Субъективный идеализм Фихте
Иоганн Готлиб Фихте(1762 – 1814).Свою философию он назвал «учением о науке», или «Наукоучением», который и является его основным философским трудом (1794). Главное положение его философии – «Я есть», которое полагает самое себя, оно первоначально. То есть, «Я» полагает первоначально свое собственное бытие как абсолютный субъект, наделенный активной бесконечной деятельностью и творящий мир. Отбросив кантовскую концепцию «вещи в себе», Фихте пытается вывести все разнообразие форм познания из одного – субъективно-идеалистического начала. Из этого общего мистического исходного «Я» Фихте выводит отдельное «Я», под которым он понимает уже не абсолютный, а ограниченный человеческий субъект, или эмпирическое «Я», которому противостоит – тоже эмпирическая – природа. Между «Я» как индивидуумом и «Я» как самосознанием есть различие. Первое сложилось под влиянием определенных внешних причин, второе – есть самосознание, духовность. Самосознание полностью определяется глубинными внутренними причинами души, его не могут выполнить другие за тебя. Поэтому Фихте призывает: «Воздвигни свое Я, сознай самого себя, пожелай стать самостоятельным». Во всяком действии, помимо носителя, есть и предмет, противоположный ему. И, так как, «Я» полагается первоначально внешними причинами, следовательно, противополагать можно только этому «Я». Отсюда формула Фихте: «Я полагает не-Я». Не-Я не существует без Я, объект может полагаться только при наличии субъекта, то есть сознание противополагает его себе, и отличает от себя. Без «Я» нет и «не-Я». Он считает, что без чувственности нет и чувственного мира. Без зрения и слуха нет видимого и слышимого мира. Следовательно, без самосознания, или «Я» не существует и мира как «не-Я». Следующий шаг – вторая формула наукоучения: «Я полагает себя и свою противоположность», как следствие синтеза первой и второй формул. Возникшее при этом противоречие Фихте решает через категорию взаимоопределения, используя методы «полагания», «противополагания» и «синтезирования». Я определяет «не-Я», и «не-Я» определяет «Я». В первом случае оно деятельно, оно практическое. Во втором случае, оно представляющее, или теоретическое. Поэтому, «Наукоучение» у Фихте состоит из практического и теоретического аспекта. На его основе он развивает систему категорий бытия и мышления – как теоретических, так и практических. Метод Фихте, в котором развиты некоторые черты идеалистической диалектики, называется «антитетическим», т. к. антитезис, собственно, не выводится у Фихте из тезиса, а ставится рядом с ним как его противоположность. Органом разумного познания Фихте признавал непосредственное созерцание истины умом, т. е. «интеллектуальную интуицию». И хотя субъективный идеализм является основой его философии, в последнее время налицо тенденция усиления его внимания к объективному идеализму. В этике центральным вопросом для Фихте стал вопрос о свободе, интерес которому был обострен событиями фр. буржуазной революции. Подобно Спинозе, Фихте видит в свободе не беспричинный акт, а действие, основанное на познании непреложной необходимости. Но у него степень свободы зависит не от индивидуальной мудрости, а от исторической эпохи, которому принадлежит индивид. Будучи не в силах преодолеть иллюзии, порожденные отсталостью Германии, Фихте разрабатывает утопический проект «замкнутого торгового государства», с чертой националистической нем. исключительности.
4. «Философия тождества» Шеллинга
Шеллинг Фридрих Вильгельм Иозеф(1775 – 1854 гг.).Основ. соч.: «Философия природы», «Система трансцендательного идеализма» (1800 г.), «Философские исследования о сущности человеческой свободы и о связанных с этим предметах» (1809 г.). Выступил в 90-е гг. с серией работ по вопросам философии природы. Используя идеи Канта и учение Лейбница о живых монадах и целесообразных силах природы, внес в понимание природы идею развития через противоречия. В своей «Системе трансцендентального идеализма» Шеллинг пытается сочетать субъективный идеализм Фихте с объективным идеализмом собственной системы. По нему философия должна дать ответ на два вопроса: 1). Каким образом развитие бессознательно-духовной природы приводит к возникновению сознания? 2). Каким образом, наоборот, сознание, которое само по себе есть лишь субъект, становится объектом? На первый вопрос отвечает «философия природы», на второй – учение «трансцендентального идеализма». В отличие от субъективного идеализма Фихте (нисхождение от субъекта), он в «Философии природы» первичным выделяет объективное. При этом под субъектом Шеллинг понимает не сознание отдельного человека, а непосредственное созерцание разумом самого предмета, или «интеллектуальную интуицию». В отличие от Фихте Шеллинг распространил интеллектуальную интуицию на все ступени размышления («рефлексии») сознания по поводу его собственной деятельности. Развивая свою концепцию, он в дальнейшем примкнул к реакционному крылу романтической школы, полагая, что интеллектуальная интуиция есть удел только немногих избранных. Достигнув понимания собственной спонтанности, сознание постигает себя одновременно и как подчиненное необходимости, и как свободное. Через свободные действия отдельных людей необходимо действует и проявляется закономерный процесс, в котором сочетаются в единстве дух и природа, субъект и объект, свобода и необходимость. Однако открывается этот процесс, по Шеллингу, не познанию, а только вере, и гарантии исторического и нравственного прогресса только в боге. Задуманное как диалектика необходимости и свободы в истории, но развитое на основе идеализма и мистики, учение Шеллинг на деле свелось к фатализму и к полному отрицанию предвидения в истории. От «Философии природы» и «Системы трансцендательного идеализма» Шеллинг переходит к философии тождества – новой форме объективного идеализма. В нем главной проблемой становиться идея тождества объекта и субъекта, высшим законом объявляется закон тождества единого разума с самим собой. В абсолюте происходит процесс самопознания тождества – переход единичного ко многому. Учение Шеллинга о свободе получило дальнейшее развитие в «Философских исследованиях о сущности человеческой свободы и о связанных с этим предметах». Шеллинг, как и Фихте, понимал свободу как познанную необходимость, видел в явлении свободы не подвиг отдельного лица, а достижение общества. Однако, в противоречии с этим взглядом, проблема свободы у Шеллинга мистифицируется: связывается с проблемой зла в мире; последним корнем свободы провозглашается чисто личное начало, источник которого находится в потустороннем «умопостигаемом» мире. Приблизительно с 1815 г. Шеллинг перешел к новой и последней фазе своего творчества – к мистической «философии мифологии и откровения». Тут он уже клеймит всякую философию, основывающуюся на разуме. Ей он противопоставляет «философию откровения», которая ищет истину по ту сторону границ разума – в «религиозном опыте». Энгельс в своих памфлетах указал на реакционную сущность позиций Шеллинга, на научную не состоятельность его «философии откровения». Учение молодого Шеллинга оказало влияние на Гегеля, на многих естествоиспытателей, а также на русских философов, особенно на московский кружок «любомудров», славянофилов, Чаадаева.
5. Философская система, метод и диалектика Гегеля
Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770-1831 гг.) – вершина немецкого идеализма первой половины Х1Х века.Основ. соч.: «Феноменология духа», «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Лекции по истории философии», «Философия права», «Лекции по эстетике» и др. Благодаря своей способности энциклопедичного мышления и искусству систематизации, Гегель сумел переработать и обобщить в рамках своего учения чуть ли не весь массив современного ему человеческого знания, уделяя всегда первостепенное внимание историческому знанию и проблемам истории человеческого духа. Философское учение Гегеля – объективный идеализм, сам он его называл абсолютным идеализмом, на основе, которой, он разрабатывает теорию диалектики. Основное понятие его учения – Мировой дух или Абсолютная идея, которое он определяет как объективное, безличное, идеальное начало, основу и субъект развития всего мирового бытия. Весь мир – это грандиозный исторический процесс превращения абсолютной идеи в абсолютный дух, где промежуточными членами выступают природа и конечный дух. Таким образом, мир (мировой процесс) есть совокупность природы и духа. Все, что существует (живая и неживая природа, человек) - это лишь различные воплощения Мирового духа. Исходя из чего, он полагал, что «Все действительно разумно, все разумное – действительно». Гегель обосновывает тезис о субстанции как субъекте, как деятельном, активном начале. Исходное положение философии Гегеля – тождество бытия и мышления, т. е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Его Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания абсолютной идеей самого себя (сжато, его система объективного идеализма изложена в «Энциклопедии философских наук», 1817 г.). В нем Гегель на объективной идеалистической основе развил учение о законах и категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал основные принципы диалектической логики. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которых лежит мировой дух, абсолютная идея или мир дух. Это, деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель – в самопознании. Основ. положения данного тождества: в основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало – «абсолютная идея», «мировой разум» или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, причем деятельность его состоит в мышлении, а точнее, в самопознании. Мышление – это не только субъективная, человеческая деятельность, но и независимая от человека объективная сущность, первооснова, первоисточник всего сущего. Мышление отчуждает свое бытие в виде материи, природы, которое есть «инобытие» этого объективно существующего мышления. Гегель наметил трехчленное деление своей философской системы, а мышление именует абсолютной идеей, и она в своем развитии проходит три этапа. 1). Ступень логики – безличное, «чистое», непредметное мышление, развитие абсолютной идеи в ее собственном лоне, в «стихии чистого мышления». Именно в ней происходит конструирование системы логических категорий из самого себя, раскрывающей свое содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий. 2). Ступень природы, внешняя материальная оболочка идеи, ее противоположность, «инобытие», то есть развитие абсолютной идеи происходит в форме «инобытия». На этой ступени дух является чем-то внешним «для себя», и бытийствует в форме природы (натурфилософия Гегеля). На этой ступени появляется и человек – завершение природы, преодолевающий ее материальность своей духовной деятельностью. 3).Ступень духа– это история собственно человеческой духовной жизни, в которой продолжается развитие абсолютной идеи, доходящее в итоге до философии, открывающей таинственный источник мирового развития, т.е. абсолютную идею. Достигший себя дух «в себе и для себя», продолжает развитие своей идеи в мышлении и истории, и как бы в них завершает свое развитие (философия духа). На этом этапе абсолютная идея вновь возвращается к самой себе и постигает свое содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности. Таким образом, система Гегеля включает в себя 3 части: логику, философию природы и философию духа. Каждый элемент этой системы в последующем также подразделяется по триадическому принципу диалектики. 1. Так, логика Гегеля предстала как идея в себе, как самосознание этой идеи, раскрывающаяся, в своем всеобщем содержании, в виде определенной системы категорий. Система начинается от самых общих и бедных определений, как бытие, небытие, наличное бытие, качество, количество, мера. И заканчивается более конкретными, более определенными понятиями, как действительность, химизм, организм. При этом вся эта сложная система понятий последовательно развертывается посредством диалектического движения вперед, соединяя жесткой, необходимой связью все три части логики – учение о бытии, учение о сущности и учение, о понятии. Вместе взятые, они являют собой «возвышение субстанции до субъекта». 2. А природа как внешняя реальность идеи, отличается от нее не содержанием, а формой существования. То есть, природа – та же идея, но в своем инобытии. Цель гегелевской натурфилософии – проследить за постепенным возникновением духа в природе, пока в ней не возникает сознательная мысль, которая и узнает себя в ней. Основные ступени развития природного процесса составляют: механика, физика и органика. 3. В философии духа – где идея возвращается к самой себе, и постигает себя в форме человеческого сознания и самосознания, мировой разум как бы возвращается через философию к себе самой, познает самое себя. Здесь триада представлена в следующих формах развития духа: субъективного (индивидуального), объективного (всеобщего) и абсолютного (божественного). Сама «Феноменология духа» состоит из трех разделов. Первый раздел – это антропология, феноменология и психология, изучает субъективный дух. Второй – право, мораль и нравственность, изучает объективный дух. Третий – искусство, религия и философия, изучает абсолютный дух. Философские взгляды Гегеля проникнуты идеей развития, и потому вышеуказанные формы духа субъективного (индивидуального), объективного (всеобщего) и абсолютного (божественного) рассматриваются им в соответствующих отделах его философии духа. К. Маркс назвал «Феноменологию духа» истинным истоком и тайной гегелевской философии. Так в «Психологии», выступающей первым, изучается психическая жизнь индивидуума через все ступени его развития вплоть до осознания им его сокровенной сущности в тождестве со всеобщим духом, то есть эволюция человеческого сознания от первых его проблесков до сознательного овладения наукой и научной методологией (Феноменология – учение о явлениях, феноменах сознания в их историческом развитии). Анализируя категорию отчуждения, Гегель, хотя и в идеалистической форме, «ухватывает сущность труда», т. е. многие важные стороны предметной деятельности человека, рассматривает человека и его историю как «результат его собственного труда», а, следовательно, догадывается о некоторых реальных закономерностях истории. В «Философии права» Гегель пытается понять те формы развития, в которых в действительной человеческой жизни объективный дух реализует свою свободу. Низшую форму представляет себе, абстрактное право, за ним следует моральность, имеющая уже дело не с чисто внешними, а внутренними формами объективного духа. И, наконец, нравственность – сущность объективного духа находит свое завершение за счет совпадения его внешней и внутренней форм. Здесь, в сфере нравственности, объективный дух «объективирует самого себя» - через семью, гражданское общество и государство. Идеалом выступает античное государство эллинов как «живое произведение искусства», воплотившее в себя жизнь родового разума человечества и все высшие интересы индивидуума. «Философия права» логический переходит и заканчивается «Философией истории», которая рассматривает исторический процесс как последовательное и закономерное развитие мирового духа в различных формах духов отдельных народов. Всеобщий дух, его отдельные определенные содержания становятся действительностью в историческом развитии отдельного народа, последовательно переходя ступени от низшего к высшей, и, развивая свою целостность и единство, становиться абсолютным духом. Он также развивается в трех формах: в виде интуиции в искусстве, представления в религии и понятия в философии. Соответственно этим формам духа Гегель построил свои эстетику, философию религии и историю философии. Именно в самопознании и заключается смысл саморазвития Мирового разума. И хотя принцип тождества бытия и мышления был на идеалистической платформе, но он однозначно служил обоснованием единства законов внешнего мира и мышления. Исключительно велик вклад Гегеля в теорию познания, в частности его критика созерцательности, кантовского дуализма «вещей в себе» и явлений. Он полагал, что в основе мира лежит не единичное, а целое. И мир не является собранием единичных атомов или душ, подобное собрание единичности – иллюзия. В мире нет ничего реального, кроме целого. Но это у Гегеля отличалось от бытия у Парменида и Спинозы тем, что оно не было простой субстанцией, а было в свою очередь сложной системой (организмом). Пространство и время (как и единичные предметы) не являются реальными, это лишь стороны целого. Под действительным, Гегелем понимается не то, что у эмпириков. Напротив, по нему, факты обманчивы и то, что кажется эмпирику разумным и очевидным, не является таковым. Только после того, как явления (действительное) будут рассмотрены в качестве сторон целого, они могут оцениваться как разумные. Что такое целое? Философ называет его, как выше нами было отмечено, абсолютом. Абсолют духовен (вспомним, что, например, у Спинозы абсолют имеет свойства материи – протяженности и мышления; у Гегеля же эти свойства абсолюта отрицаются). Философский метод Гегеля. Он называет свой метод диалектическим,ключевое понятие которого – противоречие – «корень всякого движения и жизненности. Он утверждал: « лишь, поскольку нечто имеет в самом себе противоречие, оно движется». Развитие осуществляется по определенному правилу диалектики: сначала, утверждение – тезис, затем его отрицание – антитезис, и наконец, отрицание отрицания – синтез, снятие противоположностей. «Снятие» означает, что первые две стадии развития преодолены, но одновременно сохранены, воспроизведены вновь в новом качестве. Абсолютный дух, также как и все в мире, проходит эту триаду в своем развитии – тезис, антитезис, синтез: сначала чистые логические сущности, затем природа, и наконец, человеческий дух и его проявления. Диалектика (четко сформулировано Гегелем в «Науке логики», 1812-16 гг.) – основополагающий закон развития и существования Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. В этом произведений философ дал анализ важнейшим законам и категориям диалектики, логики и теории познания. Создал первую в истории мысли систему диалектической логики. Заслуга Гегеля состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Это признание взаимосвязи, движения, развития явлений; противоречия как источника движения, развития; превращение количественных изменений в качественные; признание зависимости метода от самого исследуемого предмета; рассмотрение истины как процесса; признание преемственности в развитии. Диалектика развития абсолютного духа также хорошо проиллюстрирована в «Философии истории». В ней Мировой разум в человеческой истории имеет ярко выраженную цель – свободу. «Всемирная история есть прогресс в сознании свободы». В соответствии с этим критерием Гегель различает четыре основных периода всемирной истории : восточный мир (Китай, Индия, Египет), греческий мир, римский мир, германский мир. Страны Востокане знают свободы, они знают, что свободен один человек, да и тот деспот. Греки уже поднимаются до осознания свободы человека, но она серьезно ограничена – ведь свободны только некоторые те, кто не в рабстве. Римский мир ставит проблему свободы в рамки правовых отношений. Но лишь германские народы, в конце концов, осознают в полной мере тот факт, что свобода составляет основное свойство человеческой природы, является неотъемлемым правом каждого человека. Нарастание степени свободы в сменяющих друг друга исторических эпохах свидетельствует о том, что дух неуклонно движется к своей цели, воплощаясь попеременно в конкретном «духе» того или иного народа, который своим характером, государственным строем, искусством, религией, философией способен, наиболее полно представить, выразить требования мирового духа. Гегель говорит и о «хитрости разума» в истории, который заставляет людей посредством страстей и рассудочных действий служить всеобщему. Хитрость состоит в «опосредствующей деятельности, которая, дав объектам, действовать друг против друга соответственно их природе и истощать себя в этом воздействии, не вмешиваясь вместе с тем непосредственно в этот процесс, все же осуществляет свою собственную цель». Однако диалектика Гегеля была разработана на идеалистической основе. Отсюда и противоречие между идеализмом и его диалектическими воззрениями. Речь идет о завершенности развития мира и познания, мистификации диалектики, распространение принципа развития только на идеальные явления, схематизм и искусственность в развитии ряда логических категорий, замкнутость их системы, неумение и нежелание сделать последовательные социальные выводы из диалектики, националистические предрассудки. Диалектика составляет то рациональное зерно в философии Гегеля, которое послужило исходным пунктом разработки философии марксизма.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 8726;