В современной политической науке существует несколько теорий, объясняющих природу политического лидерства.
Теория черт лидера. Ее сторонники (К.Бирд, Э.Богардус, Ю.Дженнингс, Р.Стогдилл и другие) считают предпосылкой признания человека лидером обладание специфическими лидерскими качествами и способностями. Среди них обычно называют острый ум, кипучую энергию, твердую волю, незаурядные организаторские способности, компетентность. Известный американский социолог Э.Богардус в монографии "Лидеры и лидерство" перечисляет еще десятки качеств, которыми должен обладать лидер: чувство юмора, такт, умение предвидеть, внешняя привлекательность и другие. Он пытается доказать, что лидер - это человек, обладающий врожденным биопсихологическим комплексом, обеспечивающим ему власть.
Обширные исследования, проведенные для проверки теории черт, в значительной мере опровергли эту концепцию, так как оказалось, что многие качества лидера почти полностью совпадают с полным набором психологических и социальных признаков личности вообще. Основной недостаток этой теории в том, что она рассматривает лидерство как изолированный феномен, который можно объяснить из него самого, вне связи с историческими и социальными условиями. Не учитывается также то обстоятельство, что выполнение функций лидера способствует развитию необходимых для этого качеств.
Факторно-аналитическая концепция - вторая волна теории черт, учитывающая недостатки первой - различает две группы свойств лидера: чисто индивидуальные качества лидера и характерные для него черты поведения, связанные с достижением определенных политических целей. В результате взаимодействия этих свойств вырабатывается стиль поведения лидера (стиль лидерства), составляющий его "вторую природу".
Вариантом теории черт является харизматическая концепция лидерства, согласно которой лидерство ниспослано отдельным выдающимся лицам как некая благодать (харизма).
Ситуационная теория лидерства (В.Дилл, Т.Хилтон, Д.Рисмэн, Т.Парсонс и другие). Лидерство - это, прежде всего продукт, функция сложившейся в группе ситуации. Именно конкретные обстоятельства определяют отбор политического лидера и детерминируют его поведение. Данная теория не отрицает индивидуальных качеств личности, но и не абсолютизирует их как теория черт. Приоритет в объяснении природы политического лидерства она отдает требованиям обстоятельств. Как видно из исследований Фромма, Рисмэна наиболее встречающийся тип современного буржуазного лидера - это индивид с "рыночной ориентацией". Согласно этой теории лидер является своего рода флюгером. Ограниченность этой теории состоит в том, что принижается активность лидера, индивид рассматривается как "пустой ящик, заполненный обществом" (выражение Ж.Пиаже). Фатализм, свойственный ситуационизму, обрекает личность на пассивность.
Теории определяющей роли последователей (В.Хагеман, Ф.Стэнфорд и другие). Ее сторонники, не удовлетворенные теорией черт и ситуационной концепцией, сделали попытку раскрыть "тайну лидерства" через его последователей. Именно последователь воспринимает лидера, ситуацию и, в конечном счете, принимает или отвергает лидерство. В современной политологии круг последователей лидера понимается достаточно широко: политические активисты, четко определившиеся приверженцы лидера, его избиратели. Лидер и его последователи составляют единую систему, и это позволяет понять и предсказать политическое поведение лидера.
В современной эмпирической социологии, прежде всего американской, в последнее время наибольшее распространение получила так называемая синтетическая или реляционная теория, сторонники которой пытаются объединить указанные выше теории, преодолеть их односторонний характер. Согласно этой концепции при исследовании лидерства необходимо учитывать целый комплекс вопросов, а именно черты лидера, ситуацию, в которой он действует, характер последователей, проблемы, стоящие перед группой.
Прослеженная эволюция различных интерпретаций политического лидерства показывает, что у социологов нет единой целостной теории этого явления. Одни принимают за первичное волю, сознание лидера, другие - групповую психологию. Общим является то, что лидер рассматривается ими как ключевая фигура политического процесса, а проблема политического лидерства переводится обычно в плоскость эмпирических исследований в малых группах, выявляющих психологические и социальные аспекты лидерства. То есть вопрос о возможности создания универсальной концепции лидерства, способной дать научное объяснение этому чрезвычайно сложному и многогранному по своему проявлению феномену, остается открытым.
2. В современной политической науке широко представлена типология политического лидерства. Одна из первых, наиболее распространенная, принадлежит немецкому социологу М.Веберу, который на основе авторитета лиц, осуществляющих власть, выделил три основных типа лидерства:
1. Традиционное, основанное на вере в святость традиций, обычаев (характерно для индустриального общества).
2. Бюрократическое или рационально-легальное. Осуществляется на основе соблюдения процедур и правил.
3. Харизматическое лидерство, основанное на способности увлекать за собой массы без помощи инструментов власти. Особенность харизматического властвования М.Вебер видел в том, что лидер обладает максимальной легитимностью. Этот тип лидерства у него является альтернативой тотальной бюрократизации общества.
В основе первого типа лидерства лежит привычка, второго - разум, третьего - вера и эмоции. Вебер отмечал, что в исторической действительности невозможно встретить в чистом виде эти "идеальные типы" лидерства. Харизматическое лидерство возникает в критических ситуациях и при стабилизации социальной системы трансформируется в другие типы. В относительно спокойные периоды развития для общества предпочтительнее бюрократическое лидерство.
Среди отмеченных типов наибольший интерес вызывает харизматический тип. Существуют различные виды и степени харизматизации. Одним из них является сравнительно-историческая, когда реанимируется образ какого-то исторического деятеля. При этом ему приписываются такие деяния и морально-психологические качества, которыми он не обладал.
Роль духовной сплачивающей силы нации в сложные переломные моменты истории играет нередко актуальная политическая харизма, когда основой выбора для масс становится не партия, а общественный деятель. Лидер, получающий харизматизацию, часто представляется пострадавшим за правду. Так, массовое сознание создает имидж наиболее честного человека, с чем мы столкнулись, например, при росте авторитета таких деятелей как В.Гавел, Б.Ельцин и другие.
Политическая харизма, превращаясь, порой в стартовую, помогает новым лидерам вывести страну из кризиса. Но на эффективное воздействие история отпускает мало времени, затем она вырождается, если не выполнены обещанные программы. Поэтому стартовая политическая харизма должна подкрепиться легальной харизмой, основанной на законе политической борьбы. В противном случае у лидера, теряющего харизму, падает рейтинг, а в обществе растет социальная напряженность. И может случиться так, что политическая харизма, с помощью пропагандистской поддержки, переродится в вождистскую. Харизматический лидер превращается в правителя с "сильной рукой".
М.Вебер полагал, что харизмой должен обладать любой революционный вождь. Несомненно, обладали и обладают ею такие вожди как В.Ленин, И.Сталин, Ким Ир Сен, Ф.Кастро и другие. Харизматическим лидером являлся и российский лидер Б.Ельцин. Это во многом обусловлено тем обстоятельством, что политические отношения в России, при отсутствии многопартийной системы, замыкаются на политических лидерах, сплачивающих вокруг себя сторонников. Политическая позиция российских граждан определяется прежде всего через отношения к президенту: "за" или "против".
Большое внимание зарубежные социологи и политологи уделяют исследованию стилей политического лидерства. Наиболее распространенной является типология, сводящая все стили к авторитарному и демократическому.
Авторитарное лидерство обычно характеризуется следующим образом: все указания даются по-деловому, кратко. Неприветливый тон, похвала и порицания полностью субъективны. Авторитарный лидер требует монопольной власти, единолично определяет и формулирует цели группы и способы их достижения, прибегая к угрозе наказания и чувству страха. Психологический климат в группе, где властвует такой лидер, характеризуется недостатком доброжелательности, взаимного уважения между лидером и подчиненными, которые превращаются в пассивных исполнителей воли лидера. Социально-пространственная позиция лидера - вне группы.
Демократический стиль лидерства является предпочтительнее предыдущего, поскольку не унижает подчиненных, пробуждает в них чувство собственного достоинства, активность. Товарищеский тон, похвала и порицания делаются в форме дружеских советов, предложений. Подобные лидеры с уважением относятся к членам группы, объективны в общении с ними, инициируют участие каждого в деятельности группы, делегируют ответственность, распределяя ее среди всех членов и создавая атмосферу сотрудничества. Социально-пространственное положение лидера - внутри группы.
В современной политической жизни акцент делается на демократическом лидерстве, но реально встречаются переходные формы и оттенки этих двух стилей.
Некоторые исследователи выделяют еще один - "невмешивающийся" или "попустительский" стиль лидерства. Сторонники этого стиля часто ссылаются на слова американского писателя Торо о том, что лучший лидер - тот, кто незаметен. Лидер избегает конфликтов с людьми, передоверяет свои функции заместителям и другим людям, не вмешивается в ход работы группы. По мнению социологов, данный стиль приводит к низкому качеству выполняемой работы. Подобный стиль получил определенное распространение в нашей стране, особенно в годы застоя. Некоторые политологи склоняются к мнению, что черты такого стиля лидерства наблюдались у М.Горбачева, который предпочитал "не знать" о действиях ОМОНа в Литве, кровавых событиях в Баку и Тбилиси.
Маргарет Дж.Херманн (США) называет четыре собирательных образа лидера:
а) "знаменосцев" или великих людей. Его отличает наличие идеала, ради которого он стремится изменить политическую систему;
б) лидеры-"коммивояжеры". Их характерная черта - способность убедить, вовлечь в осуществление задуманного последователей;
в) "марионетки" - служители, выразители интересов своих приверженцев. Такими лидерами обычно руководят, они являются агентами группы, отражающими ее цели и действующими от ее имени;
г) лидеры - "пожарники", отличающиеся быстротой реакции на насущные потребности момента. Руководящая роль такого лидера проявляется в ответах на происходящее в действительности. Ситуация рождает спрос - лидер дает ответ. В реальной политической практике большинство лидеров используют все четыре образа лидерства в различном сочетании.
Разнообразие типов лидерства, трудности их классификации во многом объясняются широким спектром решаемых ими задач. К функциям лидера с содержательной точки зрения можно отнести следующие:
1. Интеграция общества, объединение граждан вокруг национальной идеи, общих ценностей.
2. Нахождение и принятие оптимальных политических решений.
3. Социальная защита масс от беззакония, поддержание порядка с помощью контроля, поощрения и наказания.
4. Коммуникация власти и масс, что предотвращает отчуждение граждан от политического руководства.
5. Охрана народных традиций, инициирование обновления, вселение в массы оптимизма, веры в общественные идеалы и ценности.
В российской истории личность всегда играла важную роль. Практически наше общество никогда не жило в условиях демократии. Власть олицетворяло одно лицо: князь, царь, вождь. В российской политической культуре отмечается такая черта как неуважение к памяти ушедших или потерпевших поражение политических лидеров, раболепие перед новым лидером.
Переходный период в развитии общества дает нам большое число лидеров, чаще всего популистского типа. Многие из них - плоть от плоти старой авторитарной системы. Политическую деятельность они в основном сводят к самоутверждению и борьбе за власть, апеллируя при этом к народным массам, манипулируя их политизированным сознанием. В обществе налицо дефицит доверия к политическим лидерам. Сложная задача формирования нового типа политического лидера может решаться только по мере (и параллельно) осуществления коренных демократических преобразований во всех сферах жизни российского общества, совершенствования механизма отбора лидеров, повышения уровня политической культуры и активности масс.
Лидерство представляет собой исторически сложившуюся социальную потребность людей в организации своей деятельности. Политическое лидерство, ныне присущее всем человеческим обществам, является древнейшей формой организации жизни людей, механизмом интеграции интересов различных слоев населения. Особый интерес эта проблема представляет для российских ученых, политиков. Более семидесяти лет авторитарное лидерство в нашей стране было преобладающим. Несовершенной являлась система отбора лидеров. Трудности переживаемого Россией переходного периода обусловливают необходимость как теоретического осмысления такого социального феномена как политическое лидерство, так и практического решения проблемы формирования лидера нового типа, в стиле деятельности которого органично сочетались бы компетентность, коммуникативность, организаторские способности и высокие моральные качества.
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 1271;