АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Ø Требования к компетентности по теме
· знать и уметь раскрывать сущность понятий «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология», <<профессионально-педагогическая культура», «методологическая культура», «педагогические ценности»;
· уметь характеризовать место и функции аксиологического компонента в структуре профессиональнопедагогической и методологической культуры учителя;
· знать и уметь анализировать педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность;
· представлять сущность и содержание аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога.
Ø Основные вопросы
1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология».
2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-педагогической и методологической культуры учителя.
3. Педагогические ценности как нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей.
4. Аксиологическое «Я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога.
Ø Понятия темы
Ценность, аксиология, педагогическая аксиология, профессионально-педагогическая культура, методологическая культура, педагогические ценности
Ø Рекомендуемая литератyра
1. Гавриловец, К. В. Аксиологический подход в учебно-воспитательном процессе / К. В. Гавриловец // Праблемы выхавання. - 2008. -№ 5. - С. 40-44.
2. Ильин, В. В. Аксиология / В. В. Ильин. - М. : Изд-во МГУ им. М. В. Ломоносова, 2005. - 216 с.
3. Пионова, Р С. Структурные компоненты профессионально-педагогической культуры / Р. С. Пионова// Адукацыя i выхаванне. - 2006. - № 4. - С. 80-84.
4. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Изд. центр «Академию), 2002. - С. 31-37.
5. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. -1 М. . Изд. центр «Академия», 2003. - 192 с.
v 1. Понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология»
Проблема ценностей всегда привлекала внимание ученых и педагогов-практиков (Б. С. Гершунский, Н. Д. Никандров, М.В. Богусловский, Л. И. Новикова, В. А. Караковский и другие). Система фундаментальных общечеловеческих ценностей, обоснованная В. А. Караковским, -- Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир - представляет особый интерес в педагогике. Мир ценностей - это прежде всего мир культуры, сфера духовной жизнедеятельности человека, его привязанностей, оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности.
Энциклопедический словарь представляет понятие «ценность» как значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом, определяемую не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений; критерии и способы ,оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.
В настоящее время понятие <<ценность», используемое в философии, психологии, социологии и педагогике, применяется для обозначения свойств различных объектов, явлений, теорий и идей, служащих эталоном качества, соответствующих социально обусловленным приоритетам развития культуры.
Проблемами ценностей занимается такая наука, как аксиология (от греч. axia - ценность). Под этим названием, как правило, понимают: 1) философское учение о ценностях и об оценке их в этике, которое исследует смысл человеческой жизни; 2) учение о природе человеческих ценностей - о конечной цели и оправдании человеческой деятельности.
Понятие «аксиология» введено в научный оборот в 1902 г. французским философом П. Лапи. В 1908 г. этот термин активно использовал в своих работах немецкий ученый Э. Гартман.
В современных условиях возрастает ориентация педагогического процесса на общечеловеческие ценности, которые находят свое отражение в образовании и воспитании подрастающего поколения, а также в идеологической,
нравственной и профессиональной позиции самих педагогов. В связи с этим на первый план выходят проблемы педагогической аксиологии, представляю щей собой учение о ценностях в педагогическом процессе - образовании, воспитании и саморазвитии человека.
Педагогическая аксиология в значительной степени изменяет характер сотрудничества учителя с учеником.
В центре внимания оказываются не просто знания, умения, навыки или формирование определенных привычек у ученика, а целый комплекс жизненно важных ценностей, формирование у школьника потребности присваивать их, жить ими. Школа начинает непосредственно учить воспитанника умению уверенно ориентироваться' в окружающем мире, в совершенстве различать его качественную, в частности, ценностную неоднородность Степень развития у школьника такого умения становится одним из важнейших показателей уровня его воспитанности. .
Исходя из этого, актуальной задачей современной школы является задача точного определения ряда школьных ценностей, которые необходимы для всестороннего развития и совершенствования личности воспитанника.
Н. В. Селезнев предлагает в этом случае отталкиваться от основных, исторически сложившихся групп ценностей, куда входят:
1) материальные ценности - все то, чем располагает сама школа, окружающая среда, семья, общество в целом;2) нравственные ценности - духовное наследие, утверждающее на земле возвышенные идеалы добра и справедливости, о которых так тщательно заботились педагоги от А. Я. Коменского до В. А. Сухомлинского И других;
3) научно-познавательные ценности - все то, что связано с познанием истины, формированием правильных оценочных представлений об окружающем мире, другом человеке, самом себе;
4) художественно-эстетические ценности - группа ценностей, известных человечеству с древнейших вpeмен, связанных не только с образным восприятием окружающего, но и развитием у человека потребности жить по законам красоты;
5) ценности физической культуры и гигиены - все то, что предусматривает физическое совершенство человека и его здоровья, умения поддерживать и сохранять в здоровом теле здоровый дух.
По мнению В. А. Сластенина, основными объектами, к которым у учащихся должно быть сформировано ценностное отношение, являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наук (учение), искусство и др. Каждый из этих объектов в процессе осмысления и оценивания его ребенка, раскрывает ему ряд важнейших ценностей (мир, дружба, семья, мать, отец, здоровье, Родина, труд, индивидуальность и т. д.).
Ценностная зрелость самого педагога определяет эффективность сотрудничества с учащимися в освоении необходимых им ценностей, их желание или нежелание следовать примеру педагога, целеустремленно работать над собой.
v 2. Место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально- педагогической и методологической культуры учителя
В аксиологическом аспекте профессионально-педагогическая культура учителя рассматривается к часть общечеловеческой культуры, включающая систему ценностей-регуляторов педагогической деятельности (Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич и другие) (см. схему 19).
Схема 19
По мнению ряда ученых профессионально-педагогическую культуру можно представить как интегральное высшее качественное образование личности педагога-профессионала, как условие и предпосылку эффективной педагогической деятельности, как обобщенный показатель профессиональной компетентности учителя и цель профессионального самосовершенствования (Р С. Пионова и др.).
Педагогическая теория и практика показывают, что профессионально-педагогическая культура учителя] предполагает наличие у него следующих характеристик:
· педагогическое мастерство;
· высокий уровень психолого-педагогической подготовленности
· специальные знания и умения;
· личностные качества;
· нравственная воспитанность, авторитет;
· педагогический такт;
· культура речи.
Профессионально-педагогическая культура является мерой и способом творческой самореализации личности учителя в разнообразных видах педагогической деятельности и общения. В структуре профессионально-педагогической культуры выделяют (в. А. Сластенин и другие) аксиологический, технологический, индивидуально-творческий ком поненты (см. схему 20).
Схема 20
Аксиологический компонент профессионально-педагогической культуры предполагает наличие ценностно-педагогической направленности личности учителя, проявляющейся в сформированной потребности в педагогической деятельности. Сформированная потребность определяется как осмысленное и активное стремление направить свои знания, умения, навыки на решение воспитarельно-образовательных задач и включает в себя установку на работу с детьми, и интерес к этой работе, уверенность в ее необходимости и важности для себя.
К аксиологическому компоненту профессионально-педагогической культуры относится совокупность устойчивых профессионально-педагогических ценностей, овладевая которыми, учитель делает их личностно значимыми. Процесс усвоения ценностей педагогом определяется богатством его личности, педагогической квалификацией, стажем, профессиональной позицией и отражает его внутренний мир, образуя систему ценностных ориентаций.
Технологический компонент профессионально-педагогической культуры включает знания, способы и приемы педагогической деятельности учителя, при этом ценности и достижения педагогической культуры осваиваются им и создаются в процессе собственной деятельности. Основу компонента составляют методологические, психолого-педагогические, методические и специальные знания и соответствующие им умения.
Особая роль здесь отводится методологическому аспекту, что предполагает сформированность у педагога методологической культуры. Методологическая культура учителя - это часть его общей профессионально-педагогической культуры, отражающая меру и способ осуществления им познавательных и исследовательских действий в процессе профессиональной деятельности.
Аксиологическую основу методологической культуры учителя составляют ценности исследовательской деятельности: гуманизм, истина, познание, знания, развитие, рефлексия. Аксиологическая основа методологической культуры учителя тесно связана с ее нормативной основой, которую составляют культурные нормы, отражающие предписания, требования, образцы деятельности высокого качества. Отсюда ведущими функциями аксиологического компонента методологической культуры учителя являются нормативная и регулятивная функции, позволяющие педагогу освоить способы преобразования педагогического процесса на гуманной основе.
Индивидуально-творческий компонент профессионально-педагогической культуры предполагает присвоение учителем педагогических ценностей на личностном уровне, то есть через их преобразование и интерпретацию, что определяется его личностными особенностями и характером педагогической деятельности. Усваивая выработанные ранее ценности, учитель выстраивает собственную ценностную систему, элементы которой приобретают значение аксиологических функций. К числу этих функций относятся:
· формирование личности учащегося;
· профессиональная деятельность;
· наличие представлений о технологии построения образовательного процесса в учебном заведении, специфике взаимодействия с учениками, наличие представлений о себе как проффесссионале.
Интегративной функцией, объединяющей все остальные, является индивидуальная концепция смысла профессионально-педагогической деятельности как стратегия жизни учителя, воспитателя.
v 3.Педагогические ценности как нормы регламентирующие педагогическую деятельность. Классификация педагогических ценностей.
Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность. Они образуют познавательно-действующую систему, которая служит связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.
" Педагогические ценности различаются по уровню своего существования. На этом основании выделяют социально-педагогические, профессионально-групповые и индивидуально-личностные ценности.
Социально-педагогические ценности сконцентрированы в общественном сознании в форме морали, педагогической этики, философии образования. Они представляют собой идеи, принципы, нормы, правила, регламентирующие образовательную деятельность в рамках общества. Профессионально-групповые ценности - совокупность идей концепций, норм, регулируюших педагогическую деятельность самостоятельных профессиональных групп, коллективов (школа, училище, лицей, техникум, колледж, вуз). Индивидульно-личностные ценности представляют собой сложное социально-психологическое образование, в котором сливаются целевая и мотивационная направленность ориентаций педагога. В этой группе система ценностей разделяется на следующие подгруппы:
1. Ценности, раскрывающие отношение к труду педагога:
· аксиологическое восприятие педагогической деятельности;
· общеобразовательные и профессиональные знания;
· профессиональная честь и достоинство;
· готовность к преодолению профессиональных трудностей.
2. Ценности, характеризующие отношение к субъектам педагогической деятельности:
· любовь к детям, уважение личности учащегося;
· уважение личности педагога;
· сотрудничество с общественными детскими и молодежными организациями.
3. Ценности, представляющие значимые качества личности педагога:
· объективность в оценке школьников, их действий и поступков;
· принципиальность в отношениях с субъектами педагогического процесса;
· гуманизм, доброжелательность к учашимся;
· эмпатия (способность к сопереживанию);
· самостоятельность;
· педагогический оптимизм;
· креативность (способность к творчеству);
· толерантность (терпимость к инакомыслию, чужой точке зрения).
4. Ценности, раскрывающие стиль общения педагога с другими субъектами педагогического процесса:
· диалогическое мышление;
· диалоговые отношения с субъектами педагогического процесса;
· способность соотносить свои цели и действия с целями и действиями школьников;
· взаимодействие и сотрудничество с субъектами педагогического процесса.
В процессе своей деятельности каждый педагог как личность актуализирует лишь ту часть профессиональных и педагогических ценностей, которая является для него жизненно и профессионально необходимой. Эта особенность необходимой профессиональной инициативы дается учителю в его сознании в фор.
«Я-профессиональное», с которым соотносится его собственный профессионально-педагогический опыт и связанные с ним переживания, убеждения, профессиональные связи и отношения.
v 4. Аксиологическое «Я» педагога как система ценностных ориентаций. Элементы единой аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога
Аксиологическое «Я» учителя как система ценностных ориентаций опирается на социально-педагогические и профессионально-групповые ценности, которые служат основанием формирования его индивидуально- личностной ценностной системы. Данная система включает:
· ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной и профессиональной среде (признание окружением, престижность и др.);
· ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг (общение с детьми, коллегами, родителями, обмен опытом и др.);
· ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности (развитие профессионально- творческих способностей, самосовершенствование и др.);
· ценности, позволяющие осуществлять самореализацию (оказание помощи и поддержки детям, реализация собственных идей и др.);
· ценности, дающие возможности удовлетворять прагматические потребности (оплата труда, отпуск, служебный рост и др.).
В представленной системе ценностей в зависимости от содержания можно выделить ценности-цели, ценности-средства, ценности-отношения, ценности-качества, ценности-знания (см. схему 21). Охарактеризуем их.
Схема 21
· Ценности-цели - концепция личности обучающегося, концепция «Я-профессиональное» как источник и результат профессионального самосовершенствования учителя.
· Ценности-средства - концепции педагогического общения, педагогической техники и технологии, мониторинга, инноватики, педагогической импровизации и интуиции.
· Ценности-отношения - личностно-профессиональная позиция как совокупность отношения учителя с учеником, другими участниками педагогического процесса, отношения к себе и собственной проффессионально- педагогической деятельности.
· Ценности-качества - связанные между собой индивидуальные, личностные, коммуникативные, позиционные, деятельностно-профессиональные и поведенческие качества личности. Ценности-качества отражаются в специальных способностях учителя: способности программировать свою деятельность и предвидеть ее последствия, соотносить свои цели и действия с целями и действиями других, строить гуманистические отношения, способности к творчеству и диалогическому педагогическому мышлению.
· Ценности-знания - теоретико-методологические знания, касающиеся психологии личности, основных идей и закономерностей педагогического процесса.
Названные группы педагогических ценностей являются элементами аксиологической модели, имеющими взаимообусловленный характер. Так, например, ценности-цели определяют ценности-средства, а ценности-отношения зависят от ценностей-целей и ценностей-качеств, то есть все они функционируют как единое целое.
Аксиологическое «Я» педагога определяется эффективностью и целенаправленностью отбора и приращения им новых ценностей, их переходом в мотивы его поведения и профессиональные действия. Ценностные ориентации учителя находят свое обобщенное выражение в мотивационно-ценностном отношении к педагогической деятельности, которое является показателем гуманистической направленности его личности.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Определите понятия «ценность», «аксиология», «педагогическая аксиология».
2. Раскройте сущность и структуру профессионально-педагогической и методологической культуры учителя.
3. Охарактеризуйте место и функции аксиологического компонента в структуре профессионально-педагогической и медотодологической культуры педагога.
4. Раскройте понятие «педагогические ценности». Представьте классификацию педагогических ценностей.
5. Какие ценности образуют аксиологическое «Я» педагога?
6. Охарактеризуйте элементы аксиологической модели, определяющей гуманистические параметры деятельности педагога.
Глоссарий
· Ценность - значимость объектов окружающего мира для человека, группы людей, общества в целом, определяемую не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой, жизнедеятельности, интересов ;. потребностей, социальных отношений; критерии и способы оценки этой значимости, выраженные в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях.
· Аксиология - философское учение о ценностях и об оценке их в этике, которое исследует смысл человеческой, жизни.
· Педагогическая аксиология - учение о ценностях в педагогическом процессе - образовании, воспитании и саморазвитии человека.
· Методологическая культура - часть общей профессионально-педагогuческой культуры учителя, отражающая меру и способ осуществления им познавательных и исследовательских действий в процессе профессиональной деятельности.
· Педагогические ценности - нормы, реглaментирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит связующим звеном между сложившuмся общественным мировозрением в области образования и деятельностью педагога.
ТЕМА 1.8
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 7997;