Физиотерапевтические бани
Идея физиотерапевтических бань (то есть бань с претензиями на медицинские функции – лечебные, профилактические, реабилитационные, общеоздоровительные, косметологические и т. п.) живёт сейчас даже в среде специалистов пока лишь как следствие расширенного понимания мытных любительских бань. После качественного мытья в бане человек чувствовал себя отдохнувшим, оздоровлённым, «как заново родившимся». С исторической точки зрения можно говорить о банях как о первых в мире рукотворных курортах (спа).
В отношении терапевтической пользы бань сейчас нет единого мнения. Одни считают, что ценность бань состоит в обильном потовыделении (выводе неких «шлаков») и в закаливании организма за счёт контрастности процедуры. Другие считают, что польза бань заключается в повышении кровотока (с усилением обмена веществ в проблемных зонах) и очистке кожи, особенно в устьях потовых протоков (от солей, от жироподобных веществ типа липидов‑холестеринов, от отшелушивающегося рогового слоя), для улучшения процессов терморегуляции организма. По поводу потения следует ещё раз напомнить, что пот является лишь ультрафильтратом крови, а потому может выводить из организма лишь то, что есть в крови. Кстати, и молоко млекопитающих образуется из крови, так что кровь как передаточное звено в состоянии транспортировать в железы большое количество воды. По существу, человек как живое существо функционирует как набор внутренних органов в «мешке с кровью» (причём с кровью постоянно движущейся от органа к органу). И этот «мешок» в форме кожного покрова скорее изолирует человека от внешней среды (в том числе и с помощью испарения пота), нежели инкорпорирует.
Русскому человеку старшего поколения бывает порой очень трудно психологически выделить в банях чисто мытные (гигиенические) и какие‑либо чисто оздоровительные функции. В русских банях само парение было и самой сутью мытья. Поэтому под лечебными банями (знахарскими) на Руси, затем и в России всегда понимались не столько жаркие бани, сколько некие особые бани с заговорами, костоправством, стрижками, припарками, примочками, настоями трав, тайными мазями, вениками, запахами, медами и т. п. Большое значение всегда имели спиртные напитки. «Рубаху продай, но после бани выпей!» – учил великий русский полководец A.B. Суворов. Поэтому русское понимание целебности бань резко отличается от современного официального финского догмата именно своим богатством сущностных форм.
Впрочем и в самой Финляндии, несмотря на мощную коммерческую рекламу лечебных свойств саун, на прочном первом месте продолжают оставаться мотивы отдыха, физической и психической разрядки (53 % опрошенных), свойственные именно любительским мытным баням. На втором месте располагается некая оздоровительная функция (21 %), на третьем – косметологическая (14 %), на четвёртом – чисто гигиеническая (7 %). И лишь на пятом месте находится лечебная мотивация (5 %), да и то, видимо, обусловленная воздействием рекламы.
Медицинские назначения продукции являются одними из самых престижных в современном обществе. Но заявки на медицинские назначения требуют должной сертификации (проверки, подтверждения), если и не гарантирующей, то хотя бы констатирующей возможность выздоровления пусть в отдельных случаях. К сожалению, таких общепризнанных сертификаций пока нет. И даже официальная сауна в клинических больницах рассматривается лишь как «поддерживающее мероприятие» (Р. Пипер, Сауна для удовольствия, красоты и здоровья, М.: Гранд, 2002 г.). Поэтому мировая академическая наука старается дистанцироваться от бань и саун как средств лечения ввиду большого числа спекуляций «специалистов» и разочарований пациентов (Michael М. Kochen «Allgemeinmedizin», Hippokrates Verlag Stuttgart, 1992 r.). Вместе с тем, подобное осторожное отношение к баням вовсе не является унизительным. Множество курортных методик, оздоровительных комплексов процедур типа «wellness» («хороший вид»), «fitness» («должный вид»), «spa» («водный курорт»), косметических препаратов и методик, биологически‑активных добавок к пище (БАД) не нуждается в доказательстве узкого полезного эффекта и должно официально сертифицироваться лишь на предмет безвредности использования в пределах принятых методик.
Что касается глубоко субъективных понятий типа «разрядки», «отдыха», «повышения работоспособности», то они вообще не нуждаются в официальной сертификации: ни один прибор не сможет оценить эффект лучше, чем сам пациент. Именно этот факт и лежит в основе понятия полезности любительских бань и процедур самолечения.
Но раз уж мы коснулись темы физиотерапевтических (то есть всё же медицинских) бань, то в первую очередь необходимо напомнить, что вне зависимости от методики лечения физиотерапевтическая (и тем более общественная) баня должна выполняться на уровне промышленной медицинской аппаратуры и, кроме того, в высшей степени гигиенично. Деревянная банная физиотерапия с веником и каменкой сегодня является уже полнейшим анахронизмом, допустимым лишь на некоторых экзотических курортах. Во всяком случае баня медицинского уровня должна обладать свойством хорошо очищаться (мыться, дезинфицироваться) после каждого использования, что характерно и для современных мытных бань (см. след, раздел). Тем не менее, отечественные физиотерапевты не в состоянии пока представить лечебную баню ни в каком ином облике, кроме традиционно деревянного (В.М. Боголюбов, Г.Н. Пономаренко, Общая физиотерапия, М.: Медицина, 1999 г.). Это тем более удивительно, что высокогигиенические каменные бани восточного типа известны повсеместно столетиями и широко используются для лечения. В то же время широко известно (но иногда не доводится до сведения при покупке), что деревянные «медицинские» кабины для сухих саун и инфракрасных камер очень сильно загрязняются потом, несмотря на всяческое использование простынь и полотенец, а также химических чистящих препаратов.
Поясним возможности современных банных технологий на нескольких схематических примерах. Как известно в лечебных стационарах люди находятся зачастую в настолько болезненном или престарелом состоянии, что не могут даже залезть в ванну или стоять под душем. В таком случае для санитарной обработки больного бани незаменимы. Больного в каталке доставляют в тёплую комнату (баню) с водонепроницаемым полом и сливом сточной воды, обливают тёплой водой (в том числе из душа), намыливают, моют, обмывают чистой водой. При этом возникают два вопроса: как спроектировать каталку и мытное место (совмещённое, раздельное, сидячее, лежачее, как пересаживать больного или пересаживать не надо, как раздевать и одевать и т. п.) и как обогревать тело больного, чтобы ему не было холодно с мокрой кожей. Если первый вопрос является чисто конструкторским, то второй требует технического анализа: скорее всего подойдут внеклиматические методы и лучистый обогрев, поскольку в этом случае банные условия можно создать в локальной мытной зоне так, чтобы не было жарко санитару, обмывающему больного. Можно пойти ещё дальше и предположить, что больного лучше вообще никуда не увозить, а банные условия создать прямо в палате. В этом случае сама больничная койка превращается в «баню», в которой больной живёт и в которой же его и моют и переодевают, что уже с успехом практикуется в форме пластиковых боксов для новорождённых (с электрическим подогревом ложа снизу, а тела сверху «одеялом» из лучистого тепла). Задача здесь заключается в том, чтобы больной при увлажнениях (водой при мытье и мокрыми естественными выделениями в процессе жизнедеятельности) не испытывал бы ощущений холода, а в сухом состоянии не испытывал бы перегрева. В своих расчётливых раздумьях конструктор может пойти ещё дальше, переводя больничную койку из разряда гигиенического жилого бокса в более технически сложный физиотерапевтический, а затем и лечебный класс. Например, все знают, что в банях испокон веков лечили радикулит, хотя современные финские методики об этом умалчивают. Дело в том, в банях всегда лечились теплом, а финны сейчас «лечатся» потом. Тело человека состоит из набора костей (скелета), удерживаемых в «собранном» состоянии постоянным напряжением мышц. Если стоящий человек вдруг теряет сознание (в том числе и умирает), то тотчас мышцы перестают получать команды из мозга, расслабляются, перестают держать позвоночник в выпрямленном состоянии, тело человека размякает, «складывается» и падает. Подобные расслабления мышц наблюдаются и при нагреве тела. Известно, что престарелый человек в тёплой ванне может так обмякнуть, что не может вылезти из ванны (поэтому и спортсмены не применяют тёплые процедуры непосредственно перед соревнованиями). При длительном равномерном прогреве в бане тело человека также расслабляется: исчезает постоянно присутствующая и неощутимая дрожь мышц (в том числе и гладкой мускулатуры сосудов), пропадает и напряжённое состояние мышц скелета. Человек ощущает это состояние как приятный отдых, негу (по‑арабски «кайф»). В этом состоянии человека в турецких банях сильно «мнут» (массажируют) и даже бьют палками (как в русских банях чебуками веников), но расслабленные мышцы боли от ударов не чувствуют, более того, «требуют» именно таких мощных механических воздействий, усиливающих кровотоки и обмен веществ в мышцах. Обмякание мышц позволяет даже в ряде случаев «выворачивать суставы» рук и ног. Раздвигаются (в положении лёжа) и суставы (позвонки) позвоночника, а как известно, именно через промежутки между позвонками (через хрящи, диски) проходят корешки (нити) нервов из спинного мозга во все концы тела человека. Радикулит – это зажатие нити нерва позвонками (при случайном травматическом сдвиге нерва со своего нормального положения или при образовании на позвонке соляного вы‑роста‑«иголки»). Поэтому, при появлении боли мозг человека даёт «команду» мышцам скелета, и те, напрягаясь, фиксируют позвонки в неподвижном друг к другу положении, чтобы не раздражать зажатый нерв. Человек при этом «скрючивается» в неподвижном (сгорбленном или, наоборот, выпрямленном) положении, и только укол новокаина позволяет «разогнуть» человека. В бане же мышцы расслабляются, и человек лёжа «двигает» позвоночником, чтобы нервная нить внутри диска «легла» на место. Бывает и так, что с нервом‑то всё в порядке, но мышца, удерживающая позвоночник, где‑то застудилась и, чтобы не испытывать боли, сжалась (одеревенела). При этом баня «лечит» теплом мышцы позвоночника (или мышцы грудной клетки при межрёберной невралгии).
Эти соображения положены в основу физиотерапевтической процедуры «вытяжки позвоночника» в тёплой воде. Человека помещают в тёплую ванну, к бёдрам (ногам) и к грудной клетке прикрепляют матерчатые бандажи с верёвками, за которые и растягивают человека (в горизонтальном или вертикальном положении). При этом межпозвонковые промежутки увеличиваются не только за счёт расслабления мышц, но за счёт принудительной вытяжки. Если при такой вытяжке человек почувствовал резкую боль, то это значит, что нервная нить сдвинулась и, может быть, легла в нормальное положение. Если подобной аппаратурой оборудовать тёплый банный бокс‑койку, то койка превращается в физиотерапевтическую аппаратуру. Но можно пойти ещё дальше и использовать эффект усиления кровотока в тёплом банном боксе для лучшей транспортировки лекарственных фармацевтических препаратов в проблемные зоны. Так, в межпозвонковых дисках практически нет кровеносных сосудов, которые могли бы доставить лекарство в повреждённый диск. Поэтому укол лекарства целесообразно сочетать и с растяжкой позвоночника, и с его нагревом, и с лёгким массажем так, чтобы всё же облегчить хоть какое‑то поступление лекарства в хрящ. Такой банный бокс‑койка уже становится медицинской аппаратурой, может быть, сопоставимой по техническому оснащению со столом хирурга.
Что касается выделения пота, то и оно при квалифицированной методике может оказаться медицински полезным. Всех детей в России учили, что париться после мытья с мылом нельзя, поскольку режет глаза (а вовсе не потому, что это как‑то высушивает кожу, как утверждают ныне «банные методисты»). Но режет глаза то мыло, которое осталось в волосах и в потовых порах после мытья и которое вымывается затем потом. Поэтому в лечебных банях надо париться как раз после мытья (и других всяческих мазевых процедур), чтобы избавиться от вредных загрязнений. Кстати, запахи веника и парфюмерных отдушек сохраняются именно в потовых железах, и избавиться от них можно только выделением пота, вследствие чего домашнюю сауну в оздоровительных целях надо использовать именно после мыльного душа, а после сауны применять моющие составы не следует.
Представляют большой методический интерес спортивные процедуры сброса веса в банях, особенно в области культуризма (боди‑билдинга). Многие считают, что для похудания надо париться в бане, потеть и не пить воду. В итоге человек просыпается утром и видит в зеркале своё отёчное лицо. Поэтому, как ни парадоксально это звучит, чтобы не отекать, надо больше пить воды. По теории Ф. Седых, вода, содержащаяся непосредственно в сале под кожей, находится в соединении с хлористым натрием (то есть сало фактически «засолено» поваренной солью, как домашние соления). А вода, содержащаяся в мышечных тканях, находится в соединении с хлористым калием. Поэтому, чтобы вес тела снизился, а под кожей явственно проступали мышцы, надо париться, выгонять с потом натрий и пить много воды, обогащённой калием. В таком случае сало просто не может существовать под кожей без натрия. Методика очень эффективна (спортсмен в течение недели теряет 5–7 литров воды), но бессолевая (пресная) диета очень трудна психологически (БАНБАС, 5/29, 2003 г., стр. 22).
Мытные бани
Главным практическим моментом банной теории является вопрос о том, смогут ли бани вернуть себе роль основного мытного (гигиенического) средства в жизни горожан в будущем. Иными словами, сможет ли баня внедриться в современную квартиру? Ведь квартирная ванная комната зародилась вовсе не как баня и продолжает оставаться как традиционная сумма умывальника, ванны и душа (но без бани). Сохранит ли ванная комната такой облик в будущем?
Во все времена и во всех странах бани веками непрерывно развивались на основе достижений жилищного строительства. Это значит, что современное воплощение мытных бань должно исходить из реального облика современных квартирных ванных комнат.
В техническом плане облик современной мытной квартирной бани невольно зарождается в голове любого горожанина, когда он собирается помыться в ванной комнате, в которой из крана не течет горячая вода. Располагая одной лишь кастрюлей с горячей водой, нагретой на кухонной плите, можно устроиться в ванне, намыливаясь и обливаясь. Можно также разместиться перед умывальником, удобно используя расположенные напротив полочки и зеркала. В этом случае необходимо предусмотреть непротекающий пол со сливом (то есть поддон). Самое главное заключается в том, чтобы в ванной комнате было тепло с мокрой кожей. И если бы городские ванные комнаты можно было подогревать до банной температуры, то мытьё при летних отключениях воды в квартирах не представляло бы абсолютно никаких трудностей.
Рис. 73. Примерно как‑то так может выглядеть современная мытная квартирная баня из существующих строительных материалов.
Суммируя подобные житейские размышления, квартирная баня будущего должна иметь следующие характерные черты (рис. 73). Вы сидите в тепле на удобном сиденье (или даже специальном кресле), позволяющем длительно и комфортно мыть тело (в чаше) и ноги (в ножной ванночке), в окружении разноуровневых столиков, полок с принадлежностями, зеркал и чаш с водой. Ничто не мешает (если есть горячая вода) воспользоваться душем или даже ванной. Всё это напоминает туалетный театральный столик или мебель в парикмахерских и косметических салонах. Подобное сходство не удивительно, ведь все удачные гигиенические и косметологические проекты движутся (пока стихийно и неосознанно) в своем развитии к этой концепции. Так, например, в японских банях (сенто) перед прогревом в горячей воде сейчас уже моются не просто на стульчиках с тазиками (как делалось у них веками), а достойно сидя за мытными столиками с зеркалами. В пластиковых душевых, гидромассажных и пародушевых кабинах, буквально заполнивших ныне ванные комнаты Европы, также уже есть сиденья (правда пока маленькие и неудобные) и зеркала (правда, пока сбоку). Так что многое на этом пути уже опробовано и одобрено, в том числе тёплые полы и потолочные радиационные панели для нагрева мокрого тела, имитирующие жаркое солнце, и потоки горячего влажного воздуха (пара).
Рис. 74. Пластиковый вариант квартирной мытной бани, который может быть использован и на дачах, и на язтах, и в автотрейлерах.
Современная банная концепция открывает невиданный простор для полёта фантазии архитекторов и дизайнеров. Но не только внешним обликом привлекательны такие бани. Они замечательны тем, что чрезвычайно удобны для мытья и отдыха.
Дело в том, что в отличие от ванн и душей, бани позволяют при мытье вести самый обычный и привычный образ жизни – ходить, сидеть, лежать, принимать любые позы. Не надо, например, залезать и вылезать из высокой скользкой ванны, сидеть скрючившись на дне ванны, поджав ноги. Не надо поминутно приподниматься над водой, как в ванне. Не надо все время включать и выключать воду, как в душе. Ничто не может сравниться с баней ни по качеству мытья, ни по достоинству и комфортности процедуры.
Прелесть удобного и неспешного «ласкового» ухода за телом – это именно то, чего так не хватает современному горожанину. Нет ничего важнее для достойного мытья, чем достойно сидеть и видеть перед собой ту воду, которой моешься – сразу становится ясно, что ванны для мытья, заполненные грязной мыльной водой, рано или поздно неминуемо станут синонимами бескультурья и антисанитарии. А в банях регулярно можно мыться не только водой из‑под крана, как в душе, но и специально очищенной, дезинфицированной, стерилизованной, деионизованной, дистиллированной, медикаментозной, витаминизированной, ароматизированной, минерализованной, в том числе доставленной из любой точки земного шара, или любой иной водой. Причём из‑за экономного расхода воды такая процедура может быть доступна людям с любым достатком.
Так отчего же нет бань в наших квартирах, раз уж они так хороши? Отчего их нет даже в больницах, домах для инвалидов и престарелых, где люди не могут ни залезть в ванну, ни сполоснуться под душем?
Ответ банален: цивилизация пока не доросла до массовых дешёвых и надёжных устройств для постоянного поддержания достаточно высокой температуры и высокой влажности в ванных комнатах, хотя она уже на пути к этому.
Возрождение квартирных домовых бань начнётся, видимо, в элитном жилье для суперэлитного мытья. При этом потребуются не просто печи, обогреватели или излучатели, а банные кондиционеры, регулирующие одновременно температуру, влажность и динамику движения воздуха, вентиляцию и лучистые тепловые потоки. Понадобится не просто удобная мебель, но в высшей степени гигиеничная на уровне фарфоровых ванн, раковин, унитазов и биде, пластиковых пародушевых кабин (рис. 74, 75). Для мытья будут востребованы уже отнюдь не тазы, пусть даже пищевой чистоты, а изысканно стерильные чаши на уровне столовой посуды. Ощущения самой высокой чистоты – вот главный залог к успеху. Так, например, шовные отделочные материалы (керамическая плитка, мозаика, пластиковые и металлические панели) уже не будут отвечать понятию гигиеничности.
Рис. 75. Мытные банные сидения с инфракрасным обогревателем.
Пробить себе дорогу в мире сантехники способен сейчас только супермодерн. Если в банях для отдыха и досуга элементы старины (традиций) могут придать особое очарование и престижность, то для повседневного интимного мытья престижными считаются только ультрасовременные условия. Поэтому грядущая «банная революция» немыслима без нового дизайна и электроники.
Заключение
Все латинские слова такие красивые и умные, но тем не менее не в состоянии заменить некоторые русские слова из народного банного лексикона.
В этой книге выявлен целый класс водных процедур, которые проводятся на воздухе в условиях, когда человеку не холодно с мокрой кожей. Этот класс водных процедур условно назван чисто по‑русски просто баней (русской баней или баней в узком понимании этого слова), поскольку иного интернационального термина у человечества пока нет.
Исходя из этой основополагающей точки, построена чёткая цепь следствий, охватывающая все технические (проектно‑конструкторские) и технологические (регламентно‑методические) аспекты бань в их непрерывном развитии от древнейших эпох до настоящего времени с устремлением в будущее. Только оперируя в этой необъятной области идей, знаний, возможных решений и назначений можно осознанно и упорядоченно развивать многие тёплые водные технологии, столь актуальные ныне в сфере отдыха, развлечения и оздоровления.
Нет водных процедур более широких и привлекательных, нежели бани. И это только потому, что к теплу и воде (aqua‑therm) добавляется ещё и воздух (aqua‑aero‑therm). Только альянс тепла, воды и воздуха даёт человеку полное моральное и телесное удовлетворение.
Человек не рыба, он привык жить на воздухе, а не в воде. Человеку требуется свобода и простор для передвижений. Воду он воспринимает комфортно лишь в том случае, если она является только ограниченной частью жизненного пространства. Разместившись в ванне или под душем, человек до предела заужает свои пространственные возможности. И именно это заставляет его воспринимать приём ванны или душа как временный скоротечный процесс. А вот в бане человек свободен: он не просто сидит и ходит, он живёт полнокровной жизнью в полной гармонии с водой.
Ясно, что морские пляжи привлекают людей не просто купаниями в море. Пляж для человека – это комфортабельный простор («твердь и воздух»), дополняемый солнцем (теплом) и контактами с водой. Так и в рукотворных купальнях нельзя замыкаться только на воду или только на тепло. Рядом с бассейном должно располагаться тёплое жизненное пространство, которое и будет называться баней. И наоборот, если человек добровольно замыкает себя пределами сухой парилки, то нет ему удовольствия, если не ждёт его за дверью мытная комната, бассейн, зал отдыха и, может быть, сугроб или прорубь за стенами бани.
В последние десятилетия любители пара сделали очень много, чтобы под банями все стали понимать именно только экстремальные парилки. И именно этим они неосознанно заузили банную идею, ещё раз оттолкнули людей от бань. Ценность бань вовсе не в горячем воздухе, а в прелести контактов с водой на тёплом воздухе, а это в свою очередь открывает широкие возможности для полезных времяпровожений.
Будем надеяться, что эта книга подтолкнёт читателя к мысли о том, что за русскими банями стоит не только наше прошлое, но и наше будущее. И это потому, что за банями стоит объективная идея, выступающая как путеводный вектор развития мировой акватехники.
[1]Условный термин «хомотермальность» был впервые введён автором совместно с Е.К. Дерлятко в 2002 году (Ю.М. Хошев. БАНБАС, 5/23, 2002 г., стр. 46).
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 614;