Методические пояснения к уроку.
Распевание. Повторяется пение песни "Колыбельная" Н. Римского-Корсакова.
Песня поется по нотам в соль мажоре, с абсолютными названиями звуков. Предварительно для настройки дети поют соль-мажорное трезвучие, находят тонику, III и V ступени мажорного звукоряда, отмечают их в своем сознании.
Пение песен. На данном уроке нет новых произведений. Учащиеся повторяют уже выученные песни. Это - "Зима" Ц. Кюи и "Медведь" И. Стравинского.
Слушание музыки. Учитель напоминает, что на предшествующих уроках был проведен анализ таких средств выразительности, как темп, динамика, регистр. На этом уроке он предлагает учащимся разобраться в выразительном значении мелодии, ритма и гармонии (диссонанс и консонанс).
"В I классе вы слушали разные пьесы, - говорит учитель, - в которых мелодии были плавные, поступенные или скачкообразные. Приведите примеры плавных и скачкообразных произведений".
Дети отвечают, что в таких пьесах, как "Камаринская", "Смелый наездник", "Марш Черномора", в песне "Про котят" мелодия скачкообразная. Все эти мелодии вполне подходят к содержанию пьес. А в "Вальсе" из балета "Спящая красавица", в песнях "Не летай, соловей", "Пес" мелодия плавная и тоже очень подходит к содержанию этих произведений.
Ребята поют по одному куплету песен "Пес" и "Про котят". Учитель спрашивает: одинаков ли в них ритм? Дети отвечают, что ритм разный: в песне "Пес" использованы четвертные доли, а в песне "Про котят" - восьмые.
На примере музыки из программы I класса учитель просит детей вспомнить, какое настроение помогают создать консонирующие и диссонирующие звучания. Ребята отвечают.
Затем им предлагается послушать пьесу Э. Грига "Шествие гномов" и разобраться, какие средства музыкальной выразительности, использованные композитором в этой пьесе, особенно помогают раскрыть музыкальный образ. Следуют соответствующие ответы детей.
Далее они слушают вторую пьесу Э. Грига "В пещере горного короля" из музыки к драме Г. Ибсена "Пер Гюнт". После прослушивания и высказывания мнений о характере пьесы, мере ее художественности и красоты дети анализируют, какие средства музыкальной выразительности наиболее характерны для этой пьесы, сравнивают ее содержание с содержанием пьесы "Шествие гномов". Пытаются определить, что сближает и отличает музыку этих произведений одного и того же прекрасного норвежского композитора.
Импровизация. Дети повторяют импровизацию, сделанную на предыдущем уроке. Учитель напоминает, что речь идет о сочинении мелодии на следующие стихи Н.Саковской:
Январь. Начало года,
Морозец на дворе.
Хорошая погода
Бывает в январе!
Ход работы примерно следующий. Ребята выразительно читают стихотворение. Затем учитель предлагает им прохлопать его ритмический рисунок размере 34 и записывает этот рисунок на доске. После этого он сам импровизирует первую строчку, а ребята вслед за ним повторяют ее хором. И наконец, пытаются сочинить следующие музыкальные фразы. Для этого к доске вызываются три ученика. Их "звуковые ответы" проигрываются на фортепиано, и затем все эти три ответа записываются на нотную бумагу. Класс исполняет их, а потом ребята дают этим мелодиям свои оценки, аргументируя их.
Приведем пример планирования интегрированного урока с использованием различных видов искусства для младших школьников.
Тема урока: "Сказка зимнего леса".
Цель урока - научить детей видеть красоту зимнего леса.
Задачи: развить у детей творческое и воссоздающее воображение, умение эмоционально откликаться на прочитанное, обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе, формировать желание охранять ее красоту, развивать изобразительные способности и художественный вкус, учить слушать и понимать музыку.
Оборудование: листы календарей с изображением зимних пейзажей, репродукции картин И. Шишкина "Лес зимой", "На севере диком", И. Грабаря "Мартовский снег", "Февральская лазурь"; произведения П. Чайковского из цикла "Времена года" - "Зима", "На тройке" и "Сладкая грёза" из "Детского альбома"; отрывки из книги Б. Запартович, Э. Криворучко, Л. Соловьевой "С любовью к природе", стихи русских поэтов о зиме.
План занятия:
· 1) беседа о лесе;
· 2) знакомство с художественными текстами о зиме;
· 3) слушание музыкальных отрывков;
· 4) обсуждение работ художников, фотографов и дизайнеров;
· 5) сказка зимнего леса в стихах;
· 6) объяснение педагогом техники самостоятельной работы;
· 7) творческая работа детей;
· 8) подведение итогов занятия.
Домашнее задание, которое было дано детям заранее: собрать материал на тему "Зимний лес" (репродукции картин, открытки, марки), вспомнить произведения художественной литературы, свои впечатления.
Перед началом занятия в кабинете были развешаны репродукции картин, календари, бумажные снежинки, вырезанные детьми на предыдущих занятиях. Пока дети собираются в классе, звучит музыка П.Чайковского из цикла "Времена года". Ребята самостоятельно знакомятся с вывешенными работами, настраиваются на тональность урока.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Может быть, кто-то из вас уже догадался, куда?
Дети: Мы отправимся в путешествие по зимнему лесу.
Педагог: Верно! Для этого нам понадобятся хорошее настроение, внимательность и осторожность, отличная память и, конечно же, теплая одежда. Итак, вы готовы?
Дети: Готовы!
Педагог: Ну что же, надеваем варежки и шапки (ребята изображают) и отправляемся в путь. Я вас попрошу закрыть глаза и внимательно присмотреться, где же мы очутились.
Далее следуют рассказы детей.
Педагог: Молодцы! Теперь можете открыть глаза. Скажите, ребята, а похоже то место, куда мы попали, на сказку?
Дети: Да! Здесь все очень красивое, сверкающее, таинственное.
Педагог: А сейчас, я думаю, пора пройтись по сказочному лесу. А нашим первым проводником будет Оля.
Оля: Ребята, скорее собирайтесь вокруг меня, пока зимушка вас не заморозила. Все здесь?
Дети: Да.
Оля: Давайте немного погреемся: потопаем ножками, похлопаем в ладошки, потрем щечки (дети с удовольствием изображают эти действия). Ну что, согрелись? А сейчас посмотрите вокруг... (Ребята снова закрывают глаза.)
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Оля: Скажите, кто же заколдовал лес?
Дети: Невидимка, или зимушка.
Оля: А кто убаюкивает лес, под чью сказку он дремлет?
Дети: Это сон колдует над лесом.
Оля: А какую сосну мы увидели?
Дети: Сосна вся в снегу, будто подвязалась белой косынкой.
Педагог: Ребята, вспомните, пожалуйста, кто написал эти строки?
Дети: Автор - Сергей Есенин. Это поэт, который очень часто писал о красоте родной природы.
Педагог: Верно. Сейчас я прочитаю вам отрывок из произведения "Зимний лес"1. А вы постарайтесь найти в нашем лесу то, о чем я буду говорить:
"Встало солнышко - и волшебно преобразился лес. Все стихло. Стоит завороженный чарами зимы молчаливый витязь в хвойной кольчуге. Синичка сядет, а ветка не дрогнет. На поляне красуются крохотные елочки. Их совсем занесло. Как хороши они теперь, как пригожи!
Вьюга посеребрила пышную прическу сосен. Снизу - ни сучка, а на макушке - пышная снежная шапка. Ясная береза распустила светлые косы покрытых инеем ветвей, блестит на солнце нежно-розовой тонкой берестой.
Покрытые снежными кружевами деревья оцепенели в зимнем сне... Сверкает снег, вспыхивают и гаснут искры-блестки. Хорош лес в зимнем уборе!"
Далее идет анализ настроения детей после прослушивания этого отрывка.
Педагог: Как вы считаете, всегда ли в природе можно наблюдать такую красоту?
Дети: Нет, не всегда. Например, летом мы любуемся другими пейзажами.
Педагог: Верно. Но людям часто хочется видеть их, даже в другое время года. Поэтому многие художники, фотографы и дизайнеры запечатлевают такие картины природы в своих работах. Так, мы можем прийти на выставку или в музей и увидеть зимнюю сказку даже летом. Давайте познакомимся с репродукциями, которые висят у нас в классе.
Далее идет разговор о картинах Шишкина, о его творчестве. Проводится сравнение картины "На севере диком", написанной Шишкиным под впечатлением стихов М.Ю. Лермонтова, с его одноименным поэтическим произведением. Соответствует ли картина стихам? И в стихотворении и на картине ясно звучит тема одиночества и грусти.
Задание детям: Давайте поищем в изображении схожее с нашим волшебным лесом.
Следуют ответы детей.
Педагог: Давайте теперь посмотрим на другие фотографии. Что еще необычное можно встретить в зимнем лесу?
Дети: Это может быть замерзшая река в ледяном платье, можно увидеть снежные крепости из огромных сугробов. В зимнем лесу еще можно встретить разных животных, только не стоит их беспокоить.
Педагог: Вы, конечно, правы. Итак, люди стремятся сохранить в рисунке и фотографиях полюбившиеся пейзажи.
Далее вниманию детей предлагается картина И.Э. Грабаря "Февральская лазурь" и знакомство с творческой жизнью художника-импрессиониста.
Педагог: А теперь мы обратимся к вашим открыткам и иллюстрациям. Расскажите, пожалуйста, о характере подобранных вами работ. Что вы скажете об их сюжетах? А теперь мы послушаем, о чем шепчет зимний лес. Давайте еще раз вернемся в наш лес и подумаем, какой музыкой мы сможем о нем рассказать?
Дети: Это будет светлая мажорная мелодия. Музыка будет среднего темпа, возможно вальс. Можно добавить звонкие переливы и подголоски, будто звенят заиндевелые веточки.
Педагог: Я согласна с вами. А сейчас мы послушаем музыку о зиме П.И.Чайковского.
Далее - слушание музыки и ее разбор.
В конце урока педагог просит вспомнить строки из стихов русских поэтов, где описана красота зимнего леса (дети читают стихи А.С. Пушкина "...И вот сама идет волшебница зима", И.З. Сурикова "Белый снег пушистый в воздухе кружится", Ф.И. Тютчева "Чародейкою зимою околдован лес стоит", С.А. Есенина "Поет зима - аукает...").
Педагог: Вот сколько прекрасных слов можно найти в стихах о зимнем лесе. А сейчас, друзья, постарайтесь определить, какими средствами можно нарисовать зимнюю сказку с помощью художественных материалов.
Дети: Можно толстой мягкой кистью изобразить снежные сугробы. Тонированный картон можно использовать в качестве фона. Мазками мы умеем изображать еловые лапы. Нужно помнить, что передать яркий свет можно с помощью контраста.
Педагог: Верно, ребята. А я могу подсказать вам еще один интересный прием, который называется набрызг. Он сможет нам помочь при изображении падающего снега.
Далее педагог демонстрирует технику работы.
Самостоятельная работа. Мы вернулись из лесного путешествия. Давайте расскажем о нем, только не словами, а используя художественные материалы (звучит музыка "Сладкая грёза" П.И. Чайковского).
Организационный момент. Подводятся итоги работы детей, оценивается их самостоятельная работа.
Из конспекта урока видно, что в нем нашло отражение сочетание фронтальной и индивидуальной работы с учащимися, предусмотрены вопросы и задания детям, а также использование технических средств.
План-конспект может быть не только развернутым, но и кратким.
Каждый урок музыки является определенным и вполне конкретным звеном целостной системы музыкального воспитания младших школьников. Поэтому подготовка учителя к уроку, как и к любому уроку искусства, должна складываться из органически связанных этапов - планирования системы уроков по теме и конкретизации этого планирования применительно к каждому уроку. Немаловаж:ное условие при этом - ясное понимание учителем задач первоначального этапа (начальной школы) в становлении музыкально-эстетической культуры учащихся, знание их психолого-возрастных особенностей, владение методами и дидактическими принципами общей педагогики и педагогики искусства.
1 Программа "Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. I - V классы". - М., 1994. - С. 36.
1 См.: Осенневa М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. - М., 2001. - С. 188 - 189.
1 См.: Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). - Воронеж, 1998. - С. 166 - 168.
1 См.: Хрестоматия для маленьких. - М., 1987. - С. 387.
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 1957;