Туберкулез и материнство
Данная проблема затрагивает женщин, у которых туберкулез был выявлен в период беременности, в родильном доме и в первые 6 месяцев после родов.
Такие физиологические состояния в жизни женщины, как беременность, роды, лактация, аборты, снижают резистентность организма к туберкулезной инфекции и поэтому являются факторами риска. Отмечаются патологические сдвиги показателей иммунитета у беременных женщин, больных туберкулезом. Имеются также данные о том, что показатель заболеваемости туберкулезом женщин в период беременности и первые месяцы после родов выше, чем у женщин аналогичного возраста с отсутствием данного фактора. Однако в период беременности рентгенофлюорографические обследования с профилактической целью не проводятся из‑за опасности лучевой нагрузки на плод. Они в обязательном порядке должны осуществляться у родильниц, т. е. после родов еще до выписки из родильного дома. В случае обнаружения туберкулеза пациентка переводится в стационар, в роддоме проводится дезинфекция, лицам, контактировавшим с ней, назначается химиопрофилактика. В то же время при наличии у беременной симптомов, подозрительных на туберкулез (слабость, общее недомогание, выраженная потливость, снижение аппетита, субфебрильная или реже более высокая температура, кашель сухой или с мокротой, боли в груди), их следует дифференцировать от проявлений токсикоза беременности, что осуществляют акушер‑гинеколог и фтизиатр совместно. В таких случаях вопрос о проведении рентгенологического обследования в минимально необходимом объеме решается положительно. Обычно делается обзорная рентгенограмма органов грудной клетки. При этом лучевая нагрузка на организм меньше, чем при флюорографии. Лучше произвести обследование на современной цифровой аппаратуре типа «пульмоскан», где лучевая нагрузка ниже. Наряду с клиническим обследованием производятся анализы крови, мочи, мокроты (при ее отсутствии – раздражающие ингаляции, промывные воды бронхов) различными методами, вплоть до ПЦР. В случае выявления туберкулезного процесса ставится вопрос о сохранении или прерывании беременности. Принципиальный под‑ход в данном случае – «заболевшая туберкулезом в период беременности женщина может выносить и родить здорового ребенка». Однако в каждом конкретном случае вопрос решается индивидуально, с участием акушера‑гинеколога, фтизиатра, а при необходимости и других специалистов. Учитывается срок беременности, ее очередность (известно, что прерывание первой беременности чревато последующим бесплодием), течение беременности, наличие и выраженность токсикоза, а также клиническая форма и распространенность туберкулезного процесса, бактериовыделение, наличие полостей распада, лекарственной устойчивости МБТ, интоксикации и т. п. Необходимо учитывать также желание самой женщины. Некоторые настаивают на сохранении беременности даже в тех случаях, когда целесообразно ее прерывание. Следует отметить, что в существующих инструкциях туберкулез включен в число противопоказаний для беременности. Однако у многих женщин беременность может быть сохранена, рождаются физически и психически здоровые дети.
Заболевшим туберкулезом женщинам нужно рекомендовать воздерживаться от беременности в период применения химиотерапии до клинического излечения.
У беременных женщин преобладает инфильтративный туберкулез, несколько чаще встречается его диссеминированная форма, но относительно высока и частота ограниченных, преимущественно очаговых, процессов. При лечении туберкулеза у беременных может быть использовано большинство существующих противотуберкулезных препаратов. Назначаются схемы антибактериальной терапии, учитывающие категории больных. Исключаются стрептомицин и аминогликозидные антибиотики (канамицин, амикацин, капреомицин) из‑за возможного ототоксического действия на плод, нежелательно применение пиразинамида. Некоторые авторы рекомендуют назначать рифампицин только со II триместра беременности. Роды происходят в обсервационном отделении родильного дома, после чего при необходимости пациентка вновь переводится в туберкулезный стационар или выписывается домой. Осложнения в родах несколько чаще встречаются у больных туберкулезом. Ребенок вакцинируется БЦЖ на общих основаниях. Лактация исключается прежде всего из‑за попадания противотуберкулезных препаратов в молоко, где они находятся в достаточно высокой концентрации и препятствуют развитию у ребенка вакцинального иммунитета. МБТ в грудном молоке обнаруживаются редко (0,7%), однако их L‑формы – значительно чаше (до 19%).
До выхода родильницы из роддома все члены семьи новорожденного, с которыми он будет контактировать, должны пройти флюорографическое обследование.
Если болен туберкулезом отец будущего ребенка, то он изолируется от новорожденного обычно в санаторий или стационар на период развития вакцинального иммунитета (до 8 недель). Несмотря на то что исходная форма туберкулеза у данной категории женщин нередко бывает выраженной (инфильтративный, диссеминированный туберкулез), эффективность лечения у них высокая (по нашим данным, свыше 90%).
Дата добавления: 2016-02-02; просмотров: 861;