Из истории развития профилактического направления в медицине
Уже в первобытной общине были сформированы определенные санитарные правила и запреты, касающиеся постройки жилищ, уходу за чистотой тела и др. Народная медицина в то время располагала рядом профилактических гигиенических приемов (физические методы, профилактический прием лекарств и др.). Гигиенические рекомендации, включая режим дня, гимнастику, чистоту тела, регламентации сна и приемов пищи и др., вошли в обиход многих народов и нашли отражение даже в религиозных установлениях (например, Моисеевы заповеди и др.). В сочинениях врачей Древнего Египта, Месопотамии, Индии, Китая, Древней Греции и других стран содержатся рассуждения о профилактике, которой отдается предпочтение по сравнению с лечением болезней. Великий Гиппократ говорил: «...не только сам врач должен употреблять в дело все, что необходимо, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности». Образ жизни древних египтян был целесообразно урегулирован, в нем было очень много рационального. Так, рекомендовалось рано вставать, ежедневно заниматься гимнастикой и обтирать все тело прохладной водой, поощрялись занятия спортом, гимнастика и некоторые виды спорта входили в число занятий во всех древнеегипетских школах.
В рабовладельческую эпоху появились элементы общественной санитарии. Так, в Спарте существовала целая система правил гигиенического и физического воспитания, а законами Древнего Рима предусматривались меры санитарного характера (правила пользования водой, контроль за пищевыми продуктами и др.). В средние века в связи с широким распространением инфекционных болезней были разработаны и законодательно оформлены различные противоэпидемические мероприятия. Гигиеническими советами арабских и европейских медиков предписывались умеренность в потреблении пищи, поддержание чистоты тела, воздержание в употреблении вина, рациональный образ жизни. Большую известность получили профилактические меры, изложенные в «Салернском кодексе здоровья» (XIV в.), одна из заповедей которого гласит: «Если врачей не хватает, пусть будут врачами твоими трое: веселый характер, покой и умеренность в пище». Значение профилактических мер высоко ценили средневековые врачи Армении, Грузии, Средней Азии. Особое место в развитии профилактики занимает великий врач, поэт и философ Ибн Сина (Авиценна), который в своих трудах, и особенно в «Каноне врачебной науки», первостепенное значение уделял диететике, режиму питания и сна, физическим упражнениям.
Вплоть до XVIII—XIX вв. профилактическая медицина, по сути, была эмпирической, т.е. ее рекомендации не были научно обоснованы. Многолетний опыт медицины свидетельствует о том, что люди научились предупреждать болезни раньше, чем становились ясными причины и механизмы их развития. Так, Э. Дженкер произвел прививки против оспы в 1796 г. — более чем за 100 лет до открытия возбудителя этой болезни. Или другой пример: люди умели предупредить развитие цинги (например, употреблением квашеной капусты в рационе морских экспедиций) задолго до открытия витамина С, дефицит которого является причиной развития данной болезни. В эпоху Возрождения усилилась профилактическая направленность медицины. Накопленный опыт явился поводом к созданию профилактической медицины, основанной на достижениях фундаментальной науки. В частности, Ф. Бэкон считал укрепление здоровья, искоренение болезни, продление жизни человека основными задачами медицины.
Зарубежные авторы нередко пишут о том, что основы профилактической медицины были заложены на Западе, а не в «дремучей» Руси. К сожалению, по невежеству или другим мотивам, об этом говорят и некоторые наши авторы, что не соответствует действительности. Не о таких ли авторах говорил М.Е. Салтыков-Щедрин: «Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего, ко всему, кроме судеб пущенного им в оборот алтына»,
Профилактическая направленность всегда являлась сутью, основным принципом нашей отечественной медицины. Археологические данные свидетельствуют о развитии народной гигиены среди первобытных людей, населявших территорию нашей страны. Это, в частности, касалось гигиенических навыков в месте выбора жилищ и в их устройстве, в обычаях захоронения умерших. Традиционные гигиенические правила славянских племен глубоко укоренились в быту русского народа. В литературных памятниках Киевской Руси, Древнего Новгорода, Московского государства имеются подробные гигиенические предписания по сохранению чистоты тела, содержанию жилищ, по диететике, предохранению от заразных болезней, о пользе бани. Во врачевании большое внимание уделялось предупреждению болезней, средствам «оберегания» от недугов. Уже в X—XI вв. встречаются примеры общественной заботы о здоровье, предохранении от болезней такими санитарно-гигиеническими методами, как сооружение водопроводов и соблюдение правил общественного водопользования, проведение карантинных мер и др. О высоком уровне развития медицины и медико-санитарного дела в Древней Руси свидетельствуют данные археологии, памятники письменности, изобразительного и прикладного искусства, устного народного творчества. Сведения, касающиеся медицинской практики и организации лечебного дела, содержатся в летописных сводах, сборниках законоположений, церковных документах и в литературных памятниках — житиях, «словах» и других источниках.
Любопытно, что киевский князь Владимир Мономах в своем «Поучении» к детям писал о том, что угнетение психики, как и леность — первые ступени к болезням, а труд является условием гармоничного развития организма человека.
В произведениях X—XIII вв. (Иллариона Киевского, Нестора, Владимира Мономаха и др.) упоминаются сведения о лечебной диететике, почерпнутых из народной медицины восточных славян, например, назначение сырой печени трески — при куриной слепоте, или витаминосодержащих овощей и ягод (хрен, редька, лук, морошка и др.) — при цинге. В древнерусском врачевании большое значение придавали предупреждению болезней.
В связи с развитием общественной жизни уже в X—XI вв. определился круг санитарно-гигиенических правил выбора местности для поселений и источников доброкачественной питьевой воды, обустройства жилищ (кладовые для хранения пищевых продуктов, естественная освещенность помещений и др.). В народном быту огромная оздоровительная роль принадлежала русской бане.
Предписания и советы по повседневной бытовой гигиене включались в наставления более общего содержания, в частности в «Домострое» (XVI в.). Реформы Петра I, направленные на преодоление отсталости России от передовых стран Западной Европы, коснулись всех сторон государственной и общественной жизни, в том числе медицины. Достаточно указать па открытие сухопутных и морских госпиталей в Москве, Петербурге и Кронштадте в начале XVIII в., которые стали учебными и научными центрами отечественной медицины, в том числе профилактической. Учреждение Академии паук (1724 г.) и открытие Московского университета (1755 г.) положили начало развитию отечественной медицинской науки. Различные регламентации санитарно-гигиенического характера широко применялись в войсках и на флоте. Любопытно, что в договоре князя Олега с Византией оговаривалось, что русские дружинники, придя в Царьград (Константинополь), получат возможность мыться в бане сколько захотят. Великий русский полководец А.В. Суворов считал, что победы обеспечиваются не только воинской выучкой, дисциплиной, но и сбережением здоровья, сил солдата. «Мы умеем себя беречь, — писал он в своей «Науке побеждать». — Где ото ста один человек, а у нас и от пятьсот в месяц меньше умирает».
Ближайший помощник Суворова талантливый военный врач штабс-лекарь Ефим Белопольский в составленных им «Правилам медицинским чинам» требовал: «Причины болезней изыскивать не в лазаретах между больными, но между здоровыми в пешках, батальонах, ротах, исследовав их лищу, питье, строение казарм и землянок, время их построения, пространство и тесноту, чистоту, поваренную посуду, все содержание, о чем доносить полковому командиру». В этом положении заложены идеи предупреждения заболеваний, составляющие основу военной гигиены.
Россия дала отечественной и мировой науке таких замечательных представителей медицины, совершивших переворот в медицинской науке XIX в., как М.Я. Мудров, И.А. Дядьковский, С.П. Боткин, Т.А. Захарьин, АА. Остроумов. История достойно оценила эту славную плеяду корифеев русской клинической медицины, создавшую самобытное прогрессивное направление в отечественной науке и в развитии мировой профилактической медицины. Матвей Яковлевич Мудров — профессор Московского университета, виднейший представитель терапии первой половины XIX в. Его научное наследие и его воззрения дошли до нас в виде «слов», т.е. речей, произнесенных во время собраний. Придавая большое значение предупреждению болезней в преддверие войны с Наполеоном в 1809 г., Мудров произнес «Слово о пользе и предметах военной гигиены, или науке охранять здоровье военнослужащих». В 1820 г. он писал: «Взять на свои руки людей здоровых, предохранить их от болезней... предписывать им надлежащий образ жизни есть честно и для врача покойно. Ибо легче предохранить от болезней, нежели их лечить». Мудров погиб, исполнив свой врачебный долг во время эпидемии холеры после вскрытия трупа больного.
На развитие профилактической медицины большое влияние оказывала передовая общественная мысль. Гигиенические предписания и представления о приоритете профилактических мер в известной степени отражали передовые идеи А.Н. Радищева, М.В. Ломоносова, А.И. Герцена, В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Д.И. Писарева. В основе влияния подобных идей на дальнейшее становление общественной профилактики находилось развитие взглядов о взаимосвязях и единстве организма человека и окружающей среды, соотношении биологического и социального, первостепенной роли социальных факторов, социальной обусловленности здоровья. Эмпирические изыскания, обобщение опыта народной медицины, догадок и предположений уступили место профилактической медицине как естественнонаучному направлению. Гигиеническая наука стала опираться на данные физиологического эксперимента, микробиологии, патологии, физики, химии и других естественных наук. Одновременно все большее влияние получали идеи общественной гигиены, учение о первостепенной роли социальной среды для здоровья населения и его охраны.
П.Ф. Лесгафт, один из создателей теоретической анатомии, развивал функционально-анатомическое направление. Итогом его научной деятельности стал капитальный труд «Основы теоретической анатомии», в котором обосновывались идеи взаимной приспособленности структуры и функции органов и систем организма, впервые высказанные Н.И. Пироговым. Признание зависимости всестороннего развития функций здорового организма от его деятельности привело П.Ф. Лесгафта к выводу о необходимости соответствующих физических упражнений и физического воспитания людей. Им были заложены научные основы физической культуры. Важную роль в формировании гигиены как науки сыграли успехи физики, химии, биологии, физиологии, позднее — микробиологии. Успехи естествознания дали возможность перейти от общих описаний к точному исследованию среды, окружающей человека (воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов) и созданию гигиенических нормативов. Гигиена из описательной пауки становилась экспериментальной. Основоположниками отечественной экспериментальной гигиенической науки стали А.П. Доброславин и Ф.Ф. Эрисман. Отечественная экспериментальная гигиена имела ярко выраженное физиологическое направление. В исследованиях тщательно учитывалась тесная связь изучаемых явлений окружающей среды со здоровьем человека. Характерная черта отечественной гигиены — ее общественная направленность, т.е. стремление выйти за пределы лабораторий — применение в практике, в жизни. В результате возникла школьная, коммунальная, профессиональная и, наконец, социальная гигиена.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 2181;