Античный идеализм: Пифагор, Сократ, Платон.
Первыми представителями идеалистической философии в Древней Греции стали Пифагор и его ученики. Они утверждали: всё есть число. Сущность вещей – это числа, миром управляют числа и математические законы. В этом состоит идеализм Пифагора. Он отрывал числа от материальных вещей, делал их самостоятельными сущностями, первичными по отношению к вещам.
Другим ярким представителем идеализма был Сократ. Он повернул греческую философию от изучения природы к изучению человека: «Познай самого себя». Он трактовал человека идеалистически, верил в бессмертие души. Процесс познания Сократ считал бесконечным: «Я знаю, что ничего не знаю».
Ученик Сократа – Платон (427-347 гг. до н.э.) – создал систему философских взглядов, ставшую классическим примером объективного идеализма. Он утверждал, что кроме мира материальных вещей существует мир нематериальных идей. Идея – это образ вещи, образец, эталон, идеал. Идеи первичны. Любой материальный предмет или процесс – это материализация идеи. Например, человек, прежде чем создать предмет или совершить действие, мысленно составляет план, т.е. идею.
Материальные вещи меняются, разрушаются, а идеи вечны и неизменны. Понять идею, значит понять главное, сущность вещи. Идеи всех вещей образуют свой собственный мир – объективный, т.е. самостоятельный, независимый от сознания человека. В этом заключается объективный идеализм Платона.
Согласно Платону душа человека до рождения тоже существует в мире вечных и неизменных идей. После рождения в процессе обучения и воспитания душа вспоминает то, что видела в мире идей.
Платон пытался понять, каким должно быть идеальное государство. Он считал, что в таком государстве все люди разделены на три сословия: правители-философы, войны и работники производительного труда. Первые два сословия не должны иметь никакой собственности. Все частные интересы подчиняются общественным. Труд людей и отдых проходят совместно. Даже семейные отношения и продолжение рода строго регламентированы. Т.о. Платон высказывал идеи примитивного, вульгарного коммунизма.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – самый великий философ древней Греции. Он обобщил достижения предшественников и сам привнёс много нового в философию и в различные науки.
Аристотель выступил с критикой учения Платона о вечных и неизменных идеях. Он утверждал, что идеальное не может быть причиной материального. Здесь он выступал как материалист. В теории познания Аристотель также был материалистом. Он доказывал, что источником ощущений является материальный мир, познание направлено на материальные объекты. Как материалист, Аристотель также доказывал, что искусство должно быть отражением жизни.
Но Аристотель считал, что существует духовная первопричина мира. Здесь он переходит на позиции идеализма. Идеалистическим является также его учение о форме. Реальные вещи являются единством материи и формы. Аристотель считал, что материя сама по себе бесформенна, пассивна. Любая вещь становится самой собой, когда материи придаётся определённая форма. Т.о. форма – это активное начало, в ней заключена сущность вещи.
Аристотель – универсальный философ. Он писал работы о явлениях живой и неживой природы, об обществе и государстве, работы по логике, этике, эстетике и риторике. Разрабатывал классификацию жанров искусства. Систематизировал минералы, растения и животных. От философии Аристотеля идут две линии: 1) рационалистическая – линия науки, направленная на познания природы и общества, 2) религиозная линия – ею воспользовалась католическая церковь.
Дата добавления: 2015-11-26; просмотров: 5947;