Жан-Жак Руссо и Иоганн Генрих Песталоцци – выдающиеся педагоги эпохи Просвещения.

Вопросы для изложения и обсуждения:

Педагогика Ж.-Ж. Руссо - педагогика естественного и свободного воспитания

Педагогическая теория И.Г. Песталоцци

Особое место в ряду французских просветителей ХVШ века, оказавших значительное влияние на развитие педагогической науки, принадлежит философу Жан Жаку Руссо. В истории педагогики его называют «Коперником Детства» и основоположником идеи свободного воспитания.

 

Ж.-Ж. Руссо

 

Ж.-Ж.Руссо – один из идеологов Французской буржуазной революции, ведущим лозунгом которой было «Свобода, равенство и братство!». В известных изречениях Руссо: «Человек рождается свободным, но повсюду он в оковах», «Природа создала человека счастливым и добрым, но общество искажает его и делает несчастным» утверждается право человека на свободу и равенство и одновременно выражается неприятие социального устройства существующего общества.

Педагогика Руссо проникнута глубокой заботой об оказании помощи каждому индивиду нести, прежде всего, великое звание Человек. «В естественном строе, так как люди все равны, то общее звание их - быть человеком; кто хорошо воспитан для своего звания, тот не может быть дурным исполнителем и в тех же званиях, которые связаны с этим. Пусть предназначают моего воспитанника к тому, чтобы носить саблю, служить церкви, быть адвокатом, - мне все равно. Прежде звания родителей природа зовет его к человеческой жизни. Жить - вот ремесло, которому я хочу учить его. Выходя из моих рук, он не будет - соглашаюсь в этом - ни судьей, ни солдатом, ни священником; он будет, прежде всего. Человеком; всем, чем должен быть человек, он сумеет быть, в случае надобности, так же хорошо, как и всякий другой, и, как бы судьба ни перемещала его с места на место, он всегда будет на своем месте».

Создать свободного и счастливого человека, считал Руссо, может только воспитание.

· «Все, чего мы не имеем при рождении и без чего не можем обойтись, ставши взрослыми, дается нам воспитанием. Воспитание это дается нам или природою, или людьми, или вещами. Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы; обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей; а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятие, есть воспитание со стороны вещей. Каждый из нас, следовательно, есть результат работы троякого рода учителей…. Между тем, из этих трех различных видов воспитания воспитание со стороны природы вовсе не зависит от нас, а воспитание со стороны вещей зависит лишь в некоторых отношениях. Таким образом, воспитание со стороны людей - вот единственное, в котором мы сами - господа; да и тут мы только самозваные господа…. Все, что можно сделать с помощью забот, - это более или менее приблизиться к цели…. Какова же это цель? Это - та самая, которую имеет природа….».

Педагогика Руссо - педагогика естественного и свободного воспитания:

· Руссо первый в истории педагогической мысли стал рассматривать воспитание как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в процессе освоения окружающего мира и свободно самоопределяющегося в нем.

· Руссо одним из первых рассматривал детство как самоценный качественный этап развития человека: «У человека свое место в общем порядке вселенной, у детства тоже свое в общем порядке человеческой жизни в человеке нужно рассматривать человека, в ребенке - ребенка». Руссо буквально взывает ко всему человечеству: «Люди, будьте человечны!.. Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам, к его милому инстинкту!.. Зачем вы хотите отнять у этих невинных малюток возможность пользоваться временем, столь кратким и столь быстро от них утекающим, этим драгоценным благом, злоупотреблять которым они еще не умеют?».

· «С ребенком, - писал Руссо, - нужно обращаться так, как подобает его возрасту». Никто до Руссо так не заботился о возрастном принципе в педагогике, как это делает он. Руссо создал собственную шкалу этапов возрастного развития: от рождения до 2 лет; от 2 до 12 лет; с 12 до 15 лет; с 15 до 22; с 22 до 24.

· Впервые в истории педагогической мысли Руссо поставлен вопрос об учете пола в воспитании. В особой главе романа «Эмиль, или О воспитании» автор излагает свой взгляд на воспитание женщины. «Следуя законам природы, мужчина и женщина должны действовать согласно, но не должны делать одно и то же». Оба пола, - замечает Руссо, - обладают одинаковыми способностями, но не в равной мере: развивать в женщине мужские свойства, пренебрегая присущими ей качествами, - значит действовать явно ей во вред.

В романе-трактате «Эмиль, или О воспитании» Руссо формулирует правила свободного и естественного воспитания: «Раз известен нам принцип, мы ясно уже видим пункт, где покидают естественный путь; посмотрим, что нужно делать, чтоб удержаться в нем.

У детей не только нет избытка сил, но даже не хватает их для всего того, чего требует природа; нужно, значит, предоставить им пользоваться всеми теми силами, которыми она наделила их и которыми они не умеют злоупотреблять. Вот первое правило.

Нужно помогать им восполнять для них недостаток разумения или силы во всем, что касается физических потребностей. Это - второе правило.

Оказывая им помощь, нужно ограничиваться только действительным, не делая никаких уступок ни прихоти, ни беспричинному желанию; ибо их не будут мучить прихоти, если не дать им возможности зародиться, так как они не вытекают из природы. Это - третье правило.

Нужно старательно изучать язык детей и их знаки, чтобы различить - так как они в этом возрасте не умеют еще притворяться, - что в их желаниях идет непосредственно от природы и что порождается прихотью. Это четвертое правило.

Суть этих правил состоит в том, чтобы давать детям больше истинной свободы и меньше власти, предоставлять им больше действовать самим и меньше требовать от других. Таким образом, приучаясь с ранних пор ограничивать желания пределами своих сил, они мало будут чувствовать лишение того, что не в их власти.

Вот, значит, новое основание - и притом, очень важное - давать телу и членам детей полную свободу, заботясь только о том, чтоб устранить опасность падения и удалять от их рук все, что может их ушибить».

Программа воспитания

Цель воспитания – создать человека.

Принципы воспитания: свободное воспитание, гуманное воспитание, природосообразное воспитание, принцип самостоятельности, принцип активности, принцип пользы.

Теория естественного воспитания

1. «Все средства из самого себя» Педагогический процесс – процесс свободного саморазвития.

2. Естественное воспитание осуществляется на лоне природы.

3. Естественное воспитание носит индивидуально – отшельнический характер.

Возрастная периодизация: младенчество (до 2 лет); детство (с 2 до 12); отрочество (с 12 до 15); юность (с 15 до 18).

Процесс обучения – процесс свободного и самостоятельного усвоения знаний.

Источник знаний – науки о природе.

Основа обучения – личный опыт ученика, наблюдения, эксперимент.

Нравственное воспитание

Содержание нравственного воспитания: гуманизм, свободолюбие, трудолюбие.

Основные средства – упражнения в нравственных поступках, дисциплина естественных последствий.

Процесс нравственного воспитания:

- воспитание добрых чувств;

- воспитание добрых взглядов и суждений;

- воспитание доброй воли и поступков.

Трудовое воспитание – важнейшее средство умственного и нравственного развития ребенка.

Вооружение ребенка навыками сельскохозяйственного и ремесленного труда.

 

 

Основные даты жизни и деятельности

1712 — Жан Жак Руссо родился в Женеве.

1728—1742 — годы познания жизни и самообразования.

1742—1762 — период музыкального и литературного творчества в Париже.

1762—1778 — изгнание, жизнь в разных городах Европы, во Франции под чужим именем.

1778 — Жан Жак Руссо скончался.

Основные работы

1750 — «Рассуждения о науках и искусствах» (трактат).

1761 — «Новая Элоиза» (роман).

1762 — «Эмиль, или О воспитании» (роман-трактат).

1772 — «Исповедь».

 

Педагогическая теория И.Г.Песталоцци.

И.Г.Песталоцци

 

Иоганн Генрих Песталоцци – выдающийся швейцарский педагог - демократ, гуманист. Свыше 50 лет жизни он посвятил воспитанию и обучению детей. Его называют «создателем детского царства». На нише с его бюстом над могилой начертано: «Избавитель бедных. Народный проповедник. Отец сирот. Основатель народной школы. Воспитатель человечества. Человек. Гражданин. Все для других. Для себя ничего».

И.Г.Песталоцци внес существенный вклад в развитие теории и практики воспитания и обучения, развитие гуманной педагогики:

· В качестве одной из важнейших педагогических проблем Песталоцци поставил вопрос о роли воспитания в развитии ребенка. «Час рождения ребенка является первым часом его обучения».

· Песталоцци отстаивал общечеловеческие цели и задачи воспитания, считая, что оно призвано содействовать развитию у каждого ребенка всех природных сил и способностей. В своих педагогических сочинениях Песталоцци неоднократно подчеркивал, что природа ребенка, ползающего в пыли», ничем не отличается от природы «сына князя».

· Воспитание может быть успешным лишь в том случае, если оно носит природосообразный характер, то есть осуществляется в соответствии с особенностями самой человеческой природы и законами ее развития. Воспитание является природосообразным лишь в том случае, если оно содействует развитию заложенных в природе ребенка потенциальных внутренних сил.

· По глубокому убеждению Песталоцци, школьное обучение должно иметь развивающий характер и «вырабатывать всего человека», содействовать развитию «ума, сердца и руки». «Глаз хочет смотреть, ухо - слышать, нога - ходить и рука - хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить. В любом задатке человеческой природы заложено естественное стремление выйти из состояния безжизненности и неумелости и стать развитой силой, которая в неразвитом состоянии заложена в нас лишь в виде своего зародыша, а не самой силы». С этим аспектом педагогической теории Песталоцци связана разработанная им идея развивающего обучения, которую К.Д.Ушинский назвал «великим открытием Песталоцци».

· Песталоцци ищет и находит такой метод, который дал бы возможность воспитателю развивать природные силы ребенка. Метод Песталоцци оформлен им в стройную теорию элементарного образования. Она названа элементарной, так как требует, чтобы воспитатель, осуществляя природосообразное развитие умственных, физических и нравственных сил ребенка, всегда исходил от первоначальных основ образования, от его простейших элементов к сложным.

· Без возбуждения самодеятельности, без проявления активности, как в умственном, так и в физическом и нравственном отношении, Песталоцци не считал возможным осуществить естественное развитие ребенка. Это положение выдающегося педагога, как и идея развивающего обучения, стало новаторским для его времени, обогатило педагогическую науку. Состояние полной самодеятельности, к которой стремится ребенок, вышедший из-под опеки матери, проявляется, считал Песталоцци, в трех направлениях: «В нравственном отношении - это самодеятельность в любви, в умственном - самодеятельность мышления, в физическом - самодеятельность тела».

· Песталоцци вошел в историю педагогики и как один из основоположников методики первоначального обучения. Созданная им методика первоначального обучения способствовала развитию массовой народной школы.

Программа воспитания

Цель воспитания – развитие нравственной личности, формирование человечности.

«Час рождения ребенка есть первый час его обучения» (И.Г.Песталоцци).

Принцип природосообразности: соответствие воспитания основным психическим свойствам природы ребенка (преобладание чувства над разумом; конкретность и образность детского мышления; подвижность и активность детской природы)

Трудовое воспитание – вооружение ребенка навыками сельскохозяйственного и ремесленного труда.

Два способа соединения обучения с производительным трудом.

«Азбука умений».

Теория элементарного образования

Умственное воспитание

Цель – сформировать умения считать, измерять и владеть словом.

Простейшие элементы знания – число, форма, слово.

Идея развивающего обучения.

Физическое воспитание

Цель – развить заложенные природой физические силы в соответствующие навыки.

Простейший элемент – движение суставов.

Нравственное воспитание

Цель - формирование человечности, народности, мудрости, трудолюбия, покорности, смирения.

Средства – упражнения в поступках, метод воздействия на живые впечатления детей.

Простейший элемент – любовь ребенка к матери.

 

Основные даты жизни и деятельности

1746 — Иоганн Генрих Песталоцци родился в Цюрихе.

1769—1774 — эксперимент в Нейгофе по ведению образцового хозяйства.

1775—1780 — создание и деятельность «Учреждения для бедных» в Нейгофе.

1789 — работа в сиротском доме в городе Станце.

1800—1826 — руководство Бургдорфским и Ивердонским учебными заведениями.

1827 — Иоганн Генрих Песталоцци скончался.

Основные работы

1781—1787 — «Лингард и Гертруда».

1801 — «Как Гертруда учит своих детей».

1826 — «Лебединая песня».

ЛЕКЦИЯ 7.

Педагогические взгляды Иоганна Фридриха Гербарта,








Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 5542;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.018 сек.