ПРОБЛЕМА ВОЗНИКНОВЕНИЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОГРАММ ПОЗНАНИЯ В ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ НАУКЕ

Первая проблема, с которой сталкивается история науки, - это проблема ее начала. Если понимать под наукой совокупность очевидных истин, извлеченных из наблюдений над природой, то наука совечна человечеству. Однако ряд ученых считает, что весь комплекс практических знаний древних может рассматриваться лишь как сырье для последующего построения науки. Возникновение науки предполагает наличие определенного уровня культуры, специального языка и некоторых других предпосылок. Именно труды первых философских школ создали как необходимый культурный фон, так и научный язык, способный выражать причинные связи и логику отношений между явлениями окружающего мира.

Одна из самых популярных версий возникновения науки соотносит этот период с рубежом 16-17 вв. Подобный взгляд, как правило, выражает тенденцию формирования науки как социального института. Проблематичность данной версии не может не броситься в глаза, как с точки зрения истории, так и с точки зрения философии науки. Дело в том, что среди наук физико-математического цикла элементы научных знаний (результаты наблюдений, научные понятия и гипотезы) и элементы социализации науки просматриваются уже в архаическую эпоху. Возьмем, к примеру, так называемый социальный институт жреческой науки (архаические обсерватории) и разнообразные элементы астрофизического и математического знания. Более оформленные дисциплинарные различия между научными знаниями наблюдаются в древнегреческой культуре. Речь идет не только об естественных и математических знаниях, но и о технических, социальных и гуманитарных знаниях.

Что касается процессов дальнейшей социализации науки, то помимо действующих обсерваторий и технических центров, можно указать на такие античные учреждения, как, например, Академия Платона, Лицей Аристотеля, Сад Эпикура, Александрийская библиотека. Появление университетских центров в Средневековой Европе (Парижский, Оксфордский, Болонский и др.) также свидетельствует о более раннем периоде формирования науки.

В философии науки сложились два противоположных подхода, объясняющих возникновение и дальнейшее развитие науки. Согласно экстерналистской точке зрения, ведущая роль в возникновении науки отводится внешним (социальным, экономическим, культурным и др.) предпосылкам. Согласно интерналистскойточке зрения, формирование науки находилось под воздействием внутренних факторов, имеющих определенную автономию (логика решения проблем, соотношение традиций и новаций и т.д.). Среди методологов науки имеются сторонники обеих позиций. Кроме того, часто говорят о взаимосвязанном воздействии внешних и внутренних факторов на научное развитие.

Наука начинается с момента формирования понятийных представлений о мире. Рубеж, отделяющий мифологическое знание от научного, означает историческую эпоху формирования первых научных понятий, формирование архаической научной рациональности. Сам термин «понятие» означает отвлеченный способ мышления. Формирование архаических научных понятий протекает рука об руку с образными формами представлений знания.

Весь процесс становления научного знания можно разделить на несколько этапов, на протяжении которых определился минимум, позволивший разграничить донаучные знания и знания, уже претендовавщие на научность.

Во-первых, достаточно высоко развилась способность к абстрактно-понятийному логическому мышлению, и возросло доверие к его результатам.

Во-вторых, произошел переход на новый язык описания, ориентированный на объективность и рациональность. Это означало переход от мифологической парадигмы, которая оперировала образами на уровне чувственного созерцания и не различала сущности, к новой парадигме мышления, оперировавшей понятиями, что дало возможность формировать знания в новой, демифологизированной форме. Для такого перехода понадобилась целая эпоха.

В-третьих, был выработан в первых школах свой особый язык для посвященных – особая система обозначений и терминология.

Хотя зарождение первых форм теоретического знания традиционно связывают с античностью, Древний Восток, Индия, Китай, цивилизации Месоамерики до сих пор удивляют нас чудесными изобретениями и открытиями, но знания здесь носят специфический характер.

Так, в древнеегипетской цивилизации носителями знаний были жрецы, в зависимости от уровня посвящения, обладавшие разной суммой знаний. Знания существовали в религиозно-мистической форме, и только жрецы могли читать священные книги и как носители практических знаний имели власть над людьми. Они накапливали знания в области физики, химии, медицины, фармакологии, психологии и др.

Так как любая хозяйственная деятельность была связана с вычислениями, то был накоплен большой массив знаний в области математики

(Вавилон – деление окружности на 360 градусов, градуса – на 60 минут, минуты – на 60 секунд; уравнения с двумя и более неизвестными;

Индия – десятичная позиционная система счисления, которой сегодня пользуется весь мир; создание алгебраической символики; особые знаки для неизвестных величин, степеней и т.д.

Китай – трактат «Математика в девяти книгах» включал правила действий с дробями, решение системы линейных уравнений),








Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 1595;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.003 сек.