Заболевания щитовидной железы и беременность.
При заболеваниях щитовидной железы (ЩЖ) у 15 - 40% женщин отмечается нарушение менструального цикла, бесплодие и невынашивание беременности. Гормоны щитовидной железы необходимы для нормального развития человека. Поэтому их недостаток у плода или новорожденного приводит к формированию кретинизма с различными врожденными нарушениями и тяжелой необратимой задержкой умственного развития.
Зоб – увеличение ЩЖ, как компенсаторное явление при снижении биосинтеза гормонов этого органа, что обычно сопровождается повышенной функцией ЩЖ. Причиной чаще всего является дефицит или избыток йодида. В последующем простой зоб сопровождается гипотиреозом. Лечение зоба – увеличение или ограничение потребления йода.
Гипотиреоз обусловлен дефицитом свободных Т3 и Т4, что связано с недостаточностью ЩЖ и патологией гипофиза или гипоталамуса. Терапия этой патологии осуществляется заместительным введением тиреоидных гормонов.
Гипертиреоз обусловлен избытком гормонов ЩЖ, что сопровождается диффузным разрастанием ЩЖ. Корригируется эта патология подавлением образования гормонов ЩЖ антити-реоидными средствами, блокированием функции ЩЖ радиоактивным изотопом йода, а также хирургическим вмешательством.
Тиреоидиты - воспалительные заболевания ЩЖ, в том числе аутоиммунной природы. При острых тиреоидитах имеются симптомы воспалительного процесса (повышенная температура, изменения в крови - лейкоцитоз, повышенная СОЭ), болезненность в области щитовидной железы, всей шеи. Подострые тиреоидиты возникают после гриппа, ангины и характеризуются образованием специфических вирусных антител, что связывается с аутоиммунными процессами в организме. Показаны кортикостероидные препараты, антибактериальные средства, тиреоидные гормоны.
Во время беременности чаще наблюдаются субклинические формы патологии щитовидной железы. Различают первичный и вторичный гипотиреоз со сниженной функцией щитовидной железы и тиреотоксикоз с избытком Тз и Т4. Редко у беременных встречаются хронические аутоиммунные тиреоидиты.
Ведение беременных женщин с патологией щитовидной железы должно осуществляться с учетом следующих рекомендаций:
• решение вопроса о целесообразности сохранения беременности в ранние сроки (противопоказана при выраженных клинических симптомах гипо- и гипертиреоза – тяжелые и средние формы, всех формах тиреоидитов );
• диспансеризация беременных совместно акушером-гинекологом с эндокринологом;
• медико-генетическое консультирование, нередко с применением амниоцентеза и исследованием околоплодной жидкости для выявления ВПР плода;
• своевременная диагностика и адекватное лечение легких и субклинических форм заболеваний;
• исследование и оценка в динамике функции тиреоидной системы, прежде всего по уровню гормонов в крови (Тз, Т4, ТСГ,ТТГ,ТРГидр.);
• исследование показателей иммунной системы в динамике;
• заблаговременная госпитализация для подготовки к оптимальному родоразрешению;
• своевременное родоразрешение, нередко досрочное, с учетом оценки развития плода и состояния беременной женщины;
• при ведении родов проведение профилактики кровотечений;
• решение вопроса о лактации в индивидуальном порядке;
• обследование и ведение в специализированных детских учреждениях новорожденных и детей с оценкой состояния у них тиреоидной системы, своевременное лечение их при выявлении врожденного гипотиреоза и других нарушений этой системы;
• медико-генетическое обследование новорожденных.
Ожирение – одно из самых распространенных нарушений обмена веществ. Частота его в последние годы увеличивается и в экономически развитых странах достигает 20—50 %. Среди беременных данная патология колеблется от 15,5до 26,9 %.
Ожирение, оказывая неблагоприятное влияние на функционирование различных органов и систем, повышает риск патологического течения беременности, родов, послеродового периода, частоту рождения детей с различными фетопатиями, перинатальную заболеваемость и смертность, частота которой колеблется от 20,7 до 95,0‰- Поэтому рациональное ведение беременности и родов у женщин с ожирением является актуальной проблемой современного акушерства.
При обследовании женщин с ожирением следует тщательно изучить анамнез, обратив особое внимание на время возникновения ожирения, семейную предрасположенность, образ жизни, особенности и режим питания.
Необходимы клиническое и акушерское обследование, соответствующие анализы(общий анализ крови, мочи, кровь на сахар с тестом толерантности к глюкозе, гемостазиограмму и др.), рентгенопельвиметрия, а при наличии условий — ультразвуковое исследование в динамике, кардиотокография (в поздние сроки беременности), сцинтиграфия, гемостазиография. Важно также оценить состояние фето-плацентарной системы (плацентарный лактоген, прогестерон, эстрадиол, эстриол), определить спектр липопротеидов (ЛП), триглицериды (ТГ), общий холестерин (ХС) и пр.
Установлено, что у женщин с ожирением II и особенно III степени часто встречаются такие заболевания, как вегетососудистая дистония по гипертоническому типу, варикозное расширение вен нижних конечностей, заболевания печени и желудочно-кишечного тракта. У женщин с ожирением чаще, чем у женщин с нормальной массой тела, наблюдаются нарушения менструальной функции, дисфункция яичников, бесплодие.
Частота раннего токсикоза у беременных, страдающих ожирением, примерно вдвое выше, чем у беременных с нормальной массой тела. Что касается самопроизвольных абортов, неразвивающейся беременности, то они наиболее часто наблюдаются при ожирении II и особенно III степени.
Осложнения гестационного процесса у женщин с нарушением жирового обмена отмечаются в 42,5—85,0 % случаев. Наиболее частым осложнением у беременных с ожирением является присоединение позднего токсикоза, частота которого колеблется от 24 до 78,9 %. Большинство исследователей у беременных, страдающих ожирением, отмечают повышение частоты рано проявляющихся сочетанных форм позднего токсикоза с упорным, длительным течением, причем частота их нарастает по мере усиления степени ожирения. Тяжелые формы позднего токсикоза у женщин, страдающих ожирением, встречаются в 3 раза чаще, чем у беременных с нормальной массой тела.
Перенашивание беременности при II и III степени ожирения наблюдается в 2—3 раза чаще, чем при I и у здоровых беременных. Запоздалое развитие родовой деятельности у женщин с выраженным ожирением обусловлено нарушением процессов, обеспечивающих своевременное начало родов и правильное их течение. Недостаточная зрелость шейки матки при доношенной беременности как показатель недостаточной готовности организма к родам наиболее часто наблюдается при II (15,4 %) и особенно III степени (30,8 %) ожирения.
Необходимо следить заприбавкой массы тела у беременных с ожирением, поскольку в норме прослеживается зависимость между массой плода и прибавкой массы тела женщины в период беременности. Среди факторов, влияющих на прибавку массы тела у беременных с ожирением, определенное значение принадлежит низкокалорийной диете, назначаемой подобным пациенткам, но это не главное, так как независимо от степени ожирения всем женщинам давались одинаковые рекомендации относительно диеты. Неадекватные прибавки массы зависят от особенностей метаболизма у беременных с ожирением, что обусловливает различную направленность обменных процессов — катаболический у матери и преимущественно анаболический у плода. Это происходит за счет мобилизации эндогенных материнских субстратов для обеспечения плода. Многие авторы высказывают предположение, что прибавка во время беременности у женщин, страдающих ожирением, должна составлять половину того, что рекомендуется женщинам с нормальной массой тела.
Значительный интерес представляют данные о системе гемостаза у женщин, страдающих ожирением. Так, по мере увеличения срока беременности масштабы патологической активности тромбоцитарного звена системы гемостаза прогрессируют и являются пусковым фактором развития синдрома диссеминированного внутрисосудистого свертывания крови (ДВС). К 28—32 нед беременности хроническая форма синдрома ДВС отмечена у 33,3 % беременных со II и у 48,8% с III степенью ожирения, причем у части беременных со II и преимущественно с III степенью ожирения реальная гиперагрегация тромбоцитов, которая имелась в I и II триместрах беременности, сменяется признаками их дисфункции. У значительного числа беременных со II и особенно III степенью ожирения обнаружена умеренная тромбоцитопения, чего не наблюдается у беременных с нормальной массой тела. Развитие тромбоцитопении может быть вызвано внутрисосудистой агрегацией тромбоцитов, приводящей к использованию наиболее активных тромбоцитов для образования микросгустков (проявление синдрома ДВС), как это наблюдается у женщин при позднем токсикозе, артериальной гипертензии и пороках сердца.
К моменту родов у женщин, страдающих ожирением, обнаруживаются высокая функциональная активность тромбоцитов и выраженная гиперкоагуляция в плазменном звене системы гемостаза, что свидетельствует о претромботическом состоянии, а также о начальных признаках тромбоцитопатии и коагулопатии потребления у беременных со II и особенно с III степенью ожирения, т. е. об опасности возникновения геморрагических осложнений. Это позволяет отнести беременных с ожирением II и особенно III степени в группу риска по развитию указанных осложнений.
При ожирении I степени можно ограничиться однократным исследованием свертывающей системы крови только в III триместре беременности, тогда как при II и III степени ожирения необходим динамический контроль с конца I триместра и до родов.
Нарушения в системе гемостаза являются патогенетическим фоном для развития фето-плацентарной недостаточности. Исследования маточно-плацентарного кровотока методом динамической сцинтиграфии плаценты у беременных снарушением жирового обмена II и III степени позволили выявить наличие значительных нарушений в микроциркуляторном русле плаценты, которые в 1,5—2 раза чаще наблюдались в зоне крупных маточных сосудов, нежели в межворсинчатом пространстве. Наиболее выраженные нарушения маточно-плацентарного кровообращения отмечались у беременных с III степенью ожирения.
Исследование гормональной функции фето-плацентарного комплекса у беременных с ожирением указало на значительное снижение уровня гормонов (прогестерона, плацентарного лактогена, эстрадиола, эстриола), начиная с ранних сроков беременности и до ее конца, хотя эта динамика соответствует таковой при физиологической беременности. Снижение уровня указанных гормонов у беременных с ожирением обусловлено как нарушением их метаболизма, так и плацентарной недостаточностью.
Плацентарная недостаточность часто сопровождается внутриутробной гипоксией и задержкой развития плода. Для диагностики внутриутробной гипоксии плода следует осуществлять регистрацию сердечной деятельности плода (аппараты Доптон, электро- и фонокардиография плода, кардиотокография, доплеросонография), определять шевеление плода, проводить ультразвуковое исследование. Для выявления задержки развития плода (гипотрофии) необходимо измерение высоты стояния дна матки над лоном, окружности живота, прибавки массы тела женщины за беременность; в этом плане наиболее информативным именно у женщин, страдающих ожирением, является ультразвуковое исследование. В случае плацентарной недостаточности оно указывает на отставание размеров плода от гестационного срока, уменьшение размеров плаценты и количества околоплодных вод.
Итак, у беременных с ожирением имеют место значительные нарушения спектра липопротеидов, свертывающей системы крови и фето-плацентарного комплекса, что требует дифференцированного подхода к выделению групп риска развития тех или иных осложнений беременности и родов в зависимости от степени ожирения.
Беременных со II и особенно с III степенью ожирения и осложненным анамнезом следует госпитализировать в стационар за 2 нед до предполагаемого срока родов для обследования и выбора рационального родоразрешения.
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 1054;