Типы выявляемых закономерностей и классы систем Data Mining.

Выделяют пять стандартных типов закономерностей, которые позволяют выяв­лять методы Data Mining:

· ассоциация

· последовательность

· классификация

· кластеризация

· прогнозирование.

Ассоциация имеет место в том случае, если несколько событий связаны друг с другом. Например, исследование, проведенное в супермаркете, может показать, что 65 % купивших кукурузные чипсы берут также и «кока-колу», а при наличии скидки за такой комплект «колу» приобретают в 85 % случаев. Располагая сведениями о подобной ассоциации, менеджерам легко оценить, насколько действенна предо­ставляемая скидка.

Последовательность. Если существует цепочка связанных во времени событий, то говорят о последовательности. Так, например, после покупки дома в 45% случаев в течение месяца приобретается и новая кухонная плита, а в пределах двух недель 60 % новоселы обзаводятся холодильником.

Классификации. С помощью классификации выявляются признаки, характеризующие группу, к которой принадлежит тот или иной объект. Это делается посредством анализа классифицированных объектов и формулирования некоторого набора правил.

Кластеризацияотличается от классификации тем, что сами группы заранее не заданы. С помощью кластеризации средства Data Mining самостоятельно выделяют личные однородные группы данных.

Прогнозирование. Основой для всевозможных систем прогнозирования служит историческая информация, хранящаяся в БД в виде временных рядов. Если удается найти шаблоны, адекватно отражающие динамику поведения целевых показателей, есть вероятность, что с их помощью можно предсказать и поведение системы в будущем.

Data Mining является мультидисциплинарной областью, возникшей и развивающейся на базе достижений прикладной статистики, распознавания образов, методов искусственного интеллекта, теории баз данных и др. Отсюда обилие методов и алгоритмов, реализованных в различных действующих системах Data Mining. Многие из таких систем интегрируют в себе сразу несколько подходов. Тем не менее, как правило, в каждой системе имеется какой-то ключевой компонент на который делается главная ставка. Ниже приводится классификация указан ключевых компонентов и выделенным классам дается краткая характеристика.

Предметно-ориентированные аналитические системы. Предметно-ориентированные аналитические системы очень разнообразны. Наиболее широкий подкласс таких систем, получивший распространение в области исследования финансовых рынков, носит название «технический анализ». Он представляет собой совокупность нескольких десятков методов прогноза динамики цен и выбора оптимальной структуры инвестиционного портфеля, основан на различных эмпирических моделях динамики рынка. Эти методы часто используют несложный статистический аппарат, но максимально учитывают сложившую в своей области специфику (профессиональный язык, системы различных индексов и пр.). На рынке имеется множество программ этого класса. Как правило, довольно дешевы (обычно $300-$1000).

Статистические пакеты. Последние версии почти всех известных статистических пакетов включают наря­ду с традиционными статистическими методами также элементы Data Mining. Но основное внимание в них уделяется все же классическим методикам — корреля­ционному, регрессионному, факторному анализу и др.

Недостатком систем этого класса считают требование к специальной подготовке пользователя. Также отмечают, что мощные современные статистические пакеты являются слишком «тяжеловесными» для массового применения в финансах и биз­несе. К тому же часто эти системы весьма дороги — от $1000 до $15 000.

В качестве примеров наиболее мощных и распространенных статистических па­кетов можно назвать SAS (компания SAS Institute), SPSS (SPSS), STATGRAPICS (Manugistics), STATISTICA, STADIA и др.

Нейронные сети. Это большой класс систем, архитектура которых имеет аналогию (как теперь из­вестно, довольно слабую) с построением нервной ткани из нейронов. В одной из наиболее распространенных архитектур, многослойном перцептроне с обратным распространением ошибки, имитируется работа нейронов в составе иерархичес­кой сети, где каждый нейрон более высокого уровня соединен своими входами с выходами нейронов нижележащего слоя. На нейроны самого нижнего слоя подаются значения входных параметров, на основе которых нужно принимать какие-то решения, прогнозировать развитие ситуации и т. д. Эти значения рас­сматриваются как сигналы, передающиеся в следующий слой, ослабляясь или усиливаясь в зависимости от числовых значений (весов), приписываемых меж­нейронным связям. В результате на выходе нейрона самого верхнего слоя выра­батывается некоторое значение, которое рассматривается как ответ — реакция всей сети на введенные значения входных параметров.

Для того чтобы сеть можно было применять в дальнейшем, ее прежде надо «натренировать» на полученных ранее данных, для которых известны и значения входных параметров, и правильные от­веты на них. Тренировка состоит в подборе весов межнейронных связей, обеспе­чивающих наибольшую близость ответов сети к известным правильным ответам.

Основным недостатком нейросетевых методов является необходимость иметь очень большой объем обучающей выборки. Другой существенный недостаток заключается в том, что даже натренированная нейронная сеть представляет собой «черный ящик». Знания, зафиксированные как веса нескольких сотен межнейронных связей, плохо поддаются анализу и интерпретации человеком.

Примеры нейросетевых систем — BrainMaker (CSS), NeuroShell (Ward Systems Group), OWL (HyperLogic). Стоимость их довольно значительна: $1500-8000.

Системы рассуждений на основе аналогичных случаев. Идея систем case based reasoning (CBR) на первый взгляд крайне проста, для того чтобы сделать прогноз на будущее или выбрать правильное решение, эти системы находят в прошлом близкие аналоги наличной ситуации и выбирают тот же ответ, который был для них правильным. Поэтому этот метод еще называют методом «ближайшего соседа» (nearest neighbour). В последнее время paспространение получил также термин memory based reasoning, который акцентирует внимание на том, что решение принимается на основании всей информации, накопленной в памяти.

Системы CBR показывают неплохие результаты в самых разнообразных задачах. Главным их минусом считают то, что они вообще не создают каких-либо моделей или правил, обобщающих предыдущий опыт, — в выборе решения они основываются на всем массиве доступных исторических данных, поэтому невозможно сказать, на основе каких конкретно факторов CBR-системы строят свои ответы.

Другой минус заключается в произволе, который допускают системы CBR при выборе меры «близости». От этой меры самым решительным образом зависит объем множества прецедентов, которые нужно хранить в памяти для достижения удовлетворительной классификации или прогноза.

Примеры систем, использующих CBR, — КАТЕ tools (Acknosoft, Франция), Рattern Recognition Workbench (Unica, США).

Деревья решений. Деревья решения (decision trees) являются одним из наиболее популярных подходов к решению задач Data Mining. Они создают иерархическую структуру классифицирующих правил типа «ЕСЛИ... ТО...» (if-then), имеющую вид дерева. Для принятия решения, к какому классу отнести некоторый объект или ситуацию, требуется ответить на вопросы, стоящие в узлах этого дерева, начиная с его корня. Вопросы имеют вид «значение параметра А больше х?». Если ответ положительный, осуществляется переход к правому узлу следующего уровня, если отрицательный — к левому узлу; затем снова следует вопрос, связанный с соответ­ствующим узлом.

Популярность подхода связана как бы с наглядностью и понятностью. Но дере­вья решений принципиально не способны находить «лучшие» (наиболее полные и точные) правила в данных. Они реализуют наивный принцип последователь­ного просмотра признаков и «цепляют» фактически части (осколки) настоящих законо­мерностей, создавая лишь иллюзию логического вывода.

Вместе с тем, большинство систем используют именно этот метод. Самыми изве­стными являются See5/C5.0 (RuleQuest, Австралия), Clementine (Integral Solutions, Великобритания), SIPINA (University ofLyon, Франция), IDIS (Information Discovery, США), KnowledgeSEEKER (ANGOSS, Канада). Широко используются при анализе банковской информации. Стоимость этих систем варьи­руется от $1 до $10 тыс.

Эволюционное программирование. Проиллюстрируем современное состояние данного подхода на примере системы PolyAnalyst — отечественной разработки, получившей сегодня общее признание на рынке Data Mining. В данной системе гипотезы о виде зависимости целевой переменной от других переменных формулируются в виде программ на некотором внутреннем языке программирования. Процесс построения программ строится как эволюция в мире программ (этим подход немного похож на генетические алгоритмы). Когда система находит программу, более или менее удовлетворительно выражающую искомую зависимость, она начинает вносить в нее небольшие модификации и отбирает среди построенных дочерних программ те, которые повышают точность. Таким образом система «выращивает» несколько генетических линий программ, которые конкурируют между собой в точности выражения искомой зависимости. Специальный модуль системы PolyAnalyst переводит найденные зависимости с внутреннего языка системы на понятный пользователю язык (математические формулы, таблицы и пр.).

Другое направление эволюционного программирования связано с поиском зависимости целевых переменных от остальных в форме функций какого-то опреде­ленного вида. Например, в одном из наиболее удачных алгоритмов этого типа - методе группового учета аргументов (МГУА) — зависимость ищут в форме полиномов. В настоящее время из продающихся в России систем метод МГУА реализован в системе NeuroShell компании Ward Systems Group.

Стоимость систем до $5000.

Генетические алгоритмы. Генетические алгоритмы вошли сейчас в стандартный инструментарий методов Data Mining.

Первый шаг при построении генетических алгоритмов — это кодировка исходных логических закономерностей в базе данных, которые именуют хромосомами, а весь набор таких закономерностей называют популяцией хромосом.

Далее для реализации концепции отбора вводится способ сопоставления различных хромосом. Популяция обрабатывается с помощью процедур репродукции, изменчивости (мутаций), генетической композиции. Эти процедуры имитируют биологические процессы.

Наиболее важные среди них: случайные мутации данных в индивидуальных хромосомах, переходы и рекомбинация генетического материала, содержащегося в индивидуальных родительских хромосомах (аналогично гетеросексуальной репродукции), и миграции генов. В ходе работы процедур на каждой стадии эволюции получаютсяпопуляции со все более совершенными индивидуумами.

Генетические алгоритмы удобны тем, что их легко распараллеливать. Например можно разбить поколение на несколько групп и работать с каждой из них независимо, обмениваясь время от времени несколькими хромосомами. Существуют также и другие методы распараллеливания генетических алгоритмов.

Генетические алгоритмы имеют ряд недостатков. Критерий отбора хромосом и используемые процедуры являются эвристическими и совсем не гарантируют нахождение «лучшего» решения. Как и в реальной жизни, эволюцию может «зак­линить» на какой-либо непродуктивной ветви. И, наоборот, можно привести примеры, как два неперспективных родителя, которые будут исключены из эволюции гене­тическим алгоритмом, оказываются способными произвести высокоэффективно­го потомка. Это становится особенно заметно при решении высокоразмерных задач со сложными внутренними связями.

Примером может служить система GeneHunter фирмы Ward Systems Group (стоимость — около $1000).

Алгоритмы ограниченного перебора. Алгоритмы ограниченного перебора были предложены в середине 60-х годов М. М. Бонгардом для поиска логических закономерностей в данных. С тех пор они продемонстрировали свою эффективность при решений множества задач из самых различных областей.

Эти алгоритмы вычисляют частоты комбинаций простых логических событий в подгруппах данных. Примеры простых логических событий: X=а; Х< а; Х>а;, а<Х<b и др., где Х — какой либо параметр, а и b — константы. Ограничением служит длина комбинации простых логических событий (у М. Бонгарда она была равна 3). На основании анализа вычисленных частот делается заключение о по­лезности той или иной комбинации для установления ассоциации в данных, для классификации, прогнозирования и т. п.

Наиболее ярким современным представителем этого подхода является система WizWhy предприятия WizSoft.

Авторы WizWhy утверждают, что его система обнаруживает все логические if-then-правила в данных. Однако, во-первых, максимальная длина комбинации в if-then-правиле в системе WizWhy равна 6, и, во-вторых, с самого начала работы алгоритма производится эвристический поиск простых логических событий, на которых потом строится весь дальнейший анализ.

Тем не менее, система WizWhy является на сегодняшний день одним из лидеров на рынке продуктов Data Mining. Система постоянно демонстрирует более высокие показатели при решении практических задач, чем все остальные алгоритмы. Стоимость системы около $4000, количество продаж - 30 000.

Системы для визуализации многомерных данных. В той или иной мере средства для графического отображения данных поддержи­ваются всеми системами Data Mining. Вместе с тем, весьма внушительную долю рынка занимают системы, специализирующиеся исключительно на этой функции.

В подобных системах основное внимание сконцентрировано на дружелюбии пользо­вательского интерфейса, позволяющего ассоциировать с анализируемыми пока­зателями различные параметры диаграммы рассеивания объектов (записей) базы данных. К таким параметрам относятся цвет, форма, ориентация относительно собственной оси, размеры и другие свойства графических элементов изображе­ния. Кроме того, системы визуализации данных снабжены удобными средствами для масштабирования и вращения изображений. Стоимость систем визуализации может достигать нескольких сотен долларов.

Рынок систем Data Mining экспоненциально развивается. В этом развитии принимают участие практически все крупнейшие корпорации. В частности, Microsoft непосредственно руководит большим сектором данного рынка (издает специальный журнал, проводит конференции, разрабатывает собственные продукты).

Системы Data Mining применяются по двум основным направлениям:

· Как массовый продукт для бизнес-приложений.

· Как инструменты для проведения уникальных исследований (генетика, хи­мия, медицина. финансы и пр.).

В настоящее время стоимость массового продукта от $ 1000 до $10 000. Количество инсталляций массовых продуктов, судя по име­ющимся сведениям, сегодня достигает десятков тысяч. Лидеры Data Mining связывают будущее этих систем с использованием их в качестве интеллек­туальных приложений, встроенных в корпоративные хранилища данных.

Несмотря на обилие методов Data Mining, приоритет постепенно все более смещается в сторону логических алгоритмов поиска в данных if-then-правил. С их помощью решаются задачи прогнозирования, классификации, распознавания образов, сегментации БД, извлечения из данных «скрытых» знаний, интерпретации данных, установления ассоциаций в БД и др. Результаты таких алгоритмов эффективны и легко интерпретируются.

Вместе с тем, главной проблемой логических методов обнаружения законо­мерностей является проблема перебора вариантов за приемлемое время.








Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 856;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.