Аналітико-системна сімейна психотерапія.

1. Аналитико-системная семейная психотерапия представляет собой оригиналь­ную модель семейной психотерапии, основанную на синтезе парадигм психоана­лиза, системного и нарративного подходов (Эйдемиллер Э. Г., Александрова Н. В.). В этой модели данью психоанализу в теоретиче­ском и технологическом планах является исследование исторического прошлого семьи в целом и ее членов в отдельности, системы их отношений внутри- и межличностного пространства, особенностей прохождения фаз жизненного цикла. В соответствии с основными положениями системной семейной психотерапии в рамках аналитико-системной психоте­рапии разбору и коррекции подвергаются заявляемые клиентами личностные и межличностные проблемы, семейные правила и мифы, границы и подсистемы, последовательность взаимодействий. Использование нарративного подхода позволяет сосредоточить усилия на описании, восстановлении, соединении вербального эмоционального и поведенческого компонентов контекста семейных взаимоотношений. При этом основным средством для достижения психотерапевтических целей является язык, на котором происходит общение в семьях, обратившихся за психотерапевтической помощью. Отметим, что до распространения нарративного подхода в психотерапии (приблизительно до 1985 г.) представители разных и направлений заставлялили своих клиентов говорить на языке определенных методов — психоанализа, аналитической психодрамы, гештальт-терапии и др. Ра­зумеется, лучшими знатоками таких языков были сами специалисты. Нарратив­ные психотерапевты вслушиваются в вербальные сообщения своих клиентов, постигают кроющуюся за содержанием структуру и, осуществив присоединение к семье, начинают выполнять функцию посредника. Они стараются говорить на языке данной семьи и осуществлять кор­рекцию взаимоотношений, отраженных в особенностях данного языка. Как было заявлено выше, в рамках аналитико-системной семейной психотера­пии мы рассматриваем историческое прошлое как семьи в целом, так и отдельных ее представителей, их взаимоотношения, внутри- и межличностное пространство, прохождение фаз жизненного цикла.

Основываясь на собственном психотерапевтическом опыте, Э.Г.Эйдемиллер, И.В.Добряков, И.М. Никольская выделяет пять этапов групповой динамики психотерапевтических групп.

0. Предгрупповая ситуация.

1. Зависимость и ориентация.

2. Переформулирование целей и перераспределение ответственности.

3. Групповая сплоченность и исследование статусных и ролевых различий.

4. Экзистенциальный выбор.

В жизненном цикле семьикак малой группы (ЖЦС) ими выделены следующие семь фаз:

0. Прелюдия семейной жизни.

1. Рождение семьи.

2. Семья в ожидании ребенка — «рождение» семьи.

3. Выход детей из семьи во внесемейные институты.

4.Выбор ребенком собственного жизненного пути и его возможный уход из семьи.

5. Смерть родственников и одного из супругов.

6. «Смерть» семьи.

Вышеперечисленные этапы групповой динамики психотерапевтической груп­пы и жизненного цикла семьи они считают имманентными нормативными стрес­сорами в развитии живых открытых систем — групп и семей. Присутствие таких стрессоров трансформирует эволюционное развитие живых систем в революци­онное, а затем снова — в эволюционное.

На этапе предгрупповой ситуации в психотерапевтической группе происходят события, характеризующие как потенциальных участников групповой психотера­пии, так и самих психотерапевтов. Потенциальные участники обычно плохо себе представляют, что такое групповая психотерапия. Они боятся самораскрытия и возможного осуждения, вследствие чего мотивация па участие в работе группы может быть неустойчивой, а вера в успех лечения — недостаточной. Пациенты нуждаются в адаптации к личности психотерапевта, к помещению, в котором бу­дет проходить работа, в знакомстве друг с другом.

Что касается самого группового психотерапевта, то он на этой стадии должен произвести инвентаризацию собственного внутри- и межличностного простран­ства с целью понимания личностных и профессиональных мотивов: «Зачем, с ка­кой целью и почему именно в данный момент я пригласил именно этих людей на групповую психотерапию и каких результатов я ожидаю?» Чем тщательнее он готовит себя и участников группы к совместной работе, тем больше уверенности в том, что сам процесс групповой психотерапии будет проходить более структури­рованно и будет более управляемым. Можно сказать, что эффективная работа пси­хотерапевта и потенциальных участников на нулевой фазе в значительной мере предопределяет эффективность прохождения группой остальных этапов.

В ЖЦС на нулевой фазе молодые люди желают построить свою жизнь по типу пробного брака. Они могут жить вместе, испытывать положительные чувства друг к другу, но при этом рекреативные потребности преобладают над репродуктивны­ми. Такая связь не оформлена. В это время родители молодой пары параллельно и взаимосвязано переживают стресс, связанный с тем, произойдет ли регистрация супружеских отношений и насколько эмоционально, идеологически и материаль­но они — родители и дети — готовы к построению этих новых отношений.

На первой фазе ЖЦС супружеские отношения оформлены либо как зарегист­рированный брак, либо осуществляются в гражданском браке — сожительстве, хотя в семье уже могут быть дети и родительские права юридически подтверждены. Наиболее трудной проблемой молодой семьи является выработка общей идеологии, которая наименее противоречивым образом соединит идеологии несколь­ких поколений родительских семей. Другая проблема — распределение семейных ролей и обязанностей между супругами. Они переживают тревогу по поводу того, кто из них будет исполнять роль донора (отца, матери), а кто — реципиента. В то же время оба верят в уникальность своего выбора и своей совместной жизни.

Супружеские отношения в этот момент являются психологическим симбио­зом. Это второй в жизни людей симбиоз после физиологической связи матери и младенца. Супружеские симбиотические отношения на этой фазе ЖЦС являются нормальными в отличие от всех других подобных отношений в разные периоды жизни.

Сравнение нулевого и первого этапов групповой динамики психотерапевти­ческих групп и ЖЦС показывает определенную идентичность происходящего: наличие эмоционального напряжения, тревожности и веры в правильность сде­ланного выбора, зависимости и потребности в обновлении поведенческого репертуара. Эти события в определенной мере перекликаются с переживаниями мла­денцев, находящимися на стадии индивидуализации (оральной).

На второй фазе ЖЦС, когда в семье появляется ребенок, родители подтверж­дают свою принадлежность к миру взрослых, поскольку единственным достовер­ным биологическим признаком, отделяющим этот мир от мира детства, является факт рождения детей. С момента наступления беременности супруги начинают трансформировать свое общение из диалога в триалог. Помимо радости от того, что их единение и взаимопроникновение воплотилось в зарожде­нии ребенка, они испытывают эмоциональное напряжение из-за изменения роле­вой структуры семьи.

Кроме этого, семья в целом и каждый супруг в отдельности могут переживать по поводу того, что внутрисемейные обязанности блокируют их ожидания, свя­занные с внесемейными ситуациями, что приводит к удалению от друзей, коррек­тировке перспектив профессиональной карьеры и т. д. Усложнение структуры се­мейных ролей сопровождается появлением новых прямых и обратных связей, вследствие чего саморегуляция этой новой системы и управление ею требуют больших усилий и опыта.

Имеется сходство процессов на второй фазе ЖЦС, второй и третьей стадиях групповой психотерапии, которое заключается в необходимости переформулиро­вания целей и перераспределения ответственности, исследования новых статус­ных и ролевых позиций. То же самое можно сказать и об идентичности происхо­дящего на третьем и четвертом этапах групповой психотерапии, с одной стороны, и на третьей-шестой фазах ЖЦС — с другой.

Сравнение того, что происходит с личностью, семьей и психотерапевтической группой на каждой ступени их развития показывает изоморфность структурных элементов бытия личности и группы при полном или неполном совпадении их содержательных сторон.

3. На протяжении последних десяти лет, начиная с 1990 г., Эйдемил­лер Э. Г., Александрова Н. В., 2001 разрабатывали оригинальную модель аналитико-системной семейной психотерапии.

При классической системной семейной психотерапии психотерапевт занима­ется исследованием характера и последовательности взаимодействий членов се­мьи, корригируя эти взаимодействия; семья обретает новый статус-кво, при кото­ром симптомы исчезают. Можно сказать, что системные психотерапевты работают с формой. В свою очередь, психоаналитик работает не только с содержанием, но и формой. Выслушивая спонтанные ассоциации или рассказы о сновидениях, он угадывает и то, и другое в отношении наиболее предпочтительных эмоционально-поведенческих реакций, связанных с фрустрациями на ранних этапах онтогенеза, регрессиях, фиксациях.

принципы:

1. Выдвижение психотерапевтических гипотез.

2. Циркулярность.

3. Нейтральность.

4. Позитивное истолкование симптомов или проблем клиента и его семьи.

Построение психотерапевтических гипотез обусловлено тем, что семейный психотерапевт, несмотря паевой профессиональный и личностный опыт, каждую семью, приходящую на психотерапию, встречает как первую и последнюю в своей жизни. За одним и тем же паттерном взаимодействия, наблюдаемым во многих нефункциональных семьях, можно разглядеть разные, подчас весьма причудливые истории развития семьи, особенности прохождения ею фаз жизненного цикла семьи. Гипотезы, которые выстраивает семейный психотерапевт, позволяют структурировать содержательную сторону описаний родственниками своих проблем, своих взаимоотношений, ролевых ожиданий и ролевого поведения, то есть видеть и услышать структуру семейного контекста. В дальнейшем клиенты сами начнут выдвигать гипотезы относительно своего поведения, вначале параллельно с психотерапевтом, а потом и самостоятельно.

Принцип циркулярности мы понимаем как в этиопатогенетическом смысле так и в практическом, когда участников психотерапии опрашивают по кругу. Если участник, к примеру, говорит: «Когда моя мать хмурится, у меня падает настроение», — то психотерапевт спрашивает у других членов семьи: «А что вы чувствуете, когда мать хмурится? А вы сами, мама?» Осуществляя круговой опрос, мы не только выявляем особенности взаимоотношений членов семьи и, соответственно, позволяем им осознать это, но также задаем вопросы участникам о том, как они себя чувствуют, какие у них появляются ассоциации, воспоминания. Во время такой беседы кто-нибудь может вспомнить эпизод из своей жизни и рассказать о нем. У других нередко также появляется желание поделиться своими воспоминаниями, и оказывается, что независимо от содержания историй, они изоморфны по форме. И, как это не удивительно, эти рассказы выражают, таким образом, общую матрицу бессознательных переживаний участников на этом сеансе.

Кроме того, психотерапевт сохраняет принимающую, нейтральную позицию по отношению ко всем членам семьи. И наконец, симптоматика клиента рассматривается как способ адаптации, поэтому задачей психотерапии становится поиск других, более эффективных путей приспособления.

Основные техники при проведении аналитико-си­стемной семейной психотерапии следующие:

—вербальная дискуссия, осуществляемая в форме кругового опроса;

—исследование исторического прошлого каждого члена семьи и семьи в целом;

—конструктивное использование дистанции между членами семьи;

—исследование внешних и внутренних границ;

—исследование функционирования подсистем и стандартов взаимодействия;

—психодраматизация и психоскульптурироваиие;

 

Приводим в качестве иллюстрации описание аналитико-системной семейной психотерапии больной Эванжелииы Г., 30 лет, страдающей фобиями.








Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 540;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.