Лекция 6 Эпоха мустье
Эпоху ашель сменила мустьерская, которую выделяют как средний палеолит. Распространение мустьерской культуры связано с расселением людей, по своему развитию стоявших значительно выше питекантропа и занимавших промежуточное положение между ними и человеком современного вида. Этот вид называется Ноmо primigenius, или Ноmо neander hensis - неандертальский человек (по месту первой находки близ Дюссельдорфа). Долгое время были известны лишь европейские неандертальцы, сейчас они открыты и в Азии, и в Африке.
Уже первые находки памятников этого времени показали существенные перемены, происшедшие в технике получения отщепов, для чего прежде всего была изменена форма ядрища - нуклеуса. Если в предыдущие эпохи нуклеус, с которого получали сколы, не подготавливалось путем предварительной обработки, то теперь у камня, от которого человек желал получить отщеп, путем серии ударов выравнивалась верхушка (делалась более плоской), затем обтесывалась остальная поверхность. Таким образом, из округлого и дисковидного нуклеус становился призматическим пли треугольным. Теперь ударом отбойника по краю площадки человек получал продолговатые пластинки. Рабочий край этих пластинок для прочности и остроты подвергался дополнительной обработке, т. е. ретуши.
На стоянках этого времени призматические нуклеусы попадаются чаще, чем овальные. Для проведения ретуши - этот способ обработки является одной из важнейших черт мустьерской эпохи - применялись и «наковаленки», обычно это были куски костей животных. На них отчетливо видны многочисленные выбоины, полученные в результате надавливания на кость острым краем каменного орудия в момент ретушировки. Как далеко ни шагнул человек по пути обработки камня, все же он умел придавать пластинам только форму остроконечников и скребел. Остроконечник чаще всего использовался как нож, служить наконечником для копья или дротика он еще не мог. У основания это орудие имело значительное утолщение, кроме того, оно было небольшого размера. Копье по-прежнему было целиком деревянным. Только в конце эпохи появляются остроконечники, заостренные с двух концов, которые могла быть использованы в качестве наконечника копья. Скребла считаются женскими орудиями, применявшимися для снятия шкуры с туши животного, раскроя ее при изготовлении одежды. С помощью скобеля легко было содрать кору с дерева, он же применялся для строгания дерева. Скобель это кремневая пластина с широкой дугообразной выемкой, которая отличает его от скребла. Рабочая часть этого орудия, расположенная по краю выемки, подправлялась человеком при помощи ретуши.
Помимо камня человек мустьерского времени делает попытки ввести в обиход изделия из кости. Находки следов умышленного сглаживания на кусках костей, наконец, упоминаемые выше «наковаленки», являются хорошим свидетельством этого.
Мустьерское время характеризуется оседлостью человека. На некоторых стоянках жизнь продолжалась в течение нескольких сотен лет, например на стоянке Чокурча в Крыму. Такое постоянство понятно, ибо суровость климата удерживала человека на обжитом месте, тем более что на новом месте не всегда можно найти хорошую стоянку, охотничье угодье.
Судя по находкам, человек мустьерского времени выглядел примерно так: небольшой рост (155-165 см) у мужчин, коренастое сложение, мощно развитая мускулатура и массивный скелет. Череп с низким покатым лбом, надбровные дуги резко выступают вперед, образуя один сплошной надглазный валик. Передние зубы - крупные, лопатообразные резцы. Подбородочный выступ отсутствует. Объем мозга равен 1300-1600 см, видны явные признаки развития отдельных долей мозга. Относительно короткое туловище и слабовыраженный изгиб позвоночника заставляют предположить - наличие сутулости при ходьбе, если же он бежал, то сильно пригибался к земле.
Неандерталец продолжал продвижение на север, начатое еще во времена ашеля. Большую помощь в этом оказало умение добывать огонь искусственным путем, которым обладал неандерталец, обитавший и в Африке, и в Азии, и в Европе.
Получение огня искусственным путем было тогда делом сложным, и поэтому следует предполагать, что и огонь на месте стоянок старались поддерживать постоянно круглосуточно. Подобное явление наблюдается этнографами у современных племен, находящихся на стадии первобытности. Они умеют добывать огонь, но все же стараются поддерживать его неугасимым и при передвижении переносят тлеющие угли в головешки в горшочках или специальных корзиночках. В случае угасания огня прежде всего стараются одолжить его у соседей, и лишь в крайних случаях прибегают к искусственному его получению.
Известны четыре способа получения огня. Из трех первых, связанных с трением, вероятно, наиболее распространенным был способ выскабливания. Он заключается в следующем: деревянной палочкой долго и с сильным нажимом водят по дощечке, в результате чего получается тонкая стружка. Когда, нагреваясь от трения, она начинает тлеть, к ней добавляют легко воспламеняющийся трут. Два другие способа - выпиливание и сверление - настолько трудны, что ими человек стал пользоваться гораздо позже. Четвертый способ - высекание искры от удара камня о камень - еще сложнее. Для получения искры таким способом необходимо иметь кремень и кремень-пирит (позже его заменил кусок железа). Находки пирита на палеолитической стоянке настолько редки, что, надо думать, этот способ во времена мустье не имел практического применения.
В борьбе с холодом наряду с огнем важным делом было изготовление одежды. Огонь очага мог обогревать человека, расположившегося рядом, а жизнь требовала постоянного хождения на охоту, за топливом, продуктами собирательства и т. п. Нужны были одежда и обувь. Единственным материалом для их изготовления были шкуры животных поэтому добытые туши животных не просто расчленяются на части, а с них предварительно снимают шкуры или большие ее участки, затем снятую шкуру растягивают на земле волосяным покровом вниз и с помощью скребков удаляют мездру (подкожный жировой слой). Растянутая с помощью колышков, вбитых в землю, шкура была пригодна для дальнейшей обработки. После высыхания ее мяли, делали более эластичной. Отдельные куски се скрепляли с помощью завязок-ремешков, длинных полос, вырезанных из кожи. Впоследствии шкуры научились прокалывать костяными иголками-проколками и сшивать сухожилиями, игравшими роль ниток. Хотя первая одежда вряд ли отличалась элегантностью, она надежно укрывала человека от холода.
В эпоху мустье в хозяйственной жизни человека первое место занимала охота, хотя и собирательство продолжало иметь немаловажное значение. Наличие постоянного огня в очаге привело к привычке употреблять мясную пищу в обжаренном либо испеченном виде. С помощью дыма от огня в очаге люди стали коптить мясо. Такой продукт был особенно ценен тем, что его можно было долго сохранять. До появления этого способа обработки долго сохранялось лишь мясо, провяленное на солнце. Некоторые исследователи считают, что, пока человек не открыл самородную соль, ее заменяла зола. Даже подсоленное золой мясо было гораздо приятнее на вкус, чем пресное. Сырое же мясо было «подсолено» находившейся в нем кровью. На некоторых стоянках мустьерского времени кости животных не были разбросаны в беспорядке. Их складывали в кучи, и они служили топливом. Такого рода горючим материалом пользуются и современные охотники, особенно в безлесных районах.
Охотник, живший во второй половине мустьерского времени, был вооружен уже гораздо лучше, чем его предшественники. Так, в пещере Лу-Кипа (Франция) археологи нашли кости животных с вонзенными в них кремневыми наконечниками. Деревянное копье получило кремневое завершение. Среди охотничьего арсенала появляются и болас (болы). Это каменные шары, изготовленные чаще всего из известняка. Два-три шара, соединенные ремнями из кожи, в руках опытного человека становились серьёзным оружием. сильно раскрученное над головой такое оружие летит с большой скоростью к на значительное расстояние. При точном броске ремни боласа опутывают ноги бегущего животного, оно падает и становится добычей охотника. Имел мустьерский охотник и кистень - к рукоятке из дерева или кости на коротком ремне прикреплялся каменный шар.
Хотя арсенал oxoтничьегo оружия и увеличился, решающее значение продолжала играть во-прежнему коллективная охота, в которой принимали участие все члены общины. Тщательное изучение остатков костей животных на мустьерских стоянках позволило установить категории промыслового зверя для различных районов. Если в Крыму население стоянки Чокурча в основном охотилось на сайгака и дикую лошадь (это район равнинной части полуострова), то находки в гроте Тешик-Таш (Узбекистан) свидетельствуют об интенсивной охоте на горного козла - киика. В высокогорных районах Альп основной добычей охотников был отличавшийся свирепостью, силой и размерами пещерный медведь. Охотники Ильской стоянки на Северном Кавказе были поистине грозой для зубра. Его остатки от общего числа найденных костей составляют 60°/о. Как подсчитали ученые, на стоянке обнаружены остатки не менее чем 2400 зубров. Охотники, проживавшие на Русской равнине, охотились преимущественно на мамонта и бизона. Кости и череп животного использовались в качестве строительного материала и топлива. Бивни его шли на изготовление различных поделок. Мамонт был одним из наиболее выгодных промысловых животных. Академик И. Г. Пидопличко считает, что мамонты не вымерли, а были истреблены человеком, ибо оказались объектом интенсивной охоты, но исчезновение их произошло гораздо позже, а в эпоху мустье большое их число бродило по необъятным просторам средней полосы северного полушария.
Суровый климат мустьерской эпохи заставил человека, обитавшего в районах, где отсутствуют пещеры или другие естественные убежища, создавать искусственные жилища, поэтому мустье считается временем зарождения «домостроительства». Долгое время о жизни и деятельности мустьерского человека археологи знали лишь по кострищам, грудам костей, скоплениям орудий труда. На Ильской стоянке на Кубани найдены кольцевые выкладки из камня, которые, как предполагают, служили ограждением наземных жилищ. На стоянке Молдова 1(Воронежская область), подобная выкладка сооружена была из костей мамонта. Но было неизвестно, как выглядело само жилище. Наконец, у села Мезина в Черниговской области было открыто уникальное по конструкции жилище. Нa одном из исследуемых участков археологи обратили внимание на большое скопление костей мамонта и северного оленя. Вся эта масса образовала круг диаметром 5 м. Кости лежали в определенном порядке. Наиболее крупные, и среди них 15 черепов мамонта, располагались по кругу, образуя ограду, прерываемую лишь в одном месте. Черепа с сохранившимися бивнями были уложены теменной частью вниз, поэтому изогнутые дугой бивни концами своими сходились над центром образованной площадки, повисая над ней. Между бивнями помещались лопаточные кости и челюсти мамонта. В самом центре находилось большое скопление рогов северного оленя. Таким образом, черепа и наиболее крупные кости образовывали основу и стенки жилища, изогнутые бивни служили каркасом крыши, а центр перекрытия жилища, куда не доходили бивни, был сделан из рогов северного оленя. Каркас жилища покрывался шкурами животных. Разрыв в сплошном кольце черепов и костей основания постройки служил входом в жилище. На сегодня археологами в мире открыто несколько подобных построек.
Наиболее интересной находкой целого комплекса жилищ, сооруженных из костей мамонта, является открытие у села Межирич Каневского района Черкасской области. Там, в так называемом Межиричском археологическом заповеднике было открыто четыре постройки, сооруженные примерно 12 тыс. лет назад из костей мамонта. Три первоначально открытые постройки ни по размерам, ни по принципу строительства не отличались друг от друга, как они не отличались и от других подобных построек. Четвертое строение, находящееся в непосредственной близости от первых трех, что и позволяет его включить в единый комплекс с тремя первыми, имеет ряд особенностей. Его размеры несколько больше (6Х4,5 м), в плане оно ближе к эллипсу, чем к кругу. Особый интерес представляет строгое соблюдение симметричности отдельно упомянутых частей скелета. Принцип симметричности ни в одном подобном сооружении не отмечался. Примером могут служить нижние челюсти мамонта, повернутые подбородком вверх и сложенные в два ряда так называемой елочкой, отдельные позвонки, симметрично расположенные бивни и т. д.
Находка на месте отмечаемого комплекса жезла из рога северного оленя (до этого такой жезл был открыт лишь во Франции) позволила ученым выдвинуть гипотезу о том, что это не жилище, а сооружение культового назначения. В качестве аргумента в защиту этого предположения можно привести и последние исследования одной из подобных построек, открытой на Мезинском палеолитическом поселении. Там были обнаружены остатки пяти жилищ, сооруженных из крупных костей и бивней мамонта, хозяйственные ямы, очаги и большое количество орудий труда, предметов быта и различного вида произведения искусства.
В настоящее время зафиксировано более 70 позднепалеолитических жилищ, сооруженных из костей животных, но ни в одном из них не обнаружено следов опорных гнезд, подобных мезинским. Там не применяли подпорных центральных опор-«столбов». Все это и целый ряд других предметов свидетельствует о том, что данная мезинская постройка пережила два этапа. Первоначально она служила как жилище. После того, как она пришла в ветхое состояние, ее оставили на какое-то время. Позже, когда возникла потребность в каком-то общественном помещении, постройка реконструировалась, ее кровля была укреплена подпорами. В помещении взамен предметов, необходимых для проживания, появляются предметы, связанные с идеологической сферой деятельности жителей поселения, т. е. дaнная постройка стала играть роль общественного помещения - «праздничного дома».
Все предметы, относящиеся ко второму времена функционирования отмечаемого жилища, представляют собой изделия культового предназначения.
От эпохи мустье дошли до нас и первые погребения человека. Захоронения эпохи мустье обнаружены во многих местах. Наиболее показательными являются погребения неандертальца в Спи (Бельгия), в пещерах Буфиа и Ля-Ферраси (Франция), в пещерах горы Кармен Эт-Табун и Эс-Схул (Палестина), в пещере Киик-Коба (Крым) и в гроте Тешик-Таш (Средняя Азия).
Наряду с одиночными захоронениями встречаются и групповые. Так, в пещере Ля-Ферраси найдено шесть скелетов. Причина, вызвавшая специальное захоронение умерших членов группы, неясна и по этому поводу ведется долгий спор среди ученых. Первоначально захоронение, вероятно, вызывалось чисто гигиеническими причинами. От умершего члена не избавлялись, а хоронили его тут же, в пещере, где продолжали жить его товарищи. 3ахоронения производились на местах стоянок, где погребались и мужчины, и женщины, и дети. Погребения, как правило, располагались на краю пещерного жилища. Костяк укладывали в неглубокую яму, выкопанную либо в культурном слое, либо (что было гораздо реже) в углублениях, выдолбленных непосредственно в каменной толще пола. После трупоположения ямы (углубления) засыпались землей. При погребении костяку придавалось скорченное положение. Ноги подгибались коленками к животу, руки сгибались в локтях, кисти их находились у лица. В тех случаях, когда сгибалась одна рука, вторая укладывалась в вытянутом положении вдоль тела.
Труп клали на бок в позу спящего человека. Надо отметить, что поза погребенного является причиной споров специалистов. Одни видят в нeй особенно частое положение спящего человека, другие - имитацию положения плода в чреве матери. Есть и третья версия положение связанного. Сторонники ее утверждают, что страх перед умершим и вера в возможность появления его среди живых членов группы заставляли связывать его, ограничив тем самым возможность появления.
Помимо погребений человека в скорченном положении археологи отмечают захоронения одних черепов - таковые отмечены в пещере Эрингсдорф, Ла-Ферраси). В пещере Монте Чирчео человеческий череп был окружен выкладкой из камней и костей различных животных.
Человек мустьерского времени, скорее всего, уже имел некоторые религиозные представления. В качестве аргумента можно привести тот факт, что при положении трупа умершего его ориентировали головой на запад, а само тело - по линии запад - восток. О наличии религиозных представлений свидетельствует и так называемый культ животных, которых погребали, как и людей. Так, в пещере Драхенлох, расположенной у Боденского озера в Швейцарских Альпах, были обнаружены, сложенные из известняковых плит «ящики»-гробницы. В этих «ящиках» помещались уложенные в определенном порядке медвежьи черепа по три-четыре штуки. Помимо черепов там же помещались и кости конечностей этого животного. В пещере Петерсгёль черепа н кости конечностей медведя складывались не в« ящиках», а в нишах. Имеются примеры и совместных погребений человека и животного. Так, в пещере Регурду найдено погребение человека, укрытое насыпью из мелких и средних камней, а рядом в ящике находился череп и раздробленные кости медведя. Яму перекрывала каменная плита (2Х2 м) весом 400 кг. А. Л. Монгайт считает, что это погребение человека с жертвоприношением и что оно свидетельствует также о наличии культа медведя. Подобных примеров можно привести много, причем кости и череп встречаются не обязательно медвежьи, имеются находки и других животных: горных козлов, оленей. По-видимому, медведь был основным промысловым животным данного района.
В конце мустьерского периода появляются первые признаки изобразительного искусства в виде насечек и углублений, которые наносились на каменные плиты, кости животных. Это - зачатки будущего орнамента: например, на стоянке Ла-Ферраси была обнаружена каменная плита с чашеобразными углублениями, на некоторых костях имеются правильно расположенные нарезки, нанесенные острым предметом. Кости животных с ритмическими насечками, идущими то параллельно друг другу, то пересекаясь, встречаются в Грузии, в пещере Джручула.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем техническое превосходство человека эпохи мустье?
2. Что означают для науки неандертальские погребения?
3. Кто такой палестинский неандерталец? Какова его роль в антропогенезе?
4. Какие новые виды хозяйственной деятельности появляются в эпоху мустье?
Дата добавления: 2016-02-04; просмотров: 2080;