Проверка усвоения материала по слушанию музыки
Иногда на уроках в школе можно наблюдать недостаточно глубокую форму опроса, связанную со слушанием музыки. Учитель: "Что я играю?" - Ученик: ""Шествие гномов" Грига". - Учитель: "В каком году родился Бородин?" - Ученик: "В 1833 году". - Учитель: "А где?" - Ответ: "В Петербурге". - Учитель: "Сколько опер написал Моцарт?" - Ответ: "17". - Учитель: "Какие из них ты знаешь?" В ответ следует более или менее полное перечисление названий опер и т.д.
Не отказываясь целиком от проверки конкретных знаний, основное место в опросе учитель призван уделять методам, основанным на сопоставлении, сравнении музыки, выявлении особенностей произведения. Так, например, в VI классе можно предложить учащимся сравнить исполнение Песни Варяжского гостя певцами Б. Гмырей, М. Рейзеном и А. Пироговым. При этом учащиеся предупреждаются, что точного, однозначного ответа на поставленный вопрос не существует в принципе. А их задача - в меру собственных сил принять участие в обсуждении характера определенной трактовки и дать свою, личностно окрашенную оценку.
Другой пример. На уроке в V классе ставится задача - определить, чем отличается хоровая обработка песни "Со вьюном я хожу" С. Благообразова, которую дети учат в классе, от обработки Н. Римского-Корсакова, которую они прослушивают в записи.
В VI классе, при соответствующей подготовке, можно предложить атрибутировать (установить) музыкально-исторический стиль впервые прослушиваемых отрывков из музыкальных произведений (классицизм, романтизм, стиль русской национальной школы, современная музыка).
Как показывает сегодняшний школьный опыт, использование такого активизирующего метода при опросе является действенным средством улучшения качества самого процесса приобщения учащихся к высотам музыкального творчества. Музыка как вид искусства и как учебный предмет открывает учителю большие возможности для создания такой ситуации в классе, когда учащиеся встречаются с музыкально-теоретическими и практическими трудностями, вполне разрешимыми на индивидуально-личностном уровне, и самостоятельно ищут способы их разрешения. Ответы при подобной "проблемной" методике опроса оказываются не всегда полностью верными; учитель их потом уточнит и подкорректирует. Однако старания учащихся, направленные на самостоятельное выполнение задания, совместные их размышления на уроке помогают добраться до искомой истины, ибо даже ошибочные ответы школьников будят мысль остальных, рождая активность в поиске верного решения.
Давно замечено, что задания и вопросы, связанные с сопоставлениями и анализом, с высказыванием собственного мнения, своей оценки, привлекают учащихся в значительно большей мере, чем обычные вопросы, связанные с конкретной датой в жизни композитора, перечислением его сочинений и т.п. На правильность постановки учительского вопроса обращал внимание С.Т. Шацкий. В статье "О том, как мы учим"1 он говорит о трудностях, которые стоят перед учащимися при ответе на подобный вопрос учителя. Такой вопрос отличается от обычного "человеческого" вопроса тем, что ученик знает: ответ на заданный ему вопрос уже готов в учительской голове. И частенько, расценивая вопрос педагога не более как уловку, ученик не столько думает, как ответить на него по существу, сколько старается угадать, что ожидает услышать учитель. И С.Т. Шацкий приходит к простому, но очень верному выводу: следует так ставить вопрос, чтобы вызвать размышление ученика, которое бы завершилось ответом. Самостоятельный ответ школьника, его собственные суждения и мысли, как правило, бывают интересны не только учителю, но и всему классу.
Проблемно поставленные вопросы играют заметную роль в развитии способности к творческому мышлению, что представляет одну из важнейших задач педагогической работы на уроках музыки. Подобные вопросы позволяют делать объективно верные выводы об уровне художественно-творческого потенциала учащихся, о дидактическом качестве их музыкальных знаний и умений, планировать систему педагогических и воспитательных усилий для получения оптимальных результатов музыкального развития каждого из учеников.
Приведем несколько примеров опроса по восприятию музыкального языка.
Игра "Самый внимательный".Учитель исполняет знакомую мелодию с аккомпанементом. В каком-либо месте чуть изменяется мелодический рисунок или гармония. Ребятам нужно определить, где именно произошло это изменение. Вариантом игры является прослушивание последовательности аккордов. Дети должны отметить, разрешена она в тоническом трезвучии или нет. Подобная игра-проверка позволяет учителю определить уровень ладового и гармонического слуха. Еще вариант. Учащиеся прослушивают незнакомую мелодию несколько раз: в верной гармонизации, в спорной и в неверной. А затем определяют, в каком случае, по их мнению, гармонизация была самой правильной.
В VI классе учащиеся успешно выполняют такое задание: между цепочкой аккордовых последовательностей "прячется" характерная последовательность аккордов из исполненных (или прослушанных) ранее произведений. Требуется определить, в каком именно месте находится спрятанная последовательность и из какого она произведения. Примерами таких последовательностей, "спрятанных" в нейтральном аккордовом окружении, были: характерный сдвиг из "Утра" Э. Грига, вступительные аккорды к песне "Красивая мама" Э. Колмановского, гармоническая канва к мелодии телепередачи "Спокойной ночи, малыши" и др.
Определение "национальности" народной музыки.Учащимся показываются фрагменты национальной музыки и произведений народов РФ, стран СНГ и дальнего зарубежья. Это могут быть "Лезгинка" А. Хачатуряна, народные танцы восточных регионов, "Дойна" - молдавская мелодия, украинский "Гопак", белорусская полька и другие примеры. Замечено, что после разделения бывшего СССР на ряд самостоятельных государств определение национальной окраски произведений композиторов стран ближнего зарубежья представляет для школьников достаточно трудную, хотя и увлекательную, задачу, позволяющую оценить их чувство музыкального стиля.
Определение размера впервые прослушиваемого отрывка.Для выполнения этого задания (III - IV классы) учащийся "дирижирует" звучащей музыкой, находит в такте сильную долю и на этой основе определяет размер предложенного музыкального отрывка.
Определение исполнительской манеры знакомого певца или инструменталиста.В наиболее продвинутых в музыкальном отношении классах можно практиковать следующую форму опроса: один и тот же отрывок один за другим играют (поют) несколько исполнителей. Ставится задача - среди ряда исполнителей узнать одного, уже знакомого, из числа тех, с чьим творчеством учащиеся уже были ознакомлены.
Опыт показывает, что ребятам вполне доступно узнать исполнителя, обладающего яркой исполнительской индивидуальностью. Среди таких исполнителей - пианисты С. Рихтер, В. Горовиц и Д. Липатти, скрипач Я. Хейфец, певцы Б. Гмыря, Н. Обухова, Ф. Шаляпин, Г. Нэлепп.
Объективная оценка успехов и неудач учащихся на уроке музыки, несомненно, важнейший фактор совершенствования знаний и умений учащихся, развития их музыкальных способностей. Из практики известно, что, если учет ведется от случая к случаю, результаты оставляют желать лучшего. И наоборот, систематический опрос побуждает школьников к регулярной работе. Случается, что оценка используется как угроза или поощрение для ученика. Это совершенно недопустимо. Оценивать следует лишь знания, навыки ученика, а не его поведение.
Среди части педагогов бытует мнение, что не следует оценивать степень усвоенности нового материала во время урока, на котором он (новый материал) предлагается. Сейчас это мнение во многом изменилось, и нередко учитель оценивает отметкой правильный, удачный ответ по новому материалу.
Вместе с тем не стоит забывать, что проверка и оценка знаний - это особый процесс и начинается он, как правило, тогда, когда учащиеся имеют возможность усвоить и закрепить изучаемый материал.
Основной раздел урока - хоровое пение - дает больше всего возможностей для выставления оценок. Верное исполнение оценивается высшим баллом, различные градации верности исполнения оцениваются соответствующими отметками: от "четверки" до "тройки". Незнание слов наряду с неправильным пением чаще всего ведет к "двойке". Однако, как правило, на уроках музыки "двойка" за пение не ставится. Чаще всего к концу первого года обучения все учащиеся овладевают основными правилами пения до такой степени, чтобы заслужить удовлетворительную оценку. В противном случае учитель, выставляя "двойку", фактически ставит ее своему неумению дать ученику нужную основу певческих навыков в начальной школе. В том случае, если в начальной школе пение не велось или велось плохо, необходимо приложить все старания к тому, чтобы исправить это положение. Ведь не секрет, что ученик-"гудошник" обычно не может без учителя помочь себе сам.
Иногда трудность выставления соответствующей оценки усугубляется тем, что ученик перешел из другой школы, где требования к учащимся были занижены. Вот один из примеров. Ученик V класса Гриша Коновалов очень старается, всегда помнит текст песни, поет с классом, всем своим отношением показывает, что урок музыки ему нравится и он хочет участвовать в нем полноценно и активно. Однако он пришел из другой школы, где пению не уделялось должного внимания. Поэтому проверки показывали его
значительное отставание от певческого уровня V класса, в котором он учится теперь, и соответствовали среднему положению, между "тройкой" и "двойкой". Как тут быть? Дело прояснилось само собой: на одном из последних уроков второй четверти (в первой он имел четвертную оценку "два") его пение уже можно было оценить на "три" балла. В результате общая оценка за вторую четверть также была удовлетворительной. Помня, что оценивать успехи ученика можно и в форме поощрительных суждений, учитель не преминул сказать, что Алешина "тройка" значит и для него и для учителя гораздо больше, чем "пятерка" какого-нибудь "способного лентяя", на лету схватывающего певческий материал.
Другой, прямо противоположный случай. Ученик Дмитрий Крапива обладает отличным голосом, превосходным музыкальным слухом, хорошей музыкальной памятью. Поэтому учебный материал по пению не представляет для него трудности. Рядовой опрос с выведением оценки для него дело несложное. Вот почему необходимо было найти для него такие формы опроса, чтобы получение отличной оценки представляло для Дмитрия определенную и достаточно высокую трудность. Его ответ оценивался отличным баллом лишь в случаях, когда большинство учащихся класса не справлялись с полученным заданием (пение новой песни, повторение прошлогоднего репертуара, пение с листа по нотам и т.д.). Оценивая устно успехи Дмитрия, учитель говорил: "Дима ученик способный, и потому я к нему особенно требователен. Как говорится, "люблю как душу, трясу как грушу". А музыкальные и певческие данные Димы позволяют мне строго оценивать его успехи в пении и других видах музыкальной деятельности".
Оценки по нотной грамоте учащиеся получают в основном за умение петь по нотам или с помощью нот. Последнее умение предполагает способность на основе нотного текста ориентироваться в общем звуковысотном и ритмическом движении мелодии. Трудно рекомендовать записывать ноты на уроке, который занимает в учебном плане лишь один час в неделю. Однако, если процесс записи нот увлекает кого-нибудь из учащихся, ему можно рекомендовать заняться этим вне урока, на досуге, предложить соответствующие методические пособия.
Как оцениваются знания учащимися нотной грамоты? На основе выполнения ими рекомендаций программы. Например, ученикам IV класса предлагается сольфеджировать простые мажорные и минорные мелодии, с включением IV и VII ступеней, в тональностях Фа, До и Соль мажор. Песенный репертуар программы позволяет выполнять эти рекомендации на художественно-осмысленном материале. Качество выполнения заданий подобного рода оценивается соответствующим баллом.
Основой для выставления той или иной оценки всегда служат рекомендации (требования) программы и уровень овладения
этими рекомендациями (требованиями) тем или иным учеником. Это позволяет оценивать результаты учебной работы с наибольшей объективностью.
В разделе "Проверка по слушанию музыки" уже рассказывалось о методах и приемах опроса по этому важному элементу урока. И здесь оценивать успехи учащихся также необходимо в соотнесении вопросов и заданий с рекомендациями (требованиями) программы. Это могут быть ответы на вопросы по биографии композитора, разбор произведения: определение его частей, главных тем, взаимоотношений между ними, определение названия произведения по звучащим отрывкам, разбор мелодического материала и т.п.
Может создасться впечатление, что на уроках музыки практически не существует проблемы педагогической оценки. Это, конечно, не так. Основная трудность заключается в том, чтобы выработать действительно объективные критерии оценки пения, музыкальной грамоты, слушания музыки, игры на музыкальных инструментах и на их основе вывести такую оценку, которая отражала бы общий уровень музыкальной подготовки учащихся. Недаром до сих пор еще не разработаны типовые "Примерные нормы оценки знаний, умений и навыков по музыке", как это уже давно сделано в отношении других учебных предметов в школе. Для нашего учебного курса крайне важно, чтобы оценка не только стала показателем уровня подготовленности ученика, но и способствовала его дальнейшему музыкальному развитию.
В заключение проведем некоторые соображения, которые могут помочь при проведении проверки и оценке знаний, умений и навыков учащихся.
Никогда не стоит "распекать" школьника за неудовлетворительную отметку, особенно если он не очень способный ученик. Наоборот, при всяком удобном случае следует подчеркивать, что "двойка" и "тройка" - дело временное и если ученик приложит больше стараний, то неудовлетворительная или посредственная оценка будет исправлена.
Вопрос к отдельным учащимся должен ставиться так, чтобы его суть была понятна всему классу. Дело в том, что иногда на уроках музыки ученикам задаются вопросы о расположении нот на нотном стане, правилах деления нот без опоры на пение. Это, конечно, неверно. Контроль знаний не может быть оторван от осознания учащимися практического значения того, чему их учат.
Справедливость оценки зависит от систематичности опросов каждого из учеников. Учитывая знания, умения и навыки, следует опираться прежде всего на учебную программу, выполнение рекомендаций и требований которой ложится в основу учета и оценки ученического труда.
Иные учителя отклоняются от требований программы в оценке знаний и умений учащихся, проявляют либерализм, незаслуженно завышают баллы. В другом случае учителя недооценивают знания и умения ученика. А как известно, несправедливая, заниженная оценка деморализует учащихся и искажает истинное положение вещей.
Не стоит делать секрета из того обстоятельства, что оценка по музыке не влияет на перевод учащихся в следующий класс. Однако, выставляя неудовлетворительную оценку, стоит подчеркнуть, что хотя и возможно учиться в следующем классе с "двойкой" по музыке, но все же следует совместно с учителем наметить пути к тому, чтобы от этой "двойки" избавиться.
Контроль и учет знаний и умений на уроке музыки должны стать стимулом в достижении успешных учебных результатов, активизировать учащихся, воспитывать у них критическое отношение к своей работе и приучать их к самоконтролю. Объективная и справедливая оценка основывается не на формальной проверке, а на систематическом и целенаправленном учете всей музыкальной деятельности ученика на уроке.
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 1816;