Процессуальная форма.
Процессуальная форма – это установленные уголовно-процессуальным правом структура всего производства по делу, отдельных его стадий и действий, их внешний облик, условия, последовательность, порядок совершения и оформления (фиксации).
Процессуальная форма – это способ существования содержания. Она обеспечивает возможность восприятия процессуальных действий, ознакомление с содержанием, результатами и порядком их проведения. Процессуальная форма создает необходимые условия для дальнейшего использования данных, имеющих значение для правильного разрешения дела, позволяет контролировать процессуальную деятельность.
Так, условиями возбуждения уголовного дела являются предусмотренный законом повод и достаточные основания (ч.1 ст.175 УПК). Предварительное расследование производится только после возбуждения уголовного дела (ч.1 ст.183 УПК). А решение о возбуждении уголовного дела должно быть оформлено мотивированным постановлением органа уголовного расследования (ст.175 УПК). Все эти положения являются элементами уголовно-процессуальной формы.
О значении соблюдения процессуальной формы указывалось еще во времена Великой Французской Революции в Декларации прав человека и гражданина 1793 года. В ст. 10 этого акта сказано: "Никто не может быть обвинен, арестован и лишен свободы иначе, как в случаях, установленных законом, и по форме, им предписанной". А в ст. 11 говорится: "Всякий акт, направленный против кого-либо в случаях, не указанных законом и без установленных им форм, является актом произвола и тирании".
О значении процессуальной формы писал и Ш. Монтескье в своем произведении "О духе законов": "Если вы взглянете на судебные формальности с точки зрения тех затруднений, которые встречает в них гражданин, добивающийся возвращения своего имущества или получения удовлетворения за нанесенную ему обиду, то вы, конечно, найдете, что их слишком много. Если вы рассмотрите их с очки зрения их отношения к свободе и безопасности граждан, то вы нередко найдете, что и слишком мало, и увидите, что все эти затруднения, издержки, проволочки и самые ошибки правосудия являются той ценой, которою каждый гражданин оплачивает свою свободу". (Избр. Произв. М., 1956. С.224)
Еще в 1924 в утвержденных V Всероссийским съездом деятелей советской юстиции тезисах доклада "Вопросы уголовного судебного процесса" отмечалась связь между законностью и уголовно-процессуальной формой:
1. Осуществление законности стоит в прямой связи с судебно-процессуальными формами вообще и уголовно-процессуальными – в частности.
2. Процессуальные формы являются не только внешними условиями отыскания истины, но и единственными условиями, решительно влияющими на самую возможность этих отысканий.
3. Поэтому правильное построение этих процессуальных форм является задачей исключительной важности". (V Всероссийский съезд деятелей советской юстиции. М., 1924. С.19).
В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР №2 от 18 марта 1963 года "О строгом соблюдении законов при рассмотрении судами уголовных дел" подчеркивается: "Некоторые судьи считают допустимыми так называемые незначительные отступления от требований процессуального закона, забывая о том, что неукоснительное соблюдение предусмотренной законом процессуальной формы является непременным условием установления истины по делу и принятия правильного решения". (Бюллетень Верховного Суда СССР. 1963. №3. С.3-6).
О необходимости соблюдения процессуального порядка получения доказательств указано в ст.27 Конституции Республики Беларусь и ч.3 ст.8 УПК. В них подчеркивается, что доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы. Таковыми признаются и решения, принятые органами, ведущими уголовный процесс, с нарушением процессуальной формы (ч.2 ст.8 УПК).
Таким образом, значение процессуальной формы состоит в следующем:
· Ее соблюдение является непременным условием законности осуществления уголовного процесса;
· Ее соблюдение обеспечивает принятие законного и обоснованного решения и установление истины по уголовному делу;
· Ее соблюдение гарантирует защиту прав и законных интересов граждан, участвующих в уголовном процессе;
· Ее соблюдение обеспечивает воспитательно- предупредительное воздействие уголовного процесса.
В реализации уголовно-процессуальной формы отчетливо проявляются следующие противоположные тенденции:
· Формализм и процессуальное упрощенчество;
· Единство и дифференциация.
Формализм – это преувеличение значимости процессуальной формы при игнорировании духа закона. Это бездушное, бюрократическое отношение к рассматриваемому делу, прикрываемое ссылками на формальные основания. Например, отклонение ходатайства обвиняемого по причине его немотивированности, то есть нарушения требования ч.1 ст.136 УПК о необходимости указания для установления каких обстоятельств следует провести данное процессуальное действие. Хотя из материалов дела видно, что заявленное ходатайство по существу правильно и должно быть удовлетворено, поскольку касается существенных для дела обстоятельств. Таким образом происходит искажение смысла, духа процессуального закона, а не строгое следование ему.
Процессуальное упрощенчество – пренебрежение процессуальной формой, ее нарушение, прикрываемое ссылкой на то, что главное - содержание, а не форма. Например, непредоставление обвиняемому в суде последнего слова по причине его выступления с речью в судебных прениях (ст.ст.345 и 346 УПК). "Никакие отступления от норм материального и процессуального права и упрощенчество при рассмотрении дел недопустимы," - указывалось еще в Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 7 июля 1971 года. Поскольку любое нарушение процессуальной формы не может не отразиться отрицательным образом на правильности разрешения дела по существу.
Единство процессуальной формы означает, что порядок производства по уголовным делам является единым и обязательным для всех органов и должностных лиц, ведущих уголовный процесс, а также для иных участников уголовного процесса (ч.2 ст.1 УПК). В то же время УПК допускает определенную дифференциацию процессуальной формы в зависимости от тяжести совершенного преступления и личности обвиняемого:
· Различный состав суда первой инстанции;
· Особые суды для рассмотрения дел о преступлениях военнослужащих;
· Особенности возбуждения дел частного и частно-публичного обвинения и т.д.
Причем дифференциация может выражаться как в усложнении процессуальной формы, так и в ее упрощении. Так, усложнение процессуальной формы предусматривается по делам о преступлениях несовершеннолетних: коллегиальный состав суда; обязательное предварительное следствие; обязательное участие в производстве по делу защитника и законного представителя обвиняемого, а также педагога или психолога при его допросе и т.п. (глава 45 УПК). Упрощение процессуальной формы проявляется в осуществлении ускоренного производства по определенной категории дел (глава 47 УПК), а также в сокращенном порядке судебного следствия при наличии оснований, предусмотренных ст.326 УПК.
В то же время дифференциация процессуальной формы должна быть оптимальной, основываться на особенностях личности обвиняемого и тяжести преступления и отвечать потребностям практики. От неоправданного усложнения процессуальной формы предупреждал еще Ш. Монтескье: "Для свободы необходимы судебные формальности: но число их может быть так велико, что они станут препятствовать целям тех самых законов, которые их установили. Дела будут длиться без конца… При этом граждане потеряют свободу и безопасность, обвинитель не будет иметь возможность доказать обвинение, а обвиняемый – оправдаться". (Избр. Произв. М., 1955. С.643).
Дата добавления: 2016-02-09; просмотров: 1157;