ЧТО ЖЕ ЭТО ЗНАЧИТ: «ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»?
Надо сказать, что дать определение понятию «задержка психического развития» не так просто, как может показаться на первый взгляд. Современные медицинские классификации не содержат такого понятия — ведь речь в данном случае идет не о психическом или неврологическом заболевании ребенка. Говорить о его умственной неполноценности, «отсталости» мы тоже не можем — психологическое исследование показывает, что при помощи взрослого, направляющего и организующего его деятельность, он не блестяще, но все-таки способен справиться с большинством предложенных ему заданий. И все же трудности, которые он испытывает, делают невозможным успешное обучение в «общем потоке», нарушают адаптацию к новым школьным условиям и требованиям, не дают почувствовать себя успешным, достойным, заслуживающим признания и уважения взрослых и сверстников.
Термин «задержка психического развития» означает отклонение, которое имеет и психолого-педагогические, и медицинские аспекты. По своей сути это понятие является психолого-педагогическим, хотя в основе его лежат более или менее выраженные нарушения нервно-психического либо соматического здоровья или особенности развития ребенка, которые не позволяют ему справиться с требованиями социальной среды, и прежде всего в ситуации обучения и адаптации к условиям детского сада или школы. Поэтому выделяется задержка психического развития по психолого-педагогическому критерию: несоответствию уровня развития психических функций тому уровню, который принят в качестве нормативного для детей того же возраста.
Ребенок с задержкой психического развития как бы соответствует по своему эмоциональному и умственному развитию младшему возрасту, однако это соответствие является только внешним. Тщательное психологическое исследование познавательной деятельности такого ребенка показывает его специфические особенности, обусловленные, в первую очередь, снижением уровня развития восприятия, внимания, мышления, памяти, эмоционально-волевой регуляции, негрубыми недостатками речевого развития и моторной координации, низкой работоспособностью, слабым самоконтролем.
Изучение детей с задержкой психического развития интенсивно проводится в нашей стране начиная с 1960-х г., и уже тогда специалистам было очевидно, что одна констатация отставания не решит существующей проблемы. Большое внимание уделялось медицинскому аспекту проблемы: особенностям физиологического развития и нервной деятельности, которые приводят к запаздыванию или нарушению созревания психических функций. Пренебрежение этим аспектом лишает нас возможности понять биологические причины отклоняющегося развития и трудностей в обучении, а следовательно, и разработать адекватные способы их коррекции. «Подушкой для ленивой головы» называла диагноз «ЗПР» основоположница отечественной детской психиатрии Г.Е.Сухарева еще в середине прошлого века, сердясь на нерадивых коллег, ограничивающихся формальной констатацией отставания ребенка в психическом развитии. Такой «диагностике» она противопоставляла диагностику настоящую, включающую тщательный анализ факторов, обусловивших отставание. Исследования последних десятилетий оправдали ее высокие требования к специалистам при определении диагноза — ведь тщательный анализ причин тех или иных недостатков развития позволяет планировать, а затем и осуществлять эффективную комплексную помощь.
Для того чтобы определить содержание понятия «задержка психического развития», совершим небольшой исторический экскурс. Любая цивилизованная страна, охватывающая школьным образованием всех своих граждан, неизбежно сталкивается с проблемой детей со стойкими трудностями в обучении. Психологи, педагоги и врачи разных стран занимаются их изучением, причем в зависимости от подхода (медицинской или психолого-педагогической ориентации) используется разная терминология, а содержание исследований концентрируется на разных аспектах проблемы.
В нашей стране научно-исследовательским институтом дефектологии АПН СССР были проведены крупномасштабные медико-психолого-педагогические исследования, направленные на изучение детей со стойкими трудностями в обучении. Результатом проведенных сравнительных исследований явились выделение и отграничение от других состояний особой категории учащихся — детей с задержкой психического развития (ЗПР). Было принято определение ЗПР как нарушение темпа всего психического развития при наличии значительных потенциальных возможностей развития ребенка при специальном его обучении. Установили, что ребенок с ЗПР способен овладеть цензовой школьной программой, но нуждается в организации адекватных условий обучения. Одним из таких условий можно считать комплексное участие специалистов разного профиля (клиницистов, нейрофизиологов, психологов, педагогов) в построении системы обучения для учеников с особыми образовательными потребностями.
На западе первым фундаментальным исследованием можно считать монографию А.Штрауса и Л.Летинена «Психопатология и обучение ребенка с повреждением мозга», вышедшую в США в 1947 г., где описываются психофизиологические особенности таких детей. Выделив детей, испытывающих трудности в обучении и изучив их особенности развития, авторы выявили у них наличие негрубых органических повреждений мозга, которые, как можно было предположить, и являются причинами трудностей. Они были названы детьми с минимальными повреждениями мозга. Помимо трудностей в обучении у них могут отмечаться эмоциональная неуравновешенность, гиперактивность и в то же время относительно высокие (в пределах нормы) показатели выполнения интеллектуальных тестов. Поскольку не всегда имеются доказательства наличия органических повреждений мозга, чаще стал применяться термин «дети со специфическими трудностями в обучении». Определение «специфические» было предложено психологом С.Кирком, чтобы подчеркнуть отличие этих детей от умственно отсталых, от детей с недостатками слуха, зрения, двигательной системы и первичными нарушениями речевого развития.
Национальный комитет советников по детям с недостатками развития в 1968 г. дал определение этой категории детей: «Специфические трудности в обучении означают расстройство одного или более основных психических процессов, участвующих в понимании или использовании устной или письменной речи, которые могут проявляться в несовершенстве способностей слушать, думать, говорить, писать, выделять звуки в слове или производить математические расчеты. Понятие включает такие условия: перцептивная недостаточность, повреждение мозга, минимальные мозговые дисфункции, дислексия, афазия развития. Понятие не включает детей, трудности которых являются в основном результатом зрительных нарушений, неблагоприятных средовых, культурных или экономических условий». (Отметим, что это определение объединяет трудности в обучении, обусловленные недостатками познавательной деятельности, с трудностями, вызываемыми первичными речевыми нарушениями, т.е. не позволяет выделить первичные и вторичные нарушения развития.) Очевидно, что оба понятия — как «трудности в обучении», так и «задержка психического развития» — являются по своей сути психолого-педагогическими, а не клиническими терминами.
Следует отметить также, что в западной литературе ЗПР не принято выделять в качестве специфической диагностической единицы. Она включается в более широкие понятия синдрома ММД и синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (как частный случай проявлений этих синдромов) или в физиологически обусловленные характерологические особенности, как, например, неврастению. В МКБ-10 (1994), помимо синдрома гиперактивности с дефицитом внимания (гиперкинетическое расстройство — F90), выделяются специфические расстройства развития школьных навыков (F81), легкое когнитивное расстройство вследствие повреждения или дисфункции головного мозга или физической болезни (F06.7), а также несколько диагностических рубрик, определяемых как «другие» или «неуточненные» расстройства психологического развития (F09, F88, F89) — все эти диагностические рубрики могут быть в какой-то степени соотнесены с понятием задержки психического развития, однако не являются тождественными ему.
И в нашей стране, и за рубежом неоднократно проводились попытки определить распространенность трудностей в обучении среди детской популяции школьного возраста. Полученные данные поражают своей разноречивостью: 5% — по данным исследования, проведенного в начале 1970-х гг. сотрудниками Института дефектологии АНП СССР среди учащихся начальных классов; от 5 до 11 % — по данным зарубежных авторов того же времени; до 30% — по данным Департамента здравоохранения, образования и социального благосостояния США на начало 1980-х гг. в крупных городах; 15—16% — по результатам обследования школьников начальных классов общеобразовательных школ, проведенного в середине 1990-х гг. в нашей стране. Такой широкий разброс показателей в значительной степени связан с отсутствием как в отечественной дефектологии, так и в западных источниках строгих критериев диагностики и задержки психического развития и трудностей в обучении.
Отсутствие четко разработанного определения «задержка психического развития» не снижает важности ее выделения среди всех недостатков развития и психоневрологических расстройств, лежащих в основе стойких трудностей в обучении. Скорее, наоборот, понимание недостаточности клинического принципа диагностики для оказания комплексной помощи ребенку с трудностями в обучении требует введения и использования принципа функциональной диагностики. Под функциональным диагнозом при этом понимается «диагноз индивидуальных особенностей заболевания (и состояния. — Прим. авт.), болезненных изменений и сохранных свойств личности, реакций личности на болезнь, ...состояния социальной адаптации и ее возможностей...» (В.В.Ковалев). Функциональный диагноз определяется, с одной стороны, спецификой и выраженностью психоневрологических расстройств (клинический контекст), а с другой — характером и индивидуальным содержанием проблем психического развития и социальной адаптации (социально-психологический контекст). При этом «Решение задач... функциональной диагностики носит мультидисциплинарный характер и поэтому может быть успешным только при участии представителей смежных специальностей: психиатров, клинических и социальных психологов, педагогов, логопедов и др.» (В.В.Ковалев).
Таким образом, под задержкой психического развития можно понимать функциональный диагноз, который проявляется в несоответствии развития познавательной деятельности ребенка тому уровню, который признан нормативным для детей того же возраста и который позволяет ребенку успешно овладеть общеобразовательной учебной программой в традиционных условиях обучения. Другие дисфункции, сопровождающие это состояние (школьная и социальная дезадаптация), являются в этом случае вторичными, но существенными для судьбы ребенка. Необходимым дополнением к определению «задержка психического развития» является представление о достаточно высоких потенциальных возможностях ребенка и об обратимости определяемого у него отставания от сверстников.
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 672;