Л Е К Ц И Я № 42. Философия эпохи Просвещения

Просвещение— торжество рационализма, завершение идей Возрождения, получивших развитие в XVII—XVIII вв.

Просвещение — эпоха гносеологического оптимизма и веры в прогресс. Как идейно-мировоззренческое движение достигло высшего расцвета во Франции, но распространилось по всей Ев­ропе. Следует продолжение классических идей рационализма и формулирование новых на основе критики картезианской ме­тафизики. Критика религиозной идеологии с опорой на достиже­ния науки и материалистическую концепцию. Во Франции Прос­вещение в форме материализма и атеизма подготовило почву для социалистических идей. Идеологи Просвещения ставили перед собой философские, научные и общие социокультурные пробле­мы: просветить народ, научить его пользоваться возможностями разума, который освободит от предрассудков, научит критически относиться к религиозным и социальным вопросам. Эти идеи развивали: Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Ж. де Алам-бер, Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеций во Франции; Дж. Тойланд, А. Шефтсбери, Б. Мандевиль, Т. Рид, А. Смит в Ан­глии; X. Вольф, Г. Лессинг в Германии.

Установкой «имей мужество пользоваться собственным умом» утверждалась вера в человеческий разум, который наиболее пол­но реализуется в науке и технике. Отсюда — опора на научное знание, самоценность научного разума, подчиняемого жизни — социальным преобразованиям. Отсюда — защита естественных прав человека и гражданина, критика суеверий, религий, пропа­ганда идей религиозной терпимости, пантеизма и деизма.

Реализация этих идей требовала своеобразной трактовки разу­ма: он не дает вечных и общеобязательных истин, он — возмож­ность истины, а не обязательная способность постижения всех тайн бытия. Разум — основа деятельности — помогает установить связь между различными событиями и фактами. Основными свойствами человеческого разума являются готовность и способ­ность искать истину.


Возвышая разум, философы Просвещения ставили его в зави­симость от опыта: он контролируется опытом и потому не всемо­гущ. «Природа есть причина всего» (П. Гольбах) , она всецело ма­териальна и объективна. Материя — причина самой себя, состоящая из частиц. Трактовка разума основана не на философ-ско-методологической установке, а на достижениях науки. Не мо­жет быть заранее установленных принципов, которые должны быть метафизическими указателями. Исходные принципы зависи­мы от опыта, данных науки. Отсюда методологическая установка: опытные данные должны быть исходными в понимании происхо­дящих процессов, от них следует идти к истине. Это поднимает статус науки и образования в культуре: они учат анализировать, критически мыслить, не принимая ничего на веру.

Вместе с тем философы понимали несводимость человека к разуму, наличие в мире неразумного. Основная идеяв том, что все, что человек делает, думает, чувствует, во что он верит, может и должно быть осмыслено разумом. Человек — существо разум­ное, и в нем не должно быть ничего неосмысленного. Социаль­ный прогресс — в распространении знания, науки, образовании. Особое внимание — просвещению правителей, обладающих ре­альной властью.









Дата добавления: 2016-01-29; просмотров: 520;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.004 сек.