Виктимизация подростков и молодежи в условиях антисоциальных неформальных объединений
Подростково-молодежные группы неформального типа часто отличаются девиантным поведением как специфическим способом изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации специфического ценностного отношения к ним. Для этого используются собственные приемы самовыражения: молодежный сленг, специфическая символика и атрибутика, подростково-молодежная мода, манеры поведения и специфические особенности в общении, ритуальные поступки.
Подростково-молодежные группы соотносят себя с представителями какого-либо направления: спортивно-силового, спортивно-насильственного, культурно-развлекательного, политико-мистического, корыстно-насильственного и др. Нормы и ценности в неформальных группах характеризуются большим смешением и деформированностью в негативную сторону. Социально-психологические теории существования любых социальных групп (А.Г. Павленко, Ф.В. Пирожков и др.) выделяют несколько основных условий: наличие внутренней организации, собственных ценностей и норм, наличие признака определенной автономности.
Изучение неформальных объединений подростковых и молодежных групп показывает, что направленность их деятельности носит самый разнообразный характер и имеет различное содержание. В некоторых группах проявляется особая философия, подчиненная определенной идее. Например, в группах «люберов», «чистильщиков», «ремонтников», «силовиков», «скейтбордистов» проявляется культ силы, тела, взаимовыручки. Групы «панков», «гранджеров», «анархистов» строят свое поведение, опираясь на философию вседозволенности, анархизма, нравственной опустошенности, отрешенности от реальных проблем. Группы «чернорубашечников» и «коричневых» проповедуют насилие, национализм, соотносят свои действия с философией неофашизма, человеконенавистничества. Группы наркоманов и токсикоманов проповедуют философию гедонизма, наслаждения, ухода от реальных проблем и тревог в мир эйфорических чувств и переживаний. Группы с криминальной направленностью – воры, насильники, вымогатели – стоят свою философию на власти денег и богатства, на паразитическом существовании. Эти объединения имеют асоциальную субкультуру.
Понятие асоциальной субкультуры как социально-психологического явления сложно и многообразно. Своим негативным влиянием асоциальная молодежная субкультура охватывает не только взрослых правонарушителей, но и подростков-неформалов. Ее проявление можно заметить в антиобщественном поведении личности, в криминогенных группах подростков по месту жительства, в специальных учреждениях.
Термин «асоциальная субкультура» употребляется в широком и узком смыслах. В широком смысле под асоциальной субкультурой следует понимать все социально-психологические характеристики антиобщественного и криминального поведения личности и группы. В более узком смысле под асоциальной субкультурой понимают различные проявления, характеризующие «законы», «традиции» преступного образа жизни (Ф.В. Пирожков).
Важнейшими признаками асоциальной субкультуры являются: скрытый тайный характер действий группы; наличие ее носителей в виде неформальных малых групп отрицательной направленности; оппозиция официально установленным правилам, требованиям, законам; наличие определенных символов, условностей, обязательных для выполнения всеми ее носителями.
Важнейшими характеристиками социальных подростково-молодежных групп является их структура и сплоченность. Структура группы представляет собой сеть ролей, коммуникационных путей и распределение власти. Организованные группы или формально признанные всегда имеют четкую структуру. Неформальные группы могут носить характер сплоченных групп, иметь структурированную основу, но иногда принимают хаотичный характер и не имеют четкой структуры и организованности. Сплоченность группы в общих чертах можно определить как степень взаимного притяжения членов группы или как уровень обязательства члена группы по отношению к другим ее членам. Сплоченность является также и основой значительной доли власти, которую имеет группа над своими членами. Статус в дополнение к роли и социальная позиция личности в группе определяют ее уровень социальной власти и значимости. В большинстве групп более высокий статус дает особые привилегии и особое уважение. В группах все члены подвержены влиянию групповых норм. Норма в данном случае – это принятый (часто негласный) стандарт приемлемого поведения в группе.
В неформальных группах подростков с асоциальной субкультурой проявляются некоторые типичные особенности: аффективная заряженность всех членов группы типичным для данной группы поведением, импульсивная реакция на изменяющуюся ситуацию, высокий уровень готовности к различного рода девиациям и противоправным действиям. В таких группах создается атмосфера импульсивности, раздражительности, агрессивности, конфликтности, что затрудняет общение и взаимодействие с окружающими. В подобных группах часто могут возникать проблемы, связанные с лидерством, а точнее, с авторитаризмом или регидностью лидеров группы. Авторитарных лидеров отличает, как правило, нетерпимый тип мышления, который специалисты конкретизируют как догматический. Это, прежде всего, необоснованная и чрезмерная уверенность во всем, что касается их мнений и убеждений. Таким лидерам трудно менять свои взгляды и позиции. Система отношений в подростково-молодежных группах с авторитарными лидерами является крайне жестокой и подчинена идеям, целям и желаниям этих лидеров. Многое в группах зависит от того, кто является лидером и как он определяет содержательное направление деятельности подростково-молодежной группы, какие ценности провозглашает.
Особую опасность для социума представляют подростково-молодежные криминальные группы. Они формируются по месту жительства или вблизи того места, где обычно появляются преступные группы: притоны для занятий проституцией, употребления наркотиков, алкогольных напитков. Активность противоправной и преступной деятельности в таких группах во многом связана с личностью лидера несовершеннолетних подростков группы. Как показывают исследования криминального поведения, каждый второй несовершеннолетний, совершивший тяжкое преступление еще до вступления в возраст уголовной ответственности, имел в детстве опыт совершения групповых действий, имеющих криминальный характер (С.Н. Абельцев).
Как показывает практика, тяжкие преступления, совершаемые подростками в возрасте до 14 лет (кража, грабеж, разбой и убийство), происходят в группе. Некоторые авторы отмечают, что детская и подростковая преступность формирует преступность несовершеннолетних, а последняя – рецидивную преступность (С.И. Кириллов, С.А. Солодовников и др.). В настоящее время эта тенденция усиливается за счет развития в стране «детского наркотизма» и «детского алкоголизма». С этим явлением также связно то, что увеличивается доля лиц женского пола в среде несовершеннолетних преступников и правонарушителей, наблюдается увеличение доли преступников возрастом моложе 14–15 лет.
Чтобы успешно проводить работу по профилактике возникновения, функционирования и развития неформальных асоциальных групп, а также пресекать их криминалистическую деятельность, необходимо располагать научными характеристиками структурирования таких объединений, а также социально-психологическими особенностями взаимодействия ее членов между собой. Для того чтобы переориентировать или разобщать деятельность уже возникших групп, нужно найти возможность выхода за рамки привычных представлений о них как замкнутой малой социальной общности.
Всегда необходимо помнить, что причины, условия и факторы, способствующие возникновению таких групп, а также механизмы групповой интеграции, многочисленные социально-психологические особенности находятся не внутри них, а в более широкой совокупности социальных отношений, которые составляют семья, школа и другие общественные институты.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 1937;