Массовая, элитарная, культура. Контркультура.

Одно из высших человеческих потребностей - духовное освоение произведений ис­кусства. Эта потребность диалектична: в ней интегрируется стремление к познанию мира и самопознанию, к поискам смысла бытия и обсуждению кардинальных нравственных вопро­сов, к открытию и сотворению. Особенности производства и потребления (освоения) куль­турных ценностей позволили культурологам выделить две социальные формы существова­ния культуры: массовую элитарную.

Массовой культурой называют такой вид культурной продукции, которая ежедневно производится в больших объемах. Предполагается, что массовую культуру потребляют все люди независимо от места и страны проживания. Это культура повседневной жизни, пред­ставленная самой широкой аудитории по различным каналам, включающим и средства мас­совой информации и коммуникации.

Массовая культура представляет собой совершенно новое явление, порожденное ин­дустриальной и постиндустриальной цивилизацией. Ее родиной стали США. Данная страна имеет довольно короткую историю существования и лишена значительного пласта историче­ского и культурного прошлого. Будучи не слишком отягощенной историческим и культур­ным прошлым, Америка оказалась наиболее восприимчивой к культурным возможностям научно-технического прогресса. В этих условиях традиционная гуманитарная культура не получила должного развития. В искусстве США не успели создать настоящее классическое искусство. Исключением в этой области является литература, которая по своему художест­венному уровню не уступает европейской.

США с самого начала развивались главным образом как индустриальная цивили­зация. Этому свидетельствуют следующие обстоятельства:

в философии США смогли создать весьма скромное в философском плане течение - прагматизм. Эта философия, ставшая по сути идеологией, определяет своеобразие амери­канского менталитета. Она составляет основу морали, в которой высшей ценностью и целью выступает личный успех, оправдывающий любые средства и пути к нему;

в области научно-технической, интеллектуальной культуры США добились гран­диозных и впечатляющих успехов и достижений. Здесь США ставили перед собой цель - в первую очередь достижение первенства и превосходства в экономике и политике. Наука при этом рассматривалась прагматически и инструментально, в качестве одного из главных средств для достижения поставленных целей (широко использовался научный потенциал других стран);

возникшие течения неомодернизма и неоавангарда (поп-арт, фотореализм и др.) были ближе к массовой культуре, чем к модернизму. Даже американское кино обязано своей


39 мировой славой не только и не столько своим режиссерам, сколько иностранным постанов­щикам, которых Голливуд завлекает фантастическими гонорарами;

• высокая культура США не имела поддержку со стороны государства и общества, не была централизована и систематизирована как в Европе. В образовании преобладали част­ные колледжи и университеты. В то же время массовая культура с самого начала находилась под государственным контролем, она имела солидную поддержку со стороны государства и должна была выражать идеалы и ценности официальной идеологии и политики. Возникновение массовой культуры было подготовлено следующими явлениями и событиями западноевропейской цивилизации и культуры:

книгопечатание (с XV века), изобретателем которого стал И. Гуттенберг, выступа­ло средством распространения высокой культуры - сначала Библии, а затем литературы;

• появляются газеты и журналы (с XVII века);

• изобретена фотография (XIX век) - сначала черно-белая, а затем цветная;
(• появляются радио и кинематограф (1895);

• изобретаются телефон и телеграф (XIX век), составившие важную часть совре­менной системы связи;

• возникает телевидение (в 30-е годы XX века), объединившее в себе все прежние способы коммуникации.

К середине XX века формирование современной системы средств массовой информа­ции и коммуникации завершается, а вместе с ней все необходимое для возникновения массо­вой культуры.

Массовая культура определяется свойствами и качеством, которые должны соответ­ствовать вкусам массового потребителя - зрителя, читателя, слушателя.

Главное назначение массовой культуры - предоставить развлечение, удовольствие и наслаждение, вызвать психологическое напряжение и острые ощущения, удовлетворить ин­терес к невероятному, таинственному, необычному, экстравагантному, фантастическому, шокирующему, устрашающему, загадочному. Отличительные черты массовой культуры:

соответствует вкусам широкой публики, доступна ей. Этим массовая культура отличается от высокой культуры;

низкий уровень и качество массовой культуры. В этом плане она отличается от на­родной культуры. Уровень и вкус последней также могут быть невысокими, однако это ком­пенсируется неподдельной искренностью, подкупающей наивностью, жизненным смыслом;

создается не народом, но для народа. Ее создают профессионалы, творчество кото­рых - яркая, но безвкусная массовая продукция, а также всевозможные подделки под уни­кальные вещи;


паразитирует на народной и высокой культуре. Она эксплуатирует жанры, сюже­ты и темы народной и высокой культуры. В качестве примеров можно указать на то, как "Пигмалион" Б. Шоу превратился в "Мою прекрасную леди", а "Ночи Кабирии" Ф. Феллини - в фильм "Милая Чарити";

близка к популярной, хотя и не совпадает с ней. Последняя включает в себя лучшие достижения массовой культуры, а также часть высокой, получившую широкий успех у пуб­лики;

• как и реклама неразрывно связана с коммерцией и коммерческим успехом. Общие черты с рекламой: простота и повторение, стремление соблазнить и понравиться потребите­лю, склонность к гиперболам и преувеличениям. Обе они движутся в русле единой тенден­ции. Массовая культура сближается с рекламой, а реклама теснит высокую культуру.

Основными видами и формами,в которых существует массовая культура, являются комиксы, иллюстрированные, рекламные и информационные журналы, видеозаписи, видео­клипы, видеоигры, книги в мягкой обложке.

Массовая культура в своей борьбе за потребителя выработала следующие спосо­бы:

• в литературе - система бестселлеров с тиражами более 10 млн. экз. ("Крестный отец" М. Пьюзо, "Изгоняющий духов" У. Плэтти);

• в кино и музыке - система "звезд" (Мэрилин Монро, Фрэнк Синатра, Сильвестр Сталлоне, Элвис Пресли, Боб Дилан).

Основными жанрами массовой культуры и массового искусства являются детек­тив, вестерн, мелодрама, фантастика, секс, эротика, порнография, мюзикл, мистика, ужасы, сатанизм, катастрофы, гангстеризм и т. д.

Эволюция массовой культуры претерпела существенные изменения. В 50-60-е гг. она подвергалась суровой критике. Ей предъявлялись серьезные обвинения: подавление и стан­дартизация личности, усреднение индивидуальности, манипуляция общественным сознани­ем, девальвация исторических, культурных и художественных ценностей, примитивизация вкусов, размывание границ между высоким и низким, подлинным и мнимым, священным и обыденным и т. д.

В 70-е годы критика уступает место положительным оценкам и даже восхвалению массовой культуры. Правда, это было характерно главным образом для США. Американский социолог Д. Белл относил к заслугам массовой культуры то, что она устанавливает социаль­ную гармонию, превращает американское общество в единое целое. В 80-е годы положи­тельный взгляд на массовую культуру начинает преобладать во всех европейских странах, включая ЮНЕСКО, и эта ситуация сохраняется в наши дни.


41 Молодёжная культура как субкультура. Контркультура.

Молодость представляет собой длительную фазу или этап жизни, в течение которого каждый человек переходит от детства к взрослости. Содержанием этого перехода является процесс социализации. Поскольку этот переход осуществляется не в одиночку, постольку все совершающие такой переход и составляют такую социально-демографическую группу как молодежь.

Признаки молодежи:

• возраст;

• социальный статус;

• социально-психологические свойства.

На этапе социализации отмеченные признаки претерпевают глубокие, качественные изменения.

Основными каналами социализации выступают:

• семья;

• школа и высшее учебное заведение;

• общество сверстников;

• средства массовой коммуникации.

При этом собственно культурная социализация составляет преобладающую по своему объему и исключительно важную по своему значению часть.

Молодежная культура является одним из следствий процесса социализации. Ее соци­ально-психологические истоки находятся в стремлении молодого человека и молодежи в це­лом к самосознанию, самоутверждению, самовыражению и самореализации. Входящий в мир человек не соглашается быть пассивным объектом, он далеко не все принимает в пред­лагаемой культуре. Процесс критического осмысления и творческого обновления культуры, позволяющий делать ее действительно своей, в конце концов и приводит к появлению моло­дежной культуры.

В западной литературе истоки молодежной культуры часто рассматриваются в свете теории "конфликта поколений", конфликта "отцов" и "детей".

В наше время молодежь становится носителем особой - молодежной субкультуры, которая, однако, существует наряду с другими - женской, городской, сельской и т. д.

Молодежь чаще всего расходится не со всей культурой прежних поколений, а по кон­кретным позициям:

сложившаяся иерархия ценностей. Обычно составляющие культуру элементы рас­
полагаются в таком порядке: образованность и интеллект, мастерство и умение, нравствен­
ные ценности, эстетические ценности и т. д. Однако молодежь на первое место ставит нрав-


42 ственность, за которой следуют эстетические, интеллектуальные и другие ценности. Но даже на эстетические и другие ценности она часто смотрит через призму морали;

восприятие мира. Для молодежи характерно эмоционально-нравственное воспри­ятие мира. В ее поведении преобладают движения, действия и динамика. В равной мере для нее характерно резкое противопоставление добра и зла, категоричность и максимализм, не­терпимость к лжи, несправедливости, лицемерию, неискренности, равнодушию и т. д.

В узком смысле молодежная культура - это культура, созданная самой молодежью. В этом отношении она похожа на народную культуру. По своему уровню она также нередко бывает не слишком высокой, однако это компенсируется неподдельной искренностью и че­стностью, откровенностью и подкупающей наивностью. Как и народная, молодежная куль­тура в той или иной мере противопоставляет себя официальной, массовой культуре и отчасти - высокой.

Вместе с тем молодежная культура выходит за рамки того, что создается самой моло­дежью, и включает в себя культуру, специально созданную для молодежи, включая массо­вую. Значительная часть культурной индустрии ориентирована на удовлетворение запросов и вкусов молодежи. В особенности это касается досуга и развлечений, а также моды, произ­водства одежды, обуви, украшений, косметики и т. д.

Основные виды и формы молодежной культуры обусловлены миром чувств и эмоций. Центральное место в ней занимает музыка, поскольку именно она обладает наиболее силь­ным эмоциональным воздействием. Главными жанрами при этом выступают рок- и поп-музыка, а вся культура часто называется рок-культурой.

Элементами молодежной культуры выступают также сленг (жаргон), одежда, обувь, внешний вид, манеры поведения, способы развлечения и т. д. Все элементы культуры несут символическую нагрузку, они означают общность и единение носителей культуры и подчер­кивают ее выделенность и обособленность от общей культуры.

Молодежная культура является субкультурой, существующей наряду с другими. Она представляет собой довольно аморфное образование, охватывающее студенческую, творче­скую, рабочую, сельскую молодежь, разного рода маргиналов и т. д. Молодежная культура распадается на множество групп и течений. На какое-то время одна из ведущих групп стано­вится лидером, уступая затем свое лидерство другой: после битников и хиппи появились панки, затем рокеры, металлисты и т. д.

На определенных исторических этапах роль и влияние молодежной культуры могут резко возрастать как по своим масштабам, так и по своему значению. Ярким примером тому стало движение контркультуры, имевшее место на Западе в 60-е годы, основными движу­щими силами которого выступили студенческая молодежь и интеллигенция.


Контркультура выступила с отказом от технократизма, разума и интеллекта, сковы­вающих и ограничивающих чувственность, с отрицанием техники как угрозы искусству. Наиболее резкая критика была направлена против культа потребительства массового обще­ства и массовой культуры. Из всей существующей культуры, по мнению сторонников контр­культуры, достойным сохранения и дальнейшего развития объявлялось искусство авангарда, которое представляло собой настоящее "царство свободы".

Контркультура провозгласила новую систему ценностей, в которой особое место за­нимали избавленная от всяких внешних ограничений "новая чувственность", свобода само­выражения, игра, воображение и фантазия, "невербальные" способы общения и т. д. На пути к достижению новых ценностей большое значение придавалось поиску "новой общности", конкретными формами которой выступали различного рода "коммуны", возникавшие на ос­нове естественных, спонтанных отношений братства и любви, лишенных какой-либо иерар­хии и субординации. Особая роль отводилась "сексуальной революции", которая должна бы­ла сделать любовь подлинно свободной, избавить ее от всяких ограничений прежней ханже­ской морали. Сексуальная революция выступала одним из главных способов формирования "новой чувственности".

Высшей и конечной целью движения контркультуры провозглашалось общество как произведение искусства. Искусство в таком обществе - в духе авангардизма - должно будет слиться с самой жизнью. В этом обществе путь к эстетическому удовольствию и наслажде­нию уже не будет опосредован искусством. Удовольствие и наслаждение будут непосредст­венно возникать в каждом виде деятельности, понимаемой как игра. Одним из примечатель­ных явлений контркультуры стали "хиппи". В начале 70-х годов движение контркультуры переживает кризис и уступает место неоконсерватизму, который провозгласил новую систе­му ценностей, во многом противоположную контркультуре. В 70-е годы молодежная культу­ра возвращается к своему статусу одной из субкультур.

По поводу массовой культуры есть несколько точек зрения. Предпосылки массовой культуры формируются с момента рождения человечества и уж во всяком случае на заре христианства. В качестве примера обычно приводятся упрощенные варианты Священных книг, рассчитанные на массовую аудиторию. Истоки массовой культуры связаны с появле­нием в европейской литературе XVII-XVIII вв. приключенческого, детективного, авантюрно­го романа, значительно расширявшего аудиторию читателей за счет огромных тиражей.

Большое влияние на развитие массовой культуры оказал принятый в 1870 году в Ве­ликобритании закон об обязательной всеобщей грамотности, позволивший многим освоить главный вид художественного творчества XIX в. - роман.

Понятие «элитарного» искусства в противовес «массовому» вводится в оборот в кон-


44 це XVIII в., хотя само по себе разделение искусства на массовое и элитарное и соответст­вующая дифференциация публики произошли значительно раньше. Особенно наглядно раз­деление художественного творчества на массовое и элитарное проявилось в концепциях ро­мантиков. Первоначально у романтиков элитарное несет знак избранности, образцовости. Понятие образцового понималось как тождественное классическому. Особенно активно по­нятие классического разрабатывалось в эпоху Возрождения, когда античная художественная традиция расценивалась как вневременный образце культурного творчества. В таком пони­мании классическое отождествлялось в элитарным и образцовым.

Романтики выступили с принципиально новыми художественным манифестами, ут­вердили ориентацию на новацию в сфере художественного творчества. Тем самым они отде­лил свое искусства от социально адаптированных художественных форм, выделив в отдель­ный сектор то, что получило название массового искусства. Элитарное в сознании романти­ков сохраняло близость образцовому, однако не являлось тождественным классическому.

В формировании массового искусства решающим оказался процесс, связанный с рос­том городского населения. Возникали новые, городские по происхождению, жанры. Среди массовых форм искусства преобладающее значение приобрели такие, которые ориентирова­лись на отдых, развлечение, занимательное чтение.

Массовая культура проявила себя впервые в США на рубеже XIX-XX вв. Феномен этот стал возможен благодаря всеобъемлющей массовизации жизни. Прежде всего он был связан с радикальным взрывом в истории человеческого общества, резким изменением тем­пов и ритмов жизни цивилизации, породивших феномен массового общества и массового человека. Массовизация затронула все сферы жизни человека: экономику, политику, управ­ление, общение людей. Возросла активная роль общественных масс. Причины выдвижения масс X. Ортега-и-Гассет в работе «Восстание масс». Он выделил 4 группы предпосылок: экономические, правовые, научно-технические и культурные.

Массовая культура неоднородна: в ее рамках развиваются и функционируют несколь­ко субкультур.

Культура - это целостная система с присущей ей внешней определенностью ценност­но-иерархических взаимоотношений. В любой культуре существует ценностная доминанта, или ядро культуры, а рядом с ним ряд субкультурных образований. Принято считать, что субкультура - это подсистема целостной системы культуры. Возникновение субкультур свя­зано с определенным уровнем развития общества. Существует такая точка зрения, что суб­культуры отсутствуют в примитивных формах общественного бытия. Субкультура, как пра­вило, частный случай культуры в целом. Она всегда отличается локальностью и определен­ной замкнутостью, в той или иной степени лояльна к основным ценностным установкам гос-


45 подствующей культуры, хотя и бывают исключения.

Субкультура - это необязательно отрицательная характеристика, важным нюансом ее содержания является момент непохожести, необщности в развитии ценностных предпочте­ний. Наиболее мощной и значительной субкультурой является рок-культура.

Рок-культура - социально-культурное явление, возникшее в 50-е гг. XX в. Изначально рок-культура обязана своему возникновению рок-н-роллу - музыкальному стилю, появив­шемуся в середине 1950-х гг. по в процессе развития из музыкального направления быстро трансформировалось в социально-мировоззренческий феномен, во многом определивший развитие культуры второй половины XX в. Развитие средств массовой коммуникации отра­жает существенные сдвиги в механизме действия современной культуры. Внедрение новых информационных связей и компьютеризированных сетей ярко охватывает все большие и большие слои общества. Новая техника коммуникаций немало способствовала формирова­нию следующего представления о «массовом обществе»: территориально обширное общест­во со значительным населением, в высокой степени индустриализированное и урбанизиро­ванное. Власть здесь сконцентрирована и принимает форму манипуляции массами посредст­вом коммуникаций.

В качестве антипода массовой культуры многие ученые рассматривают элитарную культуру. Производителем и потребителем элитарной культуры, с точки зрения этого на­правления в культурологи, является высший привилегированный слой общества - элита. Это часть общества, наиболее способная к духовной деятельности, одаренная высокими нравст­венными и эстетическими задатками. Именно она должна обеспечивать общественный про­гресс, поэтому искусство должно быть ориентировано на удовлетворение ее запросов и по­требностей.

В качестве реакции на «массовую культуру» и ее использование в идеологическом противостоянии капитализма и социализма к 70-м гг. XX в. в определенных слоях общества, особенно в молодежной и материально обеспеченной среде промышленно развитых стран, складывается неформальный комплекс поведенческих установок, получивших название «контркультура». Термин этот был предложен американским социологом Т. Роззаком. В его работе «Становление контркультуры» (1969) самым наглядным и ярким выражением контркультуры стало быстро распространившееся по всем континентам движением «хиппи», хотя оно отнюдь не исчерпывает этого широкого и достаточно неопределенного понятия. Ее примерами стали рокеры, скинхеды, панки многие другие неформальные движения.








Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 1795;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.016 сек.