Иудаизм и его культурное значение
Древние еврейские племена почитали Иегову еще до оформления церкви как института государства. С образованием государства храм становится не только центром религиозной жизни, но и политической. Оформление вероучения, его кодификация приходится на конец VII в. до Р. Х. В XIII в. западно-семитские племена бегут в пустыню от египетского фараона. Рассеянные по миру евреи стали ждать избавления. В XI в. складывается племенной союз Израиль (в переводе – Бог сражается). Потом имя бога (Яхве) было табуировано (вместо него – Господь).
Богопоклонение осуществлялось в шатре – скинии. В нем находился Ковчег – место земного пребывания Бога. Официальный культ осуществляли левиты. Царь Соломон (сын царя Давида) в конце XI в. построил Яхве храм в Иерусалиме. В X веке до н. э. происходит разделение на Северо-Израильское и Южно-Иудейское царство. Падение Северо-Израильского царства в 722 г. до н. э., избавление в 700 г. до н. э. от ассирийской осады. Центр тяжести с перемещается в Иудейское царство.
Деятельность пророков в IX–VIII вв. до н. э. С. VIII в. пророчества записывались. Возникает концепция договора (завета) между израильскими племенами и Яхве. Первые обязались не чтить других богов и исполнять желания Яхве; Яхве – передать власть над Палестиной. Внешний признак принадлежности к договору – обрезание (на самом деле являющееся атрибутом инициации у многих племен и народов).
В IX–VII вв. были созданы так называемые Моисеевы книги Бытие, Исход, Левит, Числа. В них излагается мифическое прошлое и концепции «ревнивого Бога» и «Завета». Несмотря на деятельность пророков население до V в. отправляло и другие культы и поклонялось иным Богам.
В религиозном смысле начало нового периода определяется обретением в 622 г. до Р. Х. при перестройке Иерусалимского храма рукописи Второзакония. Второзаконие – итог учения пророков. Вместе с редакциями четырех предыдущих книг составило Пятикнижие или Тору (Закон). Все несчастия от отступления от буквы Закона, поэтому возникает обязательное требование точного исполнения ритуалов.
Основной догмат: Иегова есть Бог Израиля, а Израиль – народ Иеговы (иудейская община – святая община всемирного Бога).
Понятие жизнедавца и творца не стоит в израильском богопознании на первом плане (имя Бога не нужно знать народу). На первом плане не то, что есть Бог сам по себе, а о том, что он есть для своего народа.Иегова есть избавитель, спаситель и Бог войны (Саваоф). В «Песни Деворы» военный клич «За Иегову и Гедеона». Иегова понимается как царь и властитель земли, справедливый, любящий, святой.
В 587 г. до н. э. большая часть иудеев царем Навуходоносором II была переселена в Вавилон. Иерусалимский храм был разрушен (586). Иезеекиль пророчествовал о восстановлении Израиля как теократического государства с центром в новом иерусалимском храме. Его основателем должен был стать потомок царя Давида – Мессия – спаситель. Поэтому иудаизм является религией спасения.
В VI–V вв. иудеи возвращаются в Иерусалим и строят Новый храм – самоуправляющийся храмовый город. Выделяется деятельность Неемии и Эздры (Ездры) во второй половине V в. до Р. Х. В общину были приняты только евреи, побывавшие в плену, не принятые образовали в Палестине общину самаритян. В результате произошла известная изоляция верующих иудеев под предлогом избранности.
Около 333 г. и в течение III–II вв. соприкосновение с греческим миром и борьба с эллинистическими завоеваниями, достигающая в Маккавейских войнах своей наивысшей точки. После двух восстаний – Иудейской войны 66–73 гг. и восстания Бар-Кохбы 132–135 гг. иудеи выселяются в Египет, Сирию, Армению и др. евреи оказались рассеянными по миру, т. е. образовали весьма значительную диаспору. В числе причин рассеяния были также занятие торговлей.
В Иудее развитие получают секты ессеев и христиан.
Около 100 г. н. э. оформляется Новый канон священных книг иудаизма, куда вошли Пятикнижие, Пророки и писания – книги Руфь, Эсфирь, Иов, Экклезиаст, Песнь песней. В связи с введением письменного канона мужчинам вменялась обязательная грамотность, что сохранялось и в средневековье.
В диаспоре в силу того, что богослужение по канону должно осуществляться только в Иерусалимском храме, организуются молитвенные собрания в синагогах под руководством раввинов (учителей религиозного закона). Раввины исполняли также функции регулирования гражданско-правовой жизни общины (обычное право). Раввины комментировали Библию (книга Мишна до III в.), составили Гемару – собрание правовых (Галаха) и фольклорных (Аггада) библейских текстов. Гемара с Мишной образуют Талмуд (сложился до V в.).
Учение средневекового Иудаизма обобщено в XII в. Маймонидом.
Догматика средневекового иудаизма:
Вера в единого бестелесного вечного бога-творца, раскрывшего людям через Моисея и пророков, вечность Торы, ожидание мессии, посмертное воздаяние по делам, воскресение из мертвых.
Иудеев приняло в 517 г. хынъяритское государство в южной Аравии и Хазарское в Поволжье. В VIII в. Иране, Сирии и Палестине возникла секта караимов, отвергшая раввинат и все раввинские комментарии к Библии.
В XIII в. возникает мистическое учение Каббала (сочинение «Зохар» Моисея де Мока). Под ее воздействием возникает «Шулхан Арух» – этико-правовой свод Иосифа Каро, до мелочей регулирующий жизнь верующих (XVI в.).
В XVIII в. возник хасидизм – отрицающий авторитет раввинов и проповедует индивидуальное общение с богом через праведников – цадиков.
Во второй половине XIX в. в США иудаизм сливается с христианским протестантизмом. Евреи живут в ожидании восстановления храма и теократического государства в Иерусалиме. Община не имеет духовной иерархии, синагоги существуют на средства Совета синагог Америки.
Праздники:
Священный день суббота. В этот день нельзя даже готовить пищу и передвигаться; лунный «новый год» (когда решается судьба человека и его деяния записываются в книгу памяти); 10-й день после день очищения – йом-киппур – день искупления (ему предшествует время поста и покаяния), а записи в книге памяти скрепляется печатью; пасха – песах (весной); пятидесятница; праздник кущей (осенью); на седьмой или восьмой день после праздника «веселья Торы» (дня дарования Торы).
В 13 лет мальчик проходит обряд посвящения в религиозную общину «бар-мицва». Проходящий обряд должен показать знание священного писания и произнести речь на языке иврит.
Иудаизм, не будучи мировой религией, оказал огромное влияние на культуру Евразии, прежде всего благодаря распространению древних книг Ветхого завета и многих элементов культа, переосмысленных христианами.
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
IV. Проблема социальных издержек | | | Недемократический (антидемакратический) |
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 466;