основные виды ощущений человека.
Свойства ощущений
К основным свойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность, пространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги.
1. Качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений (зрительное ощущение качественно отличается от слухового и т.д.).
2. Интенсивность – это количественная характеристика, которая зависит от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора, определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции.
3. Длительность (или продолжительность) ощущения – это временная характеристика возникшего ощущения. Определяется функциональным состоянием органа чувств, временем и интенсивностью действия раздражителя. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время — так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых — 370, а для вкусовых — всего 50 мс. Аналогичным образом, ощущение не исчезает одновременно с прекращением действия раздражителя. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Например, зрительное ощущение сохраняется в виде последовательного образа. Так, например, если в полной темноте на некоторое время зажечь яркую лампу, а потом погасить ее, то после этого некоторое время на темном фоне мы «видим» яркий свет лампы. Эффект последействия также объясняет почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами мультипликационного фильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров — последовательными образами от них.
4. Пространственная локализация раздражителяпозволяют локализовать его в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.
До сих пор шла речь о качественном различии видов ощущений. Однако не менее важное значение имеет количественный анализ интенсивности ощущений. Не всякое раздражение вызывает ощущение. Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определенной величины. Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущения (или порогом появления ощущения). Раздражители, которые не достигают его, лежат под порогом ощущения. Так, например, мы не ощущаем отдельных пылинок и мелких частиц, опускающихся на нашу кожу. Световые раздражители ниже определенной границы яркости не вызывают у нас зрительных ощущений. Величина нижнего абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительностьорганов чувств. Чем слабее раздражители, вызывающие ощущения (т.е., чем меньше величина абсолютного порога), тем выше абсолютная чувствительность органов чувств.
Различные анализаторы обладают разной чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для некоторых пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется, по крайней мере, в 25000 раз больше молекул, чем для возникновения обонятельного ощущения. У человека очень высока чувствительность зрительного и слухового анализаторов.
Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения. Верхним абсолютным порогомощущения называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает болевое ощущение (например, при сверхгромкои звуке, слепящей яркости света и пр.).
Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения и т.д.
От абсолютной чувствительности надо отличать относительную, или разностную,чувствительность, т.е. чувствительность к изменению раздражителя,открытую немецким ученым М.Вебером. Разностная чувствительность —величина относительная, а не абсолютная. Это значит, что чем больше величинапервоначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней для того,чтобы возникло изменение ощущения. Например, изменения в освещенностикомнаты мы замечаем в зависимости от исходного уровня освещенности. Еслиисходная освещенность составляет 100 лк (люксов), то прибавка освещенности,которую мы впервые заметим, должна составлять не менее 1 лк. То жесамое относится и к слуховым, и к двигательным, и к другим ощущениям.Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едвазаметное различие ощущений, называется порогом различения,или разностнымпорогом. Порог различения характеризуется относительной величиной,постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора этосоотношение составляет приблизительно 1/100 от интенсивности первоначального раздражителя, для слухового — 1/10, для тактильного — 1/30.
Феномены ощущений
1. Сенсорная адаптация. Как абсолютная, так и относительная чувствительность наших органов чувств может меняться в очень больших пределах. Например, в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда из человек из темной комнаты переходит в ярко освещенную. В этом случае глаз человек начинают испытывать резь, требуется некоторое время, чтобы анализатор приспособился к яркому освещению. В противоположном случае, когда человек перешел из ярко освещенного помещения в темную комнату, он также сначала ничего не видит (временно «слепнет»,) и необходимо 20-30 мин, чтобы он стал достаточно хорошо ориентироваться в темноте. Как показали исследования, чувствительность глаза при переходе из яркой освещенности в темноту обостряется в 200 000 раз. Описанные изменения чувствительности носят название адаптацииорганов чувств к окружающим условиям. Адаптация – изменение абсолютной и относительной чувствительности органов чувств под влиянием внешних воздействий. Явления адаптации характерны и для слуховой сферы, и для обоняния, осязания, вкуса. Изменение чувствительности, происходящее по типу адаптации, не происходит сразу, оно имеет свои временные характеристики. Эти временные характеристики различны для разных органов чувств. Так, для того, чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с. Так же быстро происходит изменение чувствительности в осязании (слабое соприкосновение с кожей нашей одежды перестает восприниматься уже через несколько секунд). Хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к изменению температуры). Однако эти явления выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре так же, как и к болевым раздражениям, почти не имеет места. Известны и явления адаптации к запахам. Таким образом, выделяют три разновидности явления адаптации:
1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя;
2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. (Данные два вида адаптации относятся к негативной адаптации, так как в результате ее снижается чувствительность анализаторов.)
3. Адаптацией также называют повышение чувствительности под влиянием
действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации определяется как позитивная адаптация. Например, в зрительном анализаторе темновая адаптация глаза, когдаувеличивается его чувствительность под влиянием темноты, — это позитивнаяадаптация. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.
Физиологический механизм явления адаптации состоит в изменениях в функционировании рецепторов. Так, например, известно, что под влиянием света разлагается зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности. Явление адаптации объясняется также процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность.
2. Взаимодействие и взаимовлияние ощущенийдруг на друга.Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений. Все наши анализаторные системы способны влиять друг на друга. При этомвзаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположныхпроцессах — повышении и понижении чувствительности. Общая закономерностьсостоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижаютчувствительность анализаторов при их взаимодействии.Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторовназывается сенсибилизацией.А.Р. Лурия выделил два варианта повышения чувствительности (сенсибилизации):
- на основе устойчивых изменений, происходящих в организме;
- на основе временных физиологических и психологических изменений состоянии организма (например, под воздействием психоактивных веществ, психических расстройств и пр.).
Сенсибилизацию органов чувств легко заметить в следующих случаях: при компенсации сенсорных дефектов (слепота, глухота) и специфических требований некоторых профессий. Так, утрата зрения или слуха в определенной степени компенсируется развитием других видов чувствительности. Слепота вызывает повышение тактильной чувствительности, и люди могут читать книги со специальной азбукой Бройля с помощью пальцев. Известны случаи, когда люди, имеющие ограниченный возможности по зрению, занимались скульптурой, что свидетельствует о высокоразвитом осязании. Глухота вызывает развитие вибрационных ощущений. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слышать музыку - для этого они кладут руку на инструмент. Слепоглухонемые, держа руку у горла говорящего собеседника, могут таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорит.
Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются и у лиц определенных профессий. Красильщики могут различать до 50—60 оттенков черного цвета. Известна способность музыкантов улавливать различия в тонах, не воспринимаемых обычным слушателем или чувствительность вкусового анализатора у дегустаторов.
Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией— возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, например, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные». Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей.
Все эти факты показывают, что острота абсолютной и разностной чувствительности может существенно изменяться и что участие человека в разных формах сознательной деятельности может изменить остроту этой чувствительности.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 6853;