в области астрономии
(Вавилон – лунный календарь, основанный на лунном годе из 12 месяцев, содержащих поочередно 29 и 30 дней;
Египет – разделили сутки на 24 часа, год – на 365 дней,
Майя – их календарь практически совпадает с современным) и в других науках.
Предпосылкой возникновения научных знаний многие исследователи истории науки считают миф. Миф – не только сказание, предание или легенда, это еще и способ ориентации человека в мире, это особый тип мышления
Два типа мифов:
- космогонические
- космологические
В результате создаются мифопоэтические модели мира, в которых четко прослеживается, что человек еще не выделил себя из окружающей среды – природной и социальной, а логическое мышление не было еще отделено от эмоциональной сферы.
Все космогонические мифы состоят из двух частей: в первой дается описание того, что было до «начала» (до акта творения), во второй излагается последовательное стадиальное сотворение мироздания, процесс, имеющий строгую направленность от общего (небо, земля, солнце) к частному.
Космологические мифы: образ «мирового дерева», объединяющего три мира – мир небесный, мир земной и мир подземный.
Принципиальный сдвиг в сторону подлинной науки познание переживает в Древней Греции. Главное отличие греческой науки заключается в том, что здесь знание уже базируется на доказательстве. Если в Древнем Египте и Вавилоне элементы арифметики и геометрии имели вид чисто опытных правил, то древние греки уже начали строить соответствующие теории и изобрели способы дедуктивного умозаключения.
Как же возникает древнегреческая наука? Можно, по-видимому, утверждать, что источников формирования древнегреческой науки было несколько.
Во-первых, это мифологический материал, религиозные культы и так называемая жреческая наука ближневосточных цивилизаций.
Во-вторых, повседневная жизнь архаического общества с присущими ей элементами рациональности, здравого смысла, опыта хозяйственной жизни. Античная среда рыночного общения превратилась в благодатную почву, на которой произрастали соперничающие интересы людей, объединенных в разные сообщества. Публичное обсуждение проблем повседневной жизни греков на городских площадях, произношение речей, обмен мнениями, беседы и споры – неотъемлемые черты общения людей в древнегреческой культуре.
В-третьих, фольклор и развитие видов искусства. То, чего древние греки достигли в искусстве – особенно в архитектуре, скульптуре, театре, поэзии, музыке и литературе, - известно со школы каждому.
В-четвертых, влияние элементов древнегреческой философской рациональности. В античности любые формы культуры опираются на устную речь в большей степени, чем на письмо. Поэтому устное общение людей становится естественным способом обмена и передачи опыта друг другу, от одного поколения людей к другому, способом обучения и познания. Диалог как живая беседа двух или более равноправных участников превращается в универсальный способ поисков и установления истины. Диалогическая форма занятий философией и наукой несовместима с религиозными догмами. По своей сути диалог был открытым знакомством с аргументами и контраргументами дискутирующих сторон, предполагал открытый поиск истины. В противоположность таинственным механизмам философской мудрости Древнего Востока в греческой культуре (философии, литературе, искусстве, науке, политике) складывается рационалистический дух состязательности и живой беседы в форме диалога.
В-пятых, развитие языка, речевой коммуникации, риторических приемов аргументации и убеждения. Успехи древнегреческой цивилизации стали возможны в значительной мере благодаря новым средствам языка (как в форме устной речи, так и в форме письма). Обновленный язык становится основой и средством развития всей древнегреческой культуры: от ее повседневных, бытовых форм и до утонченных форм религии, искусства, науки, философии. Радикальным изменениям подвергся один из ближайших к грекам ближневосточных языков – язык древних финикийцев. Как и во многих восточных языках, в финикийском алфавите изобиловали знаки для согласных звуков и отсутствовали знаки для гласных. Греки стали обозначать на письме не только согласные, но и гласные звуки. Финикийцы, как и все восточные народы, писали справа налево. Греки же избрали более удобный для них способ письма слева направо. Число знаков было сокращено до минимума, по одному на каждый звук. Если в восточных языках (например, в египетском или шумерском) иероглифические знаки чем-то напоминали предметы, которые они обозначали, то в греческом алфавите сходство между знаком и предметом было утрачено.
Античная наука – это детство современной науки. Основные научные понятия, сам язык науки, важнейшие научные проблемы, культура и логика научной мысли – все это родом из античности. В античности сформировались и понятия о научных методах: анализе, синтезе, индукции, дедукции, диалектике.
Представления древних греков о мире, его возникновении, развитии и строении получили название натурфилософских. Натурфилософией (философией природы) называют преимущественно философски-умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в целостности, и опирающееся на некоторые естественнонаучные понятия. Необходимо отметить, что некоторые из этих идей востребованы и сегодняшним естествознанием.
По мере того, как мифологическое мировоззрение постепенно приходило к кризису, появлялось мировоззрение философское, и одновременно с ним возникала наука. В ее основе во многом лежали достижение восточной науки, но греки быстро превзошли своих учителей. Уже первые философы стали перерабатывать азиатскую вычислительную математику в дедуктивную науку. На этой основе сформировалось рациональное мировоззрение, объясняющее мир с позиций разума, хотя и в наивных формах.
Особенности греческого мышления, которые, как мы только что отмечали, было рациональным, теоретическим, что в данном случае равносильно созерцательному, наложили отпечаток на формирование знаний в этот период. Основная деятельность мыслителя состояла в созерцании и осмыслении созерцаемого. Греки старались понять сущность природы, объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, растений и человека.
Первой научной (и философской) школой была милетская школа, которую основал Фалес (6 век до н.э.), один из «семи мудрецов». Он происходил из аристократического рода и принимал участие в политической жизни Милета. Свои первоначальные знания он почерпнул в Азии и Африке. От него не сохранилось письменных сочинений, а его отдельные высказывания позднее были систематизированы Аристотелем.
Фалес стал первым астрономом и математиком, ему приписывают открытие годового движения солнца, составление календаря с продолжительностью года в 365 дней. В геометрии он логически доказал положение о том, что диаметр делит круг пополам, установил равенство двух треугольников, у которых равны два угла и сторона, и др. В учении Фалеса проявилась новая особенность греческой математики – логический вывод одного утверждения из другого при помощи сформулированных правил доказательства. Он преподавал математику не как вычислительную, а как отвлеченную науку.
Как физик он вскрыл причину летних разливов Нила, как философ признавал первоосновой мира воду. Он утверждал также, что магнит обладает душой, ибо притягивает железо.
Его ученик Анаксимандр высказал догадку о происхождении жизни. Живое зародилось на границе моря и суши под влиянием небесного огня, первые существа жили в воде, но затем они вышли на сушу, став сухопутными животными. От животных произошел человек. Конечно, никаких естественнонаучных данных Анаксимандр не имел, и свои выводы делал чисто умозрительно.
У греков появляются первые сведения о гипотезе (научном предположении, требующем доказательства). Античные математики применяли в качестве метода математического доказательства дедуктивный мысленный эксперимент, включающий в себя выдвижение гипотез и вывод из них следствий с целью проверки правильности начальных догадок. Однако метод дедукции в математике не позволял получить абсолютно истинные выводы, поскольку исходные предпосылки носили характер предположений.
Знаменитые высказывания Фалеса:
- Невежество – тяжкое бремя.
- Не богатей дурными средствами.
- Что возникло раньше: ночь или день? Ночь – на один день.
Для создания моделей Космоса нужен был достаточно развитый математический аппарат. Важнейшей вехой на пути создания математики как теоретической науки была пифагорейская школа. Она связана с именем Пифагора(6 век до н.э.), который был крупным философом, математиком, проповедником. Вслед за Фалесом он превращает математику из эмпирической науки в теоретическую. В его учении можно найти зачатки математической физики. Пифагор настаивал на том, что все, с чем мы имеем дело в мире, есть число. Мир построен на основе числовых пропорций и различных геометрических форм. Разработка принципов математического доказательства в форме дедуктивного обоснования знания начинается именно с Пифагора.
Длительное время он обучался в Египте и Вавилоне, затем обосновался в Кротоне (Южная Италия), организовал школу, в которую принимали после тщательного испытания. Члены пифагорейского союза жили совместно, имели общий распорядок дня, включающий занятия музыкой, гимнастикой и науками. Пифагорейская школа сыграла важную роль в развитии философии и науки. В ней нашло разработку учение о бессмертии души и переселении душ. Идеи о музыкально-числовой и геометрической гармонии космоса сохраняют свою актуальность и в современной науке и философии.
Пифагор и его ученики создают картину мира, которая хотя и включала мифологические элементы, но по основным своим компонентам была уже философско-рациональным образом мироздания. В основе этой картины лежал следующий принцип: началом всего является число. Числовые отношения – ключ к пониманию мироустройства. Отсюда главная задача – изучение чисел и их отношений не просто как моделей тех или иных практических ситуаций, а самих по себе, безотносительно к практическому применению. Это создавало особые предпосылки для возникновения теоретического уровня математики. Ведь познание свойств и отношений чисел теперь мыслилось как познание начал и гармонии Космоса. Числа представали как особые объекты, которые нужно постигать разумом, изучать их свойства и связи, а затем уже, исходя из знаний об этих свойствах и связях, объяснять наблюдаемые явления.
Именно эта установка характеризует переход от чисто эмпирического познания количественных отношений к теоретическому исследованию, которое, оперируя абстракциями и создавая на основе ранее полученных абстракций новые, осуществляет прорыв к новым формам опыта, открывая неизвестные ранее вещи, их свойства и отношения.
В астрономии Пифагор был одним из первых негеоцентристов, в основе Космоса он видел число, которое упорядочило мироздание. Его последователи занимались теорией чисел, придавая им вид особых идей, лежащих в основе любой вещи.
Народная молва, обширная историко-философская и историко-научная литература давно превратили Пифагора в легендарную личность. Пифагор шутил, что разумные существа подразделяются на три вида: люди, боги и существа, подобные Пифагору. Он считал себя кем-то средним между человеком и богом, героем-полубогом в человеческом обличии наподобие гомеровских персонажей. Человеческие души бессмертны, утверждал он, и могут переселяться в другие виды живых существ. На этом основании все живые существа следует считать родственными друг другу.
Опыт пифагорейской философии, в которой тесно сплетены рациональные и мистические знания чисел и геометрических фигур, психологические и религиозные представления о душе, лишний раз свидетельствует, что в своих истоках наука и философия формировались в условиях, когда трудно было отличать правдоподобное от заблуждений. Разработка дедуктивного доказательства, построение негеоцентрических моделей планетарного движения, аргументация идеи бессмертия души и т.п. превратились в «вечные» темы европейской культуры, философии и науки. Важно отметить, что эти учения воспринимались не как мифы, а как теории, подлежащие критике.
Знаменитые высказывания Пифагора:
- Не поднимай то, что упало!
- От него пошло выражение: «Сам сказал».
Среди значимых натурфилософских идей античности особый интерес представляет атомистика и, в первую очередь, учение Демокрита (ок.460-370 гг. до н.э.). Он родился во фракийском городе Абдеры и был современником Сократа. В поисках знаний он совершал длительные поездки в Египет, Персию и другие страны. Демокрит отличался огромным трудолюбием и написал много трактатов, от которых сохранились лишь отдельные фрагменты.
Демокрит считается основателем атомистического учения, сыгравшего столь огромную роль не только в развитии самой философии, но и в науке (атомной физике со всеми ее сегодняшними последствиями). Демокрит полагал, что мир состоит из атомов, неделимых физических первоэлементов. Между атомами – пустое пространство. Атомы неразрушимы и находятся в постоянном движении. Они отличаются друг от друга формой и размером. Количество их бесконечно. Когда атомы движутся и сталкиваются друг с другом, они образуют соединения разных конфигураций, создают вихри, порождают тела и миры.
Существует много миров. Одни из них разрастаются, другие разрушаются, каждый мир имеет свое начало и конец. При столкновении миров меньший мир может быть разрушен большим миром. Из маленьких шаровидных атомов состоят огонь и душа. Жизнь возникает из столкновения атомов. Движение живых тел обеспечивается огненными атомами. Все возникает по неизбежности: причина всякого возникновения – вихрь.
Человеческие способности восприятия и мышления аналогичны физическим процессам. Атомистическое обоснование теории ощущений Демокрит связывал с ролью осязания, которому он отдавал приоритет. Восприятие – это процесс истечения атомов от чувственно воспринимаемых нами вещей. Работа органов чувств обусловлена движением атомов, различиями в их форме и размерах. Именно этими свойствами атомов отличаются зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное и осязательное восприятия. Люди по-разному воспринимают физические и геометрические свойства атомов, а значит, и сами предметы. Способности их восприятия зависят от соответствующих органов чувств. «Видим мы оттого, что в нас попадают и остаются в нас видности».
Демокрит утверждал, что душа есть принцип движения тела. Ее энергетические качества чем-то схожи с действием огня или теплоты. Душа шарообразна, как и огонь, она обладает способностью беспрепятственно проходить через любые тела. Душа означает дыхание, жизнь и движение тела. Поэтому для Демокрита тело никак не может быть темницей или гробницей души, на чем настаивали пифагорейцы, а затем и Платон. У Демокрита впервые дается биологическая, а скорее всего телесная, характеристика понятия о душе. Солнце и луна состоят из таких же гладких и круглых атомов, что и душа. Качества существуют лишь по установлению, по природе же существуют только атомы и пустота.
Формирование научного типа мышления как системы начинается с Платона(427-347 гг. до н.э.). Он родился в богатой аристократической семье, жившей в Афинах. В юности побывал в Египте, Персии, Финикии, Вавилонии. Получив хорошее образование, овладел математикой, грамматикой, музыкой. Платон открыл первую школу профессиональной подготовки философов – Академию. В его жизни было всякое – он попадал в рабство, выполнял обязанности домашнего учителя, занимался активным распространением своего учения. Сочинения Платона написаны в форме диалогов и не содержат законченной философской системы. Они остались открытыми для всех, кто считал его своим учителем, кто опирался на его идеи и развивал их вплоть до нашего времени. Взгляды Платона обусловили появление многих разновидностей платонизма как одного из важнейших направлений, просматривающихся на всех этапах историко-философского процесса и в истории культуры в целом.
Оригинальность философии Платона связывается с его теорией идей,составляющих вечную и идеальную первооснову бытия, а также с учением об истине, благе и красоте. Кроме того, Платон, по-видимому, впервые развернуто и аргументировано изложил учение о политической утопии. Диалог Платона «Государство» занимает ключевое положение в его философии. В нем средства математики, логики, философии и космологии привлекаются в целях решения проблемы построения идеального государства, которое бы обеспечило достижение справедливости.
Определяя человека как политическое существо, Платон обосновывает возникновение государства из необходимости удовлетворения естественных потребностей человека в пище, одежде, жилье и т.д. Эти потребности могут быть эффективно удовлетворены тогда, когда объединяются усилия отдельных индивидуумов. Чтобы выжить, человек вынужден сотрудничать и сообща создавать условия своей жизни. Это сотрудничество усиливается по мере специализации и кооперации людей. Те, кто обладает политической властью, должны получить необходимое образование и воспитание. Культура превращает их в благородных людей, а воспитание вырабатывает привычку приличного поведения и мужественность. Государство должно строиться с учетом традиций, идеалов, справедливости и моральных норм. Справедливость, по Платону, состоит в том, что каждый человек выполняет свою работу, занят своим делом, а идея Блага является основным регулятором и целью жизни. Государство не есть результат простой договоренности между людьми о своем общежитии, а возникает из опыта их совместного выживания.
Учение Платона о государстве – это некая модель аристократической республики, основанной на разделении труда: народ-воины-правители.
Учение Платона об идеях выражает его взгляды на природу общих понятий. Он различает идеи вещей и сами вещи. Слово «идея» означало образ, форму. Идеи имеют божественное происхождение и выполняют функции понятийных прототипов вещей. Платон считает, что чувственные вещи изменчивы, и поэтому истинное знание должно закрепляться в понятиях – в них выражаются неизменное и существенное в каждом предмете. Идеи выступают у него как образцы вещей, выражая общую сущность, но причина многообразия и изменчивости заключается, по Платону, в материи – втором после идеи начале мироздания. Каждая вещь понимается как индивидуальное воплощение идеи в материи (идея кошки воплощается в кошку). Он вводит понятие «душа космоса», или «мировая душа», которая объемлет мир идей и мир вещей, связывает их воедино.
С точки зрения Платона, чувственные восприятия не могут быть источником знания. Все, что основано на показаниях органов чувств, не дает истины. Платон отрицает индуктивный метод познания, выводящий обобщения из чувственного знания. То, что основано на ощущениях, всего лишь мнения, а не знания, поэтому он допускает лишь априорное, доопытное знание. С его точки зрения, рациональное познание понимается как чисто умозрительное знание, не связанное со знанием чувственных вещей.
Основной метод познания у Платона – припоминание, пробуждение в душе забытого знания, которое изначально в ней находится. Самое главное в методе припоминания – это искусство логического рассуждения. В своей логике Платон приходит к открытию законов мышления (например, закон запрещения противоречия).
Все науки оцениваются Платоном лишь с одной точки зрения – насколько они способны отвращать нас от чувственного мира и возносить к идеальному, служить припоминанию идей. У Платона можно различить три типа знания:
1) знание совершенно достоверное – знание идей;
2) знание близкое к достоверному – знание чисел и основанных на них наук;
3) знание мнимое – эмпирическое и физическое знание вещей чувственного мира, в котором нет истины.
Когда Платон умер, жители Афин погребли его с пышностью и на могиле его сделали надпись:
Двух Аполлон сыновей – Эскулапа родил и Платона:
Тот исцеляет тела, этот – целитель души.
Фундаментальный вклад в историю философии и историю культуры внес ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он вообще осуществил скрупулезную работу по анализу и обобщению идей своих предшественников. Его авторитет в различные культурно-исторические эпохи был и остается бесспорным как в философии, так и в науке.
Родился Аристотель в Стагире во Фракии. Его отец был домашним врачом у царя Македонии. В возрасте 18 лет он приехал в Афины и стал учеником Платона. Аристотель работал в Академии 20 лет вплоть до смерти Платона в 347 г. до н.э. За три года до этого он стал воспитателем Александра Македонского, которому тогда было 13 лет, и был им до его совершеннолетия и восхождения на престол. Многие исследователи Аристотеля считают, что военно-политические успехи Александра свидетельствуют о практической пользе философии. С 335 г. до н.э. Аристотель поселяется в Афинах и открывает свою философскую школу – Ликей (Лицей. Школа располагалась в роще, посвященной Аполлону Ликейскому, отсюда и название – Ликей). Здесь он занимается преподаванием и пишет большинство своих сочинений.
Аристотель как философ заметно отличался от своих предшественников. Он подверг критике теорию Платона, указав, что тот совершил ошибку, приписав самостоятельное существование тому, что самостоятельно существовать не может (идеи не существуют без вещей).
Будучи систематизатором, он делил философию на теоретическую (физика – наука о природе и метафизика – наука о «сущем») и практическую (этика, политика). Его сочинения по физике, логике и психологии свидетельствуют о разносторонних интересах автора. Он раскрыл логическую природу доказательства в форме силлогизма. Силлогизм есть доказательство, в котором из двух посылок – «большей» и «меньшей», с помощью «среднего термина», т.е. опосредующего понятия, делается заключение. Например, силлогизм вида «Все люди смертны. Сократ – человек. Следовательно, Сократ – смертен» является умозаключением, в котором на основании истинности большой и малой посылок извлекается истинное следствие.
Аристотель впервые определил и систематизировал такие основные категории познания, как сущность, количество, качество, отношение, время, причина, форма, материя, цель, возможность, действительность, явление.
В своем учении о бытии Аристотель ведущую роль отводит форме. Бытие как предмет философского познания определяется по своим материальным и формальным признакам, свойствам. Материальные признаки выражают бытие в значениях возможности. Формальные признаки выражают бытие в значениях действительности, т.е. выражают бытие как реализовавшуюся возможность. Тем самым материальные и формальные признаки бытия связаны друг с другом как возможность с действительностью.
Материальные признаки бытия конкретизируются в его способностях к изменению, движению, переходу в другие состояния и превращению в другие формы. В связи с этим необходимо пояснить понятие причинности, по Аристотелю. Согласно ему, можно выделить четыре вида причинной связи в природе:
1) материальная причина выражает то, из чего делается какая-либо вещь, т.е. субстрат;
2) формальная причина – это образец, в соответствии с которым создаются вещи;
3) причина как мотив, т.е. та движущая причина, которая вызывает изменения бытия;
4) телеологическая причинность выражает связь движения с целью («почему?» или «ради чего?»).
Понятие причинности позволило Аристотелю уточнить общее представление о мире. Оно строится на основе механистических принципов понимания природы. С помощью принципов механики объясняется устройство космоса, мира природы и человеческих отношений. Движение есть процесс осуществления возможности под воздействием названных видов причин. Аристотель различает четыре вида движения:
перемещение, превращение, убывание и возрастание.
Предметы могут быть неподвижными, самодвижущимися и движущимися с помощью других предметов. Перводвигатель (тот двигатель, который осуществляет «первотолчок»), по определению, не может приводиться в движение ничем другим. Движение рассматривается в значениях перемещения в пространстве, времени, пустоте, прерывности и непрерывности. Небесное движение характеризуется совершенными свойствами вращательного, равномерного и бесконечного движения. Земное движение тел отличается, напротив, свойствами прямолинейного, неравномерного и конечного характера. Принципы механики позволяют определять местоположение, время и скорость движения тел.
В античной философии и науке принципы механики вообще играли роль принципов познания мира. Картина мира, по Аристотелю, связывает воедино механику небесного (планетарного) движения с механикой земного движения (движения тел в условиях Земли) и с механикой души. Это важное механическое обобщение Аристотеля заложило традицию, в соответствии с которой механические принципы понимания мира и человека стали служить основой для построения общих моделей природы и человека в философии и науке вплоть до 20 в.
Теория познания Аристотеля строится в соответствии со следующими положениями:
1) доказательность знания, предполагающая принципы его всеобщности и необходимости;
2) объяснительная способность знания, позволяющая устанавливать причины движения и изменения;
3) описательная способность знания, подразумевающая возможность его классификации на основе родовых и видовых признаков предметов и явлений.
В научном познании важно не просто наблюдать факты, но и фиксировать их в определенной последовательности средствами описания, а затем – на основе анализа фактов – пытаться установить причины. В целях правильного осмысления фактов Аристотель разрабатывает правила индуктивного и дедуктивного выводов. Дедукция отличается свойствами всеобщности и необходимости вывода, а индукция тесно связана с опытом и носит вероятностный характер.
Познанием движет и управляет душа человека. По Аристотелю, души подразделяются на растительные, животные и человеческие. Познание человеческой души способствует истинному познанию природы. Механика движения души разнообразна. Она может радоваться, скорбеть, гневаться, страшиться, дерзать, запоминать, видеть, слышать, размышлять и т.д. Душа есть форма выражения тела.
Обсуждая социально-политические проблемы, Аристотель обращает внимание на необходимость добродетельной жизни в соответствии с этическими нормами. Только тогда человек достигает счастья как цели жизни. Аристотелевское учение о добродетели строится на принципе меры. С этой точки зрения, например, мужество есть середина между отчаянием и трусостью, а самообладание – между распущенностью и бесчувственностью.
Гносеологическое и методологическое значение древнегреческой науки заключается в том, что она впервые определила пути развития рационального интереса к миру природы и миру человеческих отношений. Именно в древнегреческой науке накопленные человечеством знания стали приобретать систематические черты рациональных понятийных форм. Подводя некоторые итоги развития античной науки, отметим ее основные достижения:
1) отделение математики от практической жизни. Математика рассматривается как философская дисциплина, абстрагирующаяся от чувственной реальности;
2) разработка методологических принципов астрономической модели мира, в которой отход от мифа происходит не путем обращения к практике, а путем ухода в абстракцию и умозрение;
3) разработка гипотетико-дедуктивного метода. Использование анализа и синтеза при познании реальности;
4) в античной физике появляется деление на три направления:
- статика
- кинематика (раздел механики, рассматривающий движение тел только с геометрической стороны, т.е. само движение независимо от причин)
- общее учение о движении.
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 1624;