Архитектура компьютера
Основные элементы компьютера.
Компьютер состоит из 4-х структурных компонентов:
1) Процессор.
Осуществляет контроль за действиями компьютера, а также выполняет функции обработки данных. Если в системе есть только один процессор, он часто называется центральным процессором (CPU – central processing unit)
2) Основная память.
Здесь хранятся данные и программы. Эта память является временной. Часто её называют реальной или оперативной памятью.
3) Устройства ввода-вывода.
Служат для передачи данных между компьютером и внешним окружением, состоящим из различных периферийных устройств, в число которых входит вторичная память, коммуникационное оборудование и терминалы.
4) Системная шина. Определённые структуры и механизмы, обеспечивающие взаимодействие между процессором, основной памятью и устройствами ввода-вывода.
команда |
команда |
команда |
данные |
данные |
данные |
данные |
CPU |
PC |
MAR |
IR |
MBR |
I/O AR |
I/O BR |
Исполняющий модуль |
Контроллер ввода - вывода буфера |
Основная память
PC – программный счетчик
IR – регистр команд
MAR – регистр адреса памяти
MBR – регистр буфера памяти
I/O AR – регистр адреса ввода-вывода
I/O BR – регистр буфера ввода-вывода
Рисунок 1. Компоненты компьютера: общая структура.
Одной из функций процессора является обмен данными с памятью. Для этого он обычно использует два внутренних (по отношению к процессору) регистра: регистр адреса памяти (memory address register – MAR), куда заносится адрес ячейки памяти, в которой будет производиться операция чтения – записи, и регистр буфера памяти (memory buffers register – MBR), куда заносятся данные, предназначенные для записи в память, или те, которые были прочитаны из неё. Аналогично, номер устройства ввода-вывода задается в регистре адреса ввода-вывода (I/O address register – I/O AR). Регистр буфера ввода-вывода (I/O buffer register – I/O BR) служит для обмена данными между устройством ввода-вывода и процессором.
Модуль памяти состоит из множества пронумерованных ячеек. В каждую ячейку может быть записано двоичное число, которое интерпретируется либо как команда, либо как данные. Модуль ввода-вывода служит для передачи данных от внешних устройств как в процессор и память, так и в обратном направлении. Для временного хранения данных в нем есть свои внутренние буферы.
Регистры процессора
В процессоре имеется набор регистров, представляющих собой область памяти быстрого доступа, но намного меньшей емкости, чем основная память.
Регистры процессора (выполняют две функции) делятся на 2 группы:
- регистры, доступные пользователю. Эти регистры позволяют программисту сократить число обращений к основной памяти, оптимизируя использование регистров с помощью машинного языка или ассемблера.
- регистры управления и регистры состояния. Используются в процессоре для контроля над выполняемыми операциями; с их помощью привилегированные программы операционной системы могут контролировать ход выполнения других программ.
Регистры, доступные пользователю:
- регистры данных. Могут использоваться любой машинной командой для операций с данными. Часто при этом накладываются определённые ограничения. Например, некоторые регистры предназначены для операций над числами с плавающей точкой, в то время как остальные – для хранения целых чисел.
- адресные регистры. В них заносятся адреса команд и данных в основной памяти; в этих регистрах может быть записана только часть адреса, использующаяся при вычислении полного или эффективного адреса.
Управляющие регистры и регистры состояния.
Для контроля над работой процессора используются различные регистры. В большинстве машин эти регистры в основном недоступны пользователю.
Кроме упомянутых регистров MAR, MBR, I/O AR, I/O BR, важными для выполнения команд, являются следующие:
- Программный счетчик (program counter – PC). Содержит адрес команды, которая должна быть выбрана из памяти.
- Регистр команд (instruction register – IR). Содержит последнюю выбранную из памяти команду.
В состав всех процессоров входит также регистр, известный под названием регистра слова состояния программы (program status word – PSW). В нем, как правило, содержатся коды условий и другая информация о состоянии, например, бит разрешения/запрещения прерываний или бит режима системный/пользовательский.
Коды условий (известные как флаги) – это последовательность битов, устанавливаемых или сбрасываемых процессором в зависимости от результата выполненных операций. Например, в результате выполнения арифметического действия может получиться положительное число, отрицательное, ноль, или может произойти переполнение.
Дата добавления: 2015-12-01; просмотров: 2058;