К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики и реформатор народной школы
Вопросы для изложения и обсуждения:
Период общественной педагогики в истории России.
Жизненный и профессиональный путь К.Д. Ушинского.
Взгляды К.Д. Ушинского на педагогику и воспитание. Педагогическая система К.Д. Ушинского.
К.Д . Ушинский о подготовке народного учителя.
Ушинский и современность.
Период общественной педагогики пришел в историю отечественного образования вместе с эпохой освобождения крестьян от крепостной зависимости. По словам П.Ф.Каптерева, - это наиболее трудный для характеристики период, потому что он не имеет таких выпуклых свойств, как предыдущие периоды. «Самое признание этого периода общественным уже возбуждает сомнение: что за сила обществе? Гораздо сильнее государство и даже церковь. Все в России вершит государственная власть, поэтому нет различия по существу между периодами государственной и общественной педагогики. Тем не менее, мы полагаем, что данный период истории русской педагогии следует признать общественным, нисколько не закрывая при этом глаза на влиятельность и силу государства».
Что сделало общество для русского просвещения в этот период? Этот вопрос ставит вопрос П.ф.Каптерев и дает на него развернутый ответ. С идейной стороны, - пишет он, - оно сделало почти всё. Общество выставило новое требование: удовлетворить образованием ближайшие, непосредственные нужды государства и церкви недостаточно. Нужно идти дальше - образовать весь народ, просветить всю Русь школой, учением, дать подрастающим поколениям общечеловеческое развитие, сочетая его с национальными формами жизни.
· Обратимся к элементарному образованию - народной школе. Она по преимуществу есть создание земства, сельских обществ и городских управлений, отчасти - церкви и в еще меньшей степени - государства.
· Внутренняя организация народной школы - определение учебного курса, выбор методов преподавания, учебников и всякого рода пособий, подготовка учителей - преимущественно дело рук отдельных педагогов и земств.
· Внешкольное образование народа, насколько оно существует в России, есть также создание частных лиц, обществ и земств.
· Самые основные идеи гимназического образования, что нужно воспитывать человека, прежде всего, что общее образование должно непременно предшествовать профессиональному и быть бессословным - эти идеи были развиты в пользу классицизма представителями русского педагогического сознания (В.Г.Белинским, Н.И.Пироговым, А.С.Хомяковым) ранее спора классиков с реалистами.
· Женские гимназии, ставшие довольно многочисленными к концу века, были организованы и содержались земствами, частными лицами и обществами. «Вообще женское образование в настоящее время есть преимущественно дело общества, а не государства».
· Семейное воспитание, его теория и практика, вся его постановка есть дело общества. «Разработка вопросов в этой области не интересует правительство».
· Наконец, недостаточно ведь построить школы и набрать учителей и учеников. Нужно еще, чтобы в школах царил педагогический дух, чтобы была педагогическая атмосфера, чтобы педагогу было чем дышать. А что разве возможно без науки педагогики, без педагогической литературы, без собраний, без обществ и съездов педагогов? А кто все это создает и устраивает - общество или правительство? «Если бы изъять из нынешнего педагогического дела все продукты свободного личного и общественного творчества и оставить школы лишь при государственно-казенной педагогии, то трудно представить, что произошло бы нечто вроде педагогического землетрясения, после которого остались бы лишь самые крепкие человеки в футлярах. Но ведь с ними далеко не уедешь».
Итак, общество признало невозможным всецело отдать образование в чьи-либо другие руки. Педагогическое дело касается его близко, оно не может по-прежнему оставаться равнодушным и холодным к педагогическим вопросам, предоставляя их всецело ведению правительства. П.Ф.Каптерев.
К.Д. Ушинский – основоположник научной педагогики и реформатор народной школы
К.Д. Ушинский
Имя К.Д. Ушинского вошло в историю педагогики как реформатора русской школы и основоположника научной педагогики в России. Целью новой, нарождающейся системы образования считал активную развивающуюся личность, деятельность которой направлена на служение своему Отечеству. Человек – патриот своего отечества, подчиняющий все свои личные интересы интересам отечества и народа, все свои силы и знания отдающий на благо Родины.
Программа воспитания:
Цель – духовное развитие человека.
Основные принципы воспитания: народность, христианская духовность, наука.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях». К.Д. Ушинский
Основные направления деятельности
Преобразование русской школы
Разработка теоретических проблем педагогики и народной школы. Учебники: «Детский мир» и «Родное слово».
Разработка вопросов педагогического образования.
Проект учительской семинарии
Реформа женского образования в Смольном институте благородных девиц
Создание педагогической антропологии
Принцип народности воспитания
Проблема факторов формирования личности
Педагогика – наука и искусство воспитания
Афоризмы К.Д. Ушинского о педагогике и воспитании
«Если педагогика хочет воспитать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях».
«Воспитание должно открывать ученику возможность найти себе полезный труд в мире и внушить ему жажду труда».
«Без труда невозможно соединение человеческого счастья и достоинства».
«Если воспитание желает счастья человеку, то оно должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».
Основные идеи Ушинского были связаны с защитой интересов широких народных масс. Он ставил в прямую зависимость экономическое развитие общества от успехов образования. Он высказывался за обязательное школьное образование для всех.
Народность воспитания в трактовке Ушинского раскрывается как принцип преобразования всей системы образования на основе связи с жизнью народа. Отсюда и требования:
- воспитание должно быть самобытным, национальным;
- дело народного образования должно находиться в руках самого народа, который бы занимался его организацией, руководил и управлял школой;
- народ определяет содержание и характер воспитания;
- все население должно быть охвачено просвещением, общественным воспитанием;
- воспитание женщин наравне с мужчинами;
- подлинная народность выражается, прежде всего в родном языке.
Важными задачами нравственного воспитания являются:
- формирование мировоззрения, моральных знаний, правильных взглядов на жизнь и формирование системы убеждений, которую Ушинский считает главнейшей дорогой человеческого поведения;
- развитие нравственных чувств, в частности и эстетических. Самым высоким, пламенным чувством в человеке, "его общественным цементом" Ушинский считал патриотическое чувство, которое "последним гибнет даже в злодее". Чувство переведет сознание, убеждение в поведение человека. Воспитанию чувств посвящена специальная глава;
- воспитание навыков и привычек поведения. По убеждению Ушинского, человек, благодаря хорошей привычке, "воздвигает нравственное здание своей жизни все выше и выше". Процесс их формирования длительный, требующий настойчивости и терпения
Ушинский о подготовке народного учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности,— одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения» («О пользе педагогической литературы», 1857)
К.Д. Ушинский внес особый вклад в развитие отечественной педагогики, заложив ее научные основы и создав цельную педагогическую систему. Как отмечали современники Ушинского, «его труды произвели совершенный переворот в русской педагогике», а его самого называли отцом этой науки.
Основные выводы об Ушинском-педагоге
Ушинский универсален как педагог, как педагог перспективного видения. Прежде всего, он выступает как педагог-философ, отчетливо понимая, что педагогика может базироваться только на прочном философском и естественнонаучном фундаменте, на концепции народности воспитания, отражающих развитие этой науки и специфику национальной культуры и воспитания.
Ушинский – теоретик воспитания, его отличает глубина проникновения в сущность педагогических явлений, стремление выявить закономерности воспитания как средства управления развитием человека.
Ушинский как методист разрабатывал вопросы содержания образования, сущность процесса обучения, принципы, частные методики обучения, создал замечательные учебники «Родное слово» и «Детский мир», которые, по словам исследователя Белявского, составили эпоху в детской педагогической литературе.
Как педагог-психолог разрабатывал психологические основы обучения, изложил систему психологических идей (дал характеристику мышления, памяти, внимания, воображения, чувств, воли).
Ушинский выступал и как школовед. Им выдвинута программа преобразования русской школы, особенно русской народной школы, чтобы привести ее в соответствие с потребностями развития страны и демократизацией образования.
И, наконец, Ушинский – историк педагогики, изучал труды представителей мировой педагогики Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци, Спенсера и др. На основе анализа и отбора всего разумного, критического рассмотрения данных своих наблюдений и педагогического опыта Ушинский создает свой капитальный труд, психолого-педагогический трактат "Человек как предмет воспитания" (I ч. - 1867 г., II ч. - 1869 г.).
Ушинского называют великим учителем русских народных учителей, создавшим полную программу подготовки народного учителя.
Ушинский – просветитель-демократ, его лозунг - пробуждать в народе жажду знаний, вносить свет знаний в глубины народной мысли, видеть народ счастливым.
Исходя из своих прогрессивных взглядов, Ушинский по-новому взглянул на педагогику как науку. Он был глубоко убеждён, что ей нужна прочная научная база. Без неё педагогика может превратиться в собрание рецептов и народных поучений. Прежде всего, по мнению Ушинского, педагогика должна опираться на научные знания о человеке, на широкий круг антропологических наук, к которым он относил анатомию, физиологию, психологию, логику, филологию, географию, политэкономию, статистику, литературу, искусство и др., среди которых особое место занимают психология и физиология.
Ушинский понял необходимость всестороннего изучения человека. Он утверждал: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". (О пользе педагогической литературы).
Таким образом, Ушинский осуществил педагогический синтез научных знаний о человеке, поднял педагогику на качественно новый уровень. Известный ученый Ананьев, оценивая целостный подход Ушинского к человеческой личности, справедливо отмечает силу его теоретического мышления и педагогического убеждения, сумевшего столетие назад обосновать проблему, которую современная наука считает фундаментальнейшей проблемой философии, естествознания и психологии
Основные даты жизни и деятельности
1824 — Константин Дмитриевич Ушинский родился в г. Туле.
1835—1840 — обучение в Новгород-Северской гимназии.
1840—1844 — обучение на юридическом факультете Московского университета.
1846—1849 — исполняющий должность профессора Ярославского Демидовского лицея.
1851 — женитьба на Н.С Дорошенко.
1855—1859 — инспектор классов Гатчинского сиротского института.
1859—1862 — инспектор классов Воспитательного общества благородных девиц и Александровского училища (Смольный институт).
1862—1867 — командировка за границу.
1870 — Константин Дмитриевич Ушинский скончался в г. Одессе. Похоронен возле Выдубицкого монастыря, вблизи Киева.
Основные работы
1857 — первая педагогическая статья «О пользе педагогической литературы».
1861 — первое издание «Детского мира».
1864 — первое издание «Родного слова» (год 1-й и год 2-й) и «Книги для учащих».
1868—1869 — первое издание «Педагогической антропологии». Т. I и II.
1870 — первое издание «Родного слова. Год 3-й» и «Руководства к преподаванию по «Родному слову» (ч. II).
1870 (май) — последняя статья «Общий взгляд на возникновение наших народных школ».
«Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии»;
«О народности в общественном воспитании»;
«Труд в его психическом и воспитательном значении»;
ЛЕКЦИЯ 4.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 3770;