В поисках самого южного материка

 

Я уже рассказывал, что еще две тысячи лет назад древние философы предполагали, что в Южном полушарии должна лежать огромная суша – Южный материк. Это представление жило века, обрастало легендами, но никто из капитанов так и не мог с чистым сердцем похвастаться, что видел Южную землю. Впрочем, кое‑кто хвастаться пробовал. И даже не из любви к бахвальству, а просто по ошибке…

В 1520 году знаменитый путешественник Фернан Магеллан первым совершил кругосветное путешествие. Он прошел из Атлантического океана в Тихий проливом, который потом назвали его именем. По левому борту, к югу, матросы и сам капитан видели далекую землю, на которой по ночам яркими точками светили костры туземцев. Терра дель Фуэго – Земля Огней, или Огненная Земля – так назвал прославленный испанский мореплаватель открытую им землю. Но картографы того времени были уверены, что Магеллан видел не что иное, как Неведомую Южную землю.

Потом, в другой раз, за нее принимали берег Новой Гвинеи, Соломоновы острова, Новые Гебриды, Новую Голландию, получившую наконец название Южной земли – Австралии, и Новую Зеландию. И каждый раз находился смельчак, который обходил вновь открытую землю со всех сторон и убеждался, что с юга она тоже окружена океаном.

Первое кругосветное плавание английского мореплавателя Джеймса Кука доказало, что и Новая Зеландия не является Южным материком. Не значило ли это, что неуловимый континент прятался в еще более южных холодных широтах?

Англичанам очень хотелось первыми поставить заявочный столб на Южном материке. Вдруг там окажутся сокровища, о которых писали многочисленные авторы. Почему‑то всем казалось, что чем дальше к югу, тем больше золота и драгоценностей должно скрываться в земле и тем легче их будет добывать с помощью живущих там «некультурных» туземцев. Наверное, всем народам мира известна поговорка, гласящая о том, что лучше всего там, где нас нет…

И вот английское Адмиралтейство специально для поисков Южного материка снаряжает вторую экспедицию под командой Кука. Капитан Кук решает идти на юг до тех пор, пока это будет возможно.

В полдень 17 января 1773 года, в разгар южного лета, корабли Кука «Резолюшн» и «Адвенчер» впервые в истории пересекли Южный полярный круг.

Плавание было трудным. В такие высокие широты еще ни разу не заходил ни один европейский корабль. Опыта путешествий среди льда и снега, холодных буранов и леденящего ветра у англичан не было. На палубах, обледеневших и потому скользких как каток, невозможно было удержаться. Среди матросов началась цинга.

Целый год плавали корабли английского капитана между 60‑й параллелью и Южным полярным кругом. Открывали новые острова, затевали стычки с туземцами, терялись в туманах и снова встречались. Но открыть Южный континент так и не смогли. Слишком много было в океане льда.

Через год Кук пересек Южный полярный круг в третий раз. Вот что записал он в своем дневнике:

 

Карта Меркатора с Южным материком.

 

«В 4 часа утра на юге заметили ослепительно белую полосу – предвестник близких ледяных полей. Вскоре с грот‑мачты увидели сплошной ледяной барьер, простиравшийся с востока на запад на необозримом пространстве. Вся южная половина горизонта сияла и сверкала холодными огнями. Я насчитал 96 вершин и пиков вдоль кромки ледяного поля. Некоторые из них были очень высоки, и гребни этих ледяных гор были едва различимы в пелене низких туч и молочно‑белого тумана… Таких льдов никто никогда не видел в Гренландском море, да и вряд ли можно сравнить ледяные поля северного полушария с тем, что открылось нашему взору здесь на юге… Так как нельзя было пробиться к югу ни на один дюйм, я решил повернуть на север…»

Вернувшись после завершения второго кругосветного плавания в Англию, Кук подвел итоги своим попыткам проникнуть к Южному континенту: «Я не стану отрицать, что близ полюса может находиться континент или значительная земля. Напротив, я убежден, что такая земля там есть и возможно, что мы видели часть ее… Это земли, обреченные природой на вечную стужу, лишенные тепла солнечных лучей… Если кто‑нибудь обнаружит решимость и упорство, чтобы разрешить этот вопрос, и проникнет дальше меня на юг, я не буду завидовать славе его открытий».

Но прошло менее полувека, и первые парусные суда пробились через опасные воды и увидели берега таинственного Южного континента. Это были русские корабли под командой русских капитанов.

 

«Открытия… с целью приобретения полнейших познаний о нашем земном шаре»

 

Именно так определило морское министерство России главную задачу экспедиции в антарктические воды, которая вышла из Кронштадта 16 июля 1819 года. Состояла она из двух на удивление разнотипных шлюпов «Восток» и «Мирный». Командовали ими опытнейшие офицеры флота Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен и Михаил Петрович Лазарев.

Ровно полгода спустя оба корабля подошли к последнему клочку суши на пути к Южному полюсу. Это было три небольших скалистых острова, покрытых вечным льдом и снегом. Через десять дней русские корабли пересекли Южный полярный круг и попали в окружение тяжелых льдов. «Отсюда продолжали мы свой путь к осту, – писал Лазарев, – покушаясь при всякой возможности к зюйду, но всегда встречали льдиный материк, не доходя 70° Кук задал нам такую задачу, что мы принуждены были подвергаться величайшим опасностям, чтобы, как говорится, „не ударить лицом в грязь“».

Приблизившись вплотную к северо‑восточному выступу побережья Антарктиды, который через сто двадцать лет норвежские китобои назвали Берегом Принцессы Марты, и еще дважды уходя за Южный полярный круг, русские корабли в середине марта повернули на север, потому что короткое антарктическое лето подошло к концу.

На следующий год Беллинсгаузен и Лазарев еще трижды пересекали Южный полярный круг, но каждый раз отступали из‑за тяжелой ледовой обстановки.

22 января 1821 года из облаков выглянуло солнце, и все путешественники увидели невдалеке остров, усеянный черными скалами, на которых не мог задержаться даже снег. «Разбитый лед, густою массою окружавший со всех сторон остров, не дозволял к нему приблизиться… Матросы, поставленные на обоих шлюпах по вантам, прокричали трижды „ура“… Открытый остров… назван именем создателя русского флота… Петра I» – так описывал это событие участник экспедиции, офицер с «Мирного» Павел Михайлович Новосильский. А неделю спустя при совершенно ясной погоде с обоих кораблей одновремецдо увидели на юге землю. Беллинсгаузен назвал ее Берегом Александра I.

 

Штурм Южного материна. Путь экспедиции Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева.

 

Через сто двадцать пять лет американская экспедиция установила, что Земля Александра I – большой остров, отделенный от континента узким проливом. Но поскольку пролив заполнен толстым ледником, то, может быть, под ним есть перешеек, и тогда Земля Александра I не остров, а полуостров Антарктиды – Ледяного континента?

 

Начало строительства в Антарктиде.

 

Беспримерной по смелости и выдающейся по результатам была русская экспедиция Беллинсгаузена и Лазарева, завершившаяся открытием Южного материка, так долго бывшего призраком, легендой всех народов мира.

Корабли проделали огромный путь, нигде не разлучаясь ни из‑за штормов, ни из‑за разницы в ходе. А ведь шлюп «Восток» был более быстроходным. Оставив за кормой 49 тысяч морских миль, что составляет 90 тысяч километров, оба корабля обошли Землю в кругосветном плавании и через семьсот пятьдесят один день вернулись в родной Кронштадт, потеряв лишь двух человек и не имея на борту ни одного серьезно больного члена команды.

 

Прибавление

 

Однажды я получил письмо – длинный узкий конверт с красивой маркой и разноцветными полосками по краям. На лицевой стороне, как и полагалось, сначала шел мой ленинградский адрес, потом адрес отправителя: «Антарктида, Восток»…

Сначала я даже глазам своим не поверил: письмо с края света, все равно что с Луны или с Марса… С полюса холода, то есть с самого труднодоступного и неуютного места на всей нашей планете…

Еще и еще раз внимательно осматривал я конверт, размышляя: уж не подшутил ли кто‑нибудь, зная мою страсть к путешествиям? Но все было правильно. Марка на конверте погашена штемпелем Советской Антарктической Экспедиции. Внизу на штемпеле – группа пингвинов и надпись: Восток. А на оборотной стороне конверта – большущая печать с изображением Ледяного континента и английским текстом. Рядом с английской печатью стоял скромный штемпель: «Ленинград, почтамт, 1 цех». Нет, все как будто без обмана, и письмо действительно приехало, приплыло и прилетело ко мне из другого полушария, с Ледяного континента. Здорово!

 

Так был открыт последний – шестой континент на земном шаре, Южный материк Антарктиды.

 

Заоблачный материк

 

В 1885 году австрийский геолог Э. Зюсс обратил внимание на то, что растения – как современные, так и ископаемые, – которые встречаются в Южной Африке, на Мадагаскаре и на полуострове Индостан, очень похожи. Еще раньше Зюсса врач третьей экспедиции английского мореплавателя Джеймса Росса писал о том, что обнаружил сходство среди ископаемых растений Южной Африки, Австралии и Антарктиды и что, может быть, некогда они могли представлять собой флору единого континента…

С тех пор ученые нашли в Антарктиде не только ископаемые растения, но и останки древнего ящера. Раньше части скелетов таких ящеров уже находили в Южной Африке и в Индии… Но не только в родстве животного и растительного мира должно заключаться сходство материков. Главное – это сходство недр. Если посмотреть на карту полезных ископаемых, которые разведаны в странах Южной Азии и Африки, глаза разбегаются: больше половины мировой добычи золота, больше половины мировой добычи урана, девяносто пять процентов добычи алмазов, ториевые, медные и никелевые руды, залежи железа и угля… Словом, если Антарктида действительно «родственница» стран Старого Света, в ее недрах должны храниться неисчислимые богатства.

Кое‑что из перечисленных сокровищ уже разведано геологами. Советские исследователи обнаружили залежи графита в горах Земли Королевы Мод, месторождения берилла, топаза и горного хрусталя. На Земле Эндерби нашли слюду. Во многих районах геологи отыскали медный колчедан, обнаружили минералы, содержащие марганец, молибден, хром, олово… Очень много железной руды в суровой Антарктиде, а каменного угля, по оценке американских геологов, даже больше, чем на всех других континентах, вместе взятых…

Но, как говорится, «видит око, да зуб неймет». Суровые природные условия Ледяного континента сдерживают даже самых нетерпеливых. Но только сдерживают… Пока… И можно не сомневаться, что в будущем Антарктиде еще предстоит играть важную роль запасной кладовой человечества.

Что же представляет собой Ледяной континент, и каковы условия, в которых живут и работают собравшиеся на его берега со всего мира научные работники, инженеры, механики, радисты, летчики, водители вездеходов и прочий рабочий люд?

По своим размерам Антарктида вовсе не такая маленькая, как могло показаться людям, так долго ее искавшим. Территория Шестого материка почти в два раза больше Австралии и в полтора раза больше Европы.

Антарктида – самый высокий на Земле континент. Средняя высота его больше 2 километров, тогда как из «старых» континентов самая высокая – Азия имеет средний «рост» всего в 960 метров.

Поверхность Антарктиды – самое большое в мире плоскогорье, в пять, а то и в шесть раз превышающее по площади величайшее плоскогорье Тибет. Чтобы образно представить себе всю Антарктиду, ее вполне можно сравнить с большой плоской льдиной или, еще лучше, с ледяной лепешкой, образовавшейся на луже, разлитой среди кочек. Все впадины и ущелья забиты льдом и запорошены снегом. Получилась плоская как блин, величайшая на Земле поверхность‑плоскогорье, вынесенная за облака. Настоящий «заоблачный континент». Это затрудняло его исследование, потому что на больших высотах в глубине континента атмосферное давление оказывается очень низким, и полярники болеют горной болезнью. Хуже работают в таких условиях и моторы. Мощность могучих вездеходов падает, самолетам приходится дальше разбегаться, чтобы взлететь. А поварам – просто несчастье… Вода закипает быстрее, при более низкой температуре. А попробуйте‑ка сварить мясо или пельмени не в горячей, а только в теплой воде? Хочешь не хочешь, надо запасаться герметическими кастрюлями‑скороварками!

Низкое давление, лютые морозы и ураганные ветры делают Антарктиду поистине недоступной. Особенно трудно проникнуть в районы, поднятые на наибольшую высоту. Так, только 14 декабря 1958 года экипажи четырех советских тягачей – «Пингвинов» покорили сердце Антарктиды – Полюс Относительной Недоступности. А несколько дней спустя наши полярники на еще большей высоте создали временную научно‑исследовательскую станцию Полюс Недоступности. На высоком постаменте был установлен бюст Владимира Ильича Ленина, на радиомачте поднят государственный флаг Советского Союза.

 








Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 1324;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.021 сек.