Освоение самолетов семейства Ту‑142
Принятие на вооружение самолета Ту‑142 с множеством недоработок было событием достаточно ординарным и как трагедия не воспринималась. Многие по опыту знали, что большинство самолетов, поступающих из промышленности, дорабатываются вплоть до их списания. И эта традиция существенно затрудняла освоение самолета и особенно его оборудования.
Пока создавались самолеты Ту‑142 в авиации КСФ 22 июня 1969 г. началось формирование 76 оплап да, (девять экипажей, три самолета). В мае 1970 г. поступили два Ту‑142, а 5 июня состоялся первый полет с аэродрома Кипелово. С большими интервалами промышленность поставляла самолеты, и только в ноябре 1977 г. закончилось формирование полка из трех эскадрилий.
Если летное переучивание особых затруднений не вызывало, то освоение системы «Беркут» оказалось сопряжено с некоторыми трудностями в первую очередь из‑за жесткого лимита на расход буев.
Первый вылет по плану боевой службы флота два самолета Ту‑142 выполнили 27 июля 1971 г. Достаточно серьезную тренировку некоторые экипажи полка получили при слежении за иностранной ПЛ в августе 1974 г. в ходе поисковой противолодочной операции флота КСФ в Баренцевом море.
Постепенно расширялись районы деятельности, и в 1977 г. экипажи самолетов Ту‑142 авиации КСФ приступили к эпизодическим поискам в Норвежском море, Северо‑Восточной Атлантике, выполняя межтеатровый маневр, начали осваивать Тихий океан. В октябре того же года, действуя с аэродрома авиации КТОФ, они обнаружили в Филиппинском море ПЛ и следили за ней.
Самолет Ту‑142М3
В 1976 г. на аэродроме Хороль (Приморский край) началось формирование 310 оплап да* авиации КТОФ на самолетах Ту‑142, которые передавались из авиации КСФ и поступали из промышленности.
После переучивания 310 оплап дд перебазировался на аэродром постоянного базирования Каменный Ручей.
По мере приобретения опыта экипажи действовали все более уверенно. Эпизодические поисковые действия малыми тактическими группами с обследованием небольших по площади районов размером несколько тысяч квадратных километров не могли дать высокой вероятности обнаружения ПЛ, и вполне естественно, что они носили случайный характер. Наибольший успех достигался при совместных действиях с другими противолодочными силами флота в период проведения поисковых операций. Однако следует отметить одно обстоятельство, которое часто не учитывают, а именно – необнаружение, если достоверность обследования назначенного района достаточно высока, также является положительным результатом.
Тихоокеанцы постепенно выходили за пределы Японского и Охотского морей и с 1980 г. приступили к полетам с аэродрома Камрань (Вьетнам). Перелеты во Вьетнам производились через Корейский пролив или восточнее островов Японии. На самолеты обычно подвешивалось 268 буев РГБ‑1 и 10 РГБ‑2, топлива заправляли 84 т, взлетный вес самолета достигал 180,5 т. Если для полетов использовался аэродром Дананг, то взлетный вес самолета не превышал 165 т. Четыре самолета Ту‑142 входили в состав 169 смешанного авиационного полка, базировавшегося во Вьетнаме.
Самолеты Ту‑142М начали поступать в 76 оплап дл, авиации КСФ, начиная с 1979 г. Практические полеты с применением штатных буев системы «Коршун» экипажи начали только в 1981 г. на учениях, а затем при вылетах по плану боевой службы. Но на первом этапе использовались преимущественно буи системы «Беркут», количество которых постоянно росло, так как на год заказывалось до 12 тыс. только буев РГБ‑1.
Вылеты на боевую службу обычно производили два самолета и после прибытия в точку расхождения каждый следовал в назначенный ему участок, с помощью РЛС изучал надводную обстановку и для первичного поиска выставлял комплект буев РГБ‑75 полем в интервале 15 – 20 км ( в зависимости от условий), а затем во избежание помех продолжал постановку буев РГБ‑15. Для этого отрабатывались тактические задачи «Галсирование», «Коробочка» (расходящаяся или сходящаяся). Благодаря наличию на самолете ПОТО экипаж имел возможность наблюдать на экране положение каждого сброшенного буя. Если ПЛ обнаруживалась буем РГБ‑75, то для локализации и уточнения контакта сбрасываются 9‑12 буев РГБ‑1А охватывающим барьером или полем. Исходя из необходимости уточнения места практиковалась комбинированная подвеска буев системы «Коршун» и «Беркут». Для повышения точности постановки буев отрабатывалась тактическая задача «Постановка кольцевого (дугового) барьера». После срабатывания буя в дополнительном барьере дальнейшее слежение производилось постановкой дуговых или линейных барьеров, перекрывающих сектор возможных курсов лодки с отработкой тактической задачи «Полуохват» или «Постановка линейного барьера». Слежение за ПЛ производится с помощью РГБ‑15 с ВИЗ или РГБ‑55А в активном режиме.
Если для первичного поиска применялись РГБ‑15 с ВИЗ или РГБ‑55А в активном режиме, то большое значение имели глубины моря в районе. Если они превышали 1000 м, то рекомендовалось подрывать ВИЗ в точке постановки буя РГБ‑15. Однако практически это неосуществимо, поскольку при одновременном сбросе ВИЗ подрывался раньше, чем приводнившийся буй приходил в рабочее состояние, и, следовательно, необходим был повторный заход для сброса ВИЗ в точки постановки буев. Это позволяло снизить влияние донных отражений, но непроизводительно затрачивалось время. При меньших глубинах моря представлялось более целесообразным подрывать ВИЗ на расстояниях 2 – 3 км от буя (разнесенный подрыв).
Самолет Ту‑142М3 в полете
В этом случае зона обследования представлялась в виде эллипса, в фокусах которого располагались буй и ВИЗ.
Из материалов испытаний следовало, что прием отраженных сигналов происходит на фоне помех, и приходилось в одну точку сбрасывать 3 – 4 ВИЗ и больше, на что затрачивалось от 6 до 16 мин. Поэтому постепенно от поиска ПЛ с применением ВИЗ стали отказываться. К тому же они не давали тактических преимуществ.
В 1981 г. экипажи самолетов Ту‑142М производили поиски в районах, удаленных от аэродрома базирования до 4200 км. Количество вылетов самолетов Ту‑142М в район Норвежского моря и Северо‑Восточную Атлантику постепенно возрастало. Тщательно изучались фактические расходы топлива, которые оказались довольно значительными. Если на самолетах Ту‑95РЦ средний часовой расход на крейсерском режиме составлял 4500 кг в час, на Ту‑142 он достиг 5500, а на Ту‑ 142М вследствие увеличения полетного веса самолета на 3000 кг он возрос еще на 500 кг.
Индикаторы на рабочих местах операторов радиогидроакустической подсистемы «КН‑К»
Авиационная донная мина МДМ‑6
По этой причине когда стали планировать полеты Ту‑142М через Атлантический океан с посадкой на землю гостеприимной Кубы, то впереди могла следовать пара Ту‑95РЦ, хотя их пилотажно‑навигационное оборудование оставляло желать лучшего.
Первый полет на Кубу выполнен 14 марта 1983 г. с посадкой на аэродроме Гавана, С кубинских аэродромов производились поиски ПЛ в Саргассовом море. Вылеты с посадкой на аэродромах Кубы «Гавана» и «Сан‑ Антонио» производились с периодичностью 2 – 4 залета в месяц.
Первые вылеты на поиск оказались эффективными, но заключение о достоверности контактов производилось на основании докладов экипажей ввиду отсутствия надежных средств объективного контроля на самолетах. И лишь в 1985 г. с помощью магнитных регистраторов «Узор‑5В» – бортовой аппаратуры документирования, установленной на некоторые самолеты, выяснили, что достоверность обнаружения буями РГБ‑75 не превышает 0,5, имеется значительное количество ложных тревог, не позволяющих прийти к однозначному выводу о степени достоверности контакта. Результаты проведенных учений по‑видимому показались неубедительными, и в декабре 1986 г. на совещании у министра авиационной промышленности принято решение о дополнительных испытаниях. На основании полученных в 1987 г. данных военно‑промышленная комиссия вынуждена была признать, что буи РГБ‑75 и РГБ‑15 при волнении моря 3 – 5 баллов неработоспособны, в мелководных районах обнаружение буями РГБ‑55А и РГБ‑15 с ВИЗ не обеспечивается.
Стало совершенно очевидным, что поспешное решение о принятии на вооружение Ту‑142М с ППС «Коршун» до завершения всесторонних и объективных испытаний можно считать необоснованным. Военно‑промышленная комиссия в конце 1987 г. обязала провести модернизацию системы 2КН‑К самолета Ту‑142Мк 1989 г.
Во второй половине 80‑х самолетом Ту‑142М заинтересовались ВМС Индии и обратились с просьбой о их приобретении. Штаб авиации ВМФ попытался сбыть устаревшие самолеты с системой «Беркут», но индийская сторона располагала достаточной информацией о состоянии нашей техники и уточнила, что имеются в виду самолеты Ту‑142М. Для передачи подготовили восемь самолетов в экспортном варианте Ту‑142МЭ. Основное отличие экспортного варианта состоит в' некотором изменении состава бортового оборудования.
Самолет Ту‑142 первых серий на аэродрме Кульбакино
Заключение
Противолодочные самолеты, появившиеся в послевоенное время, развивались в соответствии с общим планом строительства современного ВМФ, являясь составной частью его противолодочных сил и сохраняя в то же время относительную самостоятельность в решении задач. Это стало особенно заметным с поступлением дальних противолодочных самолетов Ил‑38 и Ту‑142.
Появление противолодочной авиации вызвано объективными причинами: быстрым улучшением характеристик ПЛ: совершенствованием их оружия; способностью наносить удары ракетно‑ядерным оружием из подводного положения; необходимостью обеспечения деятельности ракетных лодок нашего ВМФ; неспособностью кораблей ВМФ вести эффективный поиск ПЛ, особенно в удаленных районах океана.
Обстановка предъявляла все новые и новые требования к авиационным системам обнаружения и поражения ПЛ, поисково‑прицельным системам, скорости обработки и качеству получаемой от различных датчиков информации. В связи с этим в состав ППС стали включать средства обнаружения, фиксирующие различные поля ПА, повышать степень автоматизации процесса сбора и обработки информации, и не случайно, что ЦВМ впервые установили на противолодочном самолете. На противолодочных самолетах появилась система отображения тактической обстановки на экране, а с использованием бортовой системы связи стал возможен автоматический обмен информацией между самолетами и командными пунктами с передачей тактического формуляра. Совершенствование противолодочных средств основывалось на изучении условий обнаружения и характеристик ПЛ вероятного противника, снижались вес и габариты оборудования самолетов.
Знакомство с новыми средствами поражения
Самолет Ту‑142М ВВС КСФ
Эти основные направления можно проследить, рассматривая развитие отечественных противолодочных комплексов в историческом аспекте от весьма несовершенного оборудования первого противолодочного самолета Бе‑б до дальнего противолодочного самолета Ту‑142М3. Обращает внимание, что противолодочные самолеты создавались на базе отработанных ЛА, в конструкцию которых вносились изменения: Ил‑38 – на базе Ил‑18В, Ту‑142 – на на базе Ту‑95РЦ и только самолет‑амфибия Бе‑12, который уже находился в разработке с неопределенным назначением, достраивался как противолодочный.
Возможности первых отечественных пассивных буев звукового диапазона с автопуском ограничены, дальность обнаружения современных ПЛ с их применением незначительна, что приводило к необходимости массированного применения буев как для поиска, так и для слежения. Существенный недостаток – отсутствие на буях маяков‑ответчиков для точного определения их места (другие методы определения места буя относительно самолета также не реализованы). По этой причине для списания относительных навигационных ошибок следовало вывести ЛА на буй с помощью СПАРУ‑55 и пройти над ним. Прицельно‑вычислительное устройство «Сирень‑2М», несмотря на автоматический вывод самолета в точку применения средств, не обеспечивало высокой вероятности поражения целей. В связи с этим произведена модернизация ППС‑12, завершившаяся ее заменой системой «Нарцисс‑12». Устраняя основной недостаток, в состав новой системы включили уже созданные к этому времени пассивные направленные буи РГБ‑2 системы «Беркут» и часть бортового оборудования 2КН‑К. Поставленная перед разработчиками задача – увеличить вероятность поражения ПЛ в два раза была успешно решена, но поисковые возможности самолета не изменились.
Разработка противолодочного самолета Ил‑38 с системой «Беркут» явилась своего рода технической революцией в развитии ППС {первоначальные проработки относятся к 1960 г.). Она в значительной степени проводилась на принципах максимального использования имеющихся научнотехнических достижений конца 50‑х – начала 60‑х годов и должна была определить основные направления развития систем, что оказалось реализованным только частично.
Рабочее место старшего штурмана корабля, правый борт
Проход между креслами летчиков. В левой верхней части индикатор тактической обстановки
Рабочее место бортрадиста
Рабочее место бортинженера
По принципу действия система «Беркут» осталась радиогидроакустической. Основные датчики информации о подводной обстановке – буи трех типов предназначены для поиска ПЛ, уточнения их координат и элементов движения перед применением средств поражения. Менее эффективное средство поиска на самолете – магнитометр АПМ‑60.
Для системы «Беркут» характерна высокая степень автоматизации навигационных и некоторых тактических задач, достигнутая введением в ее состав ЦВМ. Учитывая ограниченные возможности первых образцов ЦВМ, разработчики стремились в каждой частной задаче к минимизации счета при достижении высокого качества решения задач. В результате удалось получить вычислительную базу, обеспечивающую путем незначительной доработки алгоритмов и программ возможность перехода к реализации автоматического решения первоначально разработанных тактических задач.
Степень автоматизации характеризуется возможностью решения с помощью ЦВМ восьми тактических задач, в том числе поражения цели и обработки вторичной информации от РЛС, РГБ‑2 и РГБ‑3.
Таким образом, система «Беркут» явилась особой сложной военно‑кибернетической системой, способной решать некоторые противолодочные задачи, Вместе с тем система имеет и много существенных недостатков, на которые в начале разработки не обратили внимания: высокая стоимость эксплуатации, сложность технического обслуживания, большая дороговизна буев, которые стоили в четыре раза дороже буев «Чинара» и «Жетон» при сравнимых дальностях обнаружения лодок, недостаточная степень автоматизации решения противолодочных задач.
Все эти недостатки, а также недостаточный для достижения предполагаемых районов боевого патрулирования ПЛАРБ тактический радиус самолета Ил‑38 привели к необходимости создания на базе самолета‑ разведчика Ту‑95РЦ самолета Ту‑142 с системой «Беркут». Самолет с этой системой имел такие же недостатки, как и Ил‑38, а главное – невысокую эффективность обнаружения современных ПЛА, что инициировало в 1969 г. разработку самолета Ту‑142М с новой системой 2КН‑К. Одновременно были созданы более совершенные средства поражения лодок.
Без комментариев
К этому времени завершился технический проект системы «Удар» для Ил‑38 (не устанавливался из‑за необходимости большого объема доработок), эскизный проект системы «Буревестник» для вертикально‑взлетающей амфибии Бартини ВВА‑14 и др. Тем самым была создана научно‑техническая основа для заказа новой системы, необходимость которой была вызвана резким уменьшением шумности и увеличением глубины погружения ПЛ, что в значительной степени усиливало недостатки буев системы «Беркут».
Несмотря на то что система «Коршун» (2КН‑К) по своему принципу осталась гидроакустической, в нее включили более современные датчики информации о подводной обстановке: низкочастотные буи РГБ‑75, РГБ‑15 взамен пассивно‑активного буя РГБ‑3, ввели дальномерный РГБ‑55А, обеспечивающий дальность обнаружения ПЛ в радиусе 5 км.
Самолет Бе‑12 после ремонта
Замена пассивных направленных буев РГБ‑2 на РГБ‑25 существенных преимуществ последних не выявила.
В состав системы вошла автономная радиолокационная вычислительная подсистема отображения тактической обстановки со своим процессором, созданная на базе ЦВМ «Аргон».
Однако и эта система оказалась далека от совершенства: номенклатура буев завышена; процесс обработки первичной информации не автоматизирован, дальности буев существенно ниже расчетных, их работоспособность с увеличением волнения моря свыше 3 баллов не обеспечивалась, применение ВИЗ не дало желаемого эффекта.
В соответствии с планом повышения гидроакустического вооружения ВМФ в 1977 г. принято решение о создании системы «Заречье», в которой следовало учесть недоработки системы «Коршун», и только в 1993 г, она поступила на вооружение авиации ВМФ. Основные ее отличия состоят в следующем: количество каналов приема информации от буев трех типов увеличено до 108, предусмотрены схемы принятия автоматического решения об обнаружении ПЛ в основных режимах работы буев и селекции сигналов на фоне помех, возросла дальность обнаружения современных ПЛ с применением буев, расширена номенклатура сбрасываемых средств поражения.
Самолеты Ту‑142М3 показали несколько возросшую эффективность решения противолодочных задач.
О дальнейшем развитии противолодочных самолетов можно говорить только с известным опасением, рискуя оказаться в положении Кассандры. И тем не менее наиболее вероятно, что круг задач, решаемых противолодочными самолетами, расширится, и ЛА превратятся в патрульные, которые кроме поиска ПЛ будут вести разведывательные действия (учитывая отсутствие в морской авиации специальных самолетов‑разведчиков), охранять экономические зоны, производить мониторинг водной поверхности и многое другое.
Одной из важнейших задач авиации ВМФ является борьба с подводными лодками противника. Противоборство авиации и подводных лодок насчитывает не один десяток лет. За эти годы противолодочные самолеты и подводные ракетоносцы превратились в достойных противников, так как относятся к наиболее сложным и современным видам военной техники.
В книге рассказывается об истории развития отечественной противолодочной авиации и о решении ею реальных задач при несении боевой службы.
Книга рассчитана на специалистов и широкий круг читателей, интересующихся отечественной авиацией.
Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 1180;