Теории происхождения права

 


 

Название теории происхождения права Основоположники Суть теории Достоинства Недостатки
Примирительная (популярна на Западе) Г. Берман (Швеция), Э.Аннерс Конфликты, возникавшие в родах, племени были частым явлением. Цель конфликта - стремление человека, в первую очередь выжить. Поэтому следствием конфликтов практически всегда являлось желание и готовность к возмездию за нарушение покоя, выражавшиеся в распространении такого вида возмездия как кровная месть. Кровная месть уносила жизни большинства людей (целых поколений), потому как она могла продолжаться длительное время, вплоть до полного уничтожения рода. Цель появления права – упорядочение отношений между родами, между которыми часто случались конфликты. Именно из договоров о примирении, заключаемых первоначально с помощью народного собрания, затем совета старейшин, возникло, как считают приверженцы этой теории, примирительное право. Со временем договор о примирении в силу повторения ситуаций однородного характера постепенно перерос в правила, правовые нормы, которые регулировали ответственность за их нарушение (сначала это были штрафы). Постепенно правила примирения стали дифференцироваться. В последствии сумма штрафов увеличивалась, потом проступки стали разграничивать на различные виды (телесное повреждение, захват имущества, не исполнение договора и пр.). Из поколения в поколения система правовых норм продолжала совершенствоваться сначала в устной форме, а затем начала оформляться в форме законодательства (т.е. в форме провозглашения норм от имени государства с правом применения санкций со стороны государственных органов). 1) Основана на многочисленных исторических фактах 2) Кровная месть – универсальная и широко распространенная санкция за обиду, нанесенную роду (действительно имела истребляющий характер) 3) Действительно, право в те времена существовало в устной форме, письменные источники появились гораздо позже (поэтому примирительные договоры носили устный и символический характер) 4) Убедительным аргументом в пользу данной теории является и такой исторический факт, что первые нормы, появившиеся в обществе имели характер санкций, устанавливаемых за правонарушения (т.е. имели уголовно-правовой характер) 1) появление права как основы для разрешения только конфликтов – это не единственный признак. Появлялись нормы, которые регулировали и мирные отношения (договоры обмена, правила по созданию запасов продуктов на случай неурожая, правила экзогамии и пр.) 2) У людей помимо особенных, есть еще и множество общих интересов, которые также надо было отрегулировать. Собственно, впоследствии, государство (в лице его органов) и взяло на себя данную обязанность. Таким образом, примирительная теория имеет право на существование, но ее претензии на универсальность явно не обоснованы
Регулятивная теория (распространена в азиатских странах и в евроазиатской России)   Порядок в обществе – понятие комплексное, охватывающее многие сферы человеческой жизнедеятельности. Цель появления права – установление и поддержание единого порядка для всей страны. На первом этапе развития человеческого общества лишь небольшой круг вопросов требовал упорядочения посредством правовых норм (распределение территории, определение порядка использования водоемов, установление правил экзогамии, запрет инцеста и пр.) С развитие производства возникает необходимость регламентировать не только порядок приобретения землевладения, но и сельскохозяйственное производство – появляются правила, касающиеся разделения труда, распределения созданного продукта, появление правил сотрудничества, взаимопомощи, нормы по строительству крупных сооружений. Когда обмен продуктами стал носить массовый характер, то начинают регулироваться меры весов, устанавливаться денежные системы, цены на товары и пр. В этом и состоит причина появления права. 1) Данная теория согласуется не только с историческими фактами, но и со всем ходом исторического развития 2) Регулированию подлежали не только последующие процессы, но и опережающие (создание норм, предупреждающих еще не существующий конфликт) 3) Появление на данном этапе договорного права – умения мирным путем договориться. Договор – хорошее средство урегулирования социальной жизни. 1) Теория страдает некоторым максимализмом, определяя человека того периода как довольно развитого, умного существа (хотя история доказывает, что в большей степени вопросы разрешались далеко не цивилизованным образом). Например, очень долгое время право не могло взять верх над политикой – т.е. урегулировать вопрос о политическом властвовании, тем самым привилегированные слои долгое время держали в повиновении, рабстве все население, уничтожали его в массовом количестве и лишь только в Новое время данный процесс стал регулироваться с помощью правовых норм. 2) Данная теория за основу берет экономические отношения (законы саморегулирования) 3) Право – не единственное средство регулирования. В древности основную функцию регулирования составляли обычаи, а правовые нормы по началу регулировали незначительный перечень вопросов. Таким образом, данная теория – теория, забегающая далеко вперед, приписывающая праву такие его свойства, которые оно приобретает на более поздних ступенях своего развития
Теологическая (божественная) Фома Аквинский (XIII в.) Право создано Богом для регулирования жизни людей. Право даруется человеку через посредство пророка или правителя (вавилонские законы, древнееврейское право, законы Ману, исламское право). Мир основан на иерархии форм: божественной, духовной, материальной. Во главе данной иерархии стоит Бог. Духовный мир – возглавляется Папой, наместником Бога на Земле. Общество организовано по такому же принципу. Насление – это подданные и подчиняются только царям и светским властям, рабы подчиняются своему хозяину. Соответствующее подчинение есть и в системе законов. Их 4 вида: - вечный закон – божественный разум, управляющий миром - естественный закон – оражение вечного закона человеческим разумом (законы общежития, стремление к самосохранению, продолжение рода) - человеческий закон – это позитивное право (действующее право), которое выражает требования естественного закона, подкрепленные санкциями - божественный закон – это Библия 1) Имела большое значение в период средневековья (Европа) – являлась основой. И сейчас, в некоторых мусульманских государствах имеет большое значение 2) Впервые были связаны вместе такие понятия как право и справедливость 1) Большое засилье религиозной идеологии 2) Учитывая тот факт, что в современной правовой карте мира большинство государств являются светскими (т.е. провозглашение отделения государства от церкви), то в соответствии с этим данная теория не может претендовать на универсальность, потому как требует веры в божественное начало (Христа, Аллаха, Будду и пр.). Т.е. теория ограничивает рациональное исследование вопроса о происхождении права рамками веры. 3) Теория требует признания посредника Бога на земле. Но не всегда государства имели форму теократической монархии. История говорит и о различных формах правления – республики (где главу государства избирает народ и пр.) Таким образом, данная теория сыграла свою роль в обществе, однако на настоящем этапе общественного развития вряд ли приемлема.
Теория естественного права Лао Цзы, Конфуций, Аристотель, Цицерон, Т. Гоббс, Дж.Локк, Ж.Ж. Руссо, Р. Штамммлер, Л. Фуллер, А. Кауфман и др. Теория естественного права: право – закон добродетели, справедливость по природе, право справедливости разума. Естественные права, данные человеку от природы (с рождения) транслируются законами и обеспечиваются наказанием нарушителей законов. 1) Несли в себе социальный заряд большой мощности, так как позволяли с позиций добродетели, справедливости, просто разумности оценивать, критиковать действующее право, если оно становилось тормозом общественного развития 1) извечная проблема соотношения права и морали (которая и по сей день имеет много вопросов нежели ответов). В данной теории не определяется понятие «добродетель» 2) Безразличное отношение теории к историческому опыта, приобретенному человечеством (ведь исторические условия формируют неотъемлемые права человека 3) Отсутствие культурного плюрализма (ведь в разных государствах, у разных народов свои представления, идеи, выработанные веками, относительно социального устройства)
Историческая Г. Гуго, К. Савиньи, Г. Пухту, Н.М. Коркунов Противника теории естественного права. Право возникает спонтанно. Право вырастает из национального духа, народного сознания. Свой специфический характер, присущий лишь этому народу, право приобретает еще в самый ранний период его истории. Поэтому право исключает все факторы случайности и произвольного происхождения. В примитивных сообществах право – это небольшое количество понятных для всех принципов. В современных обществах – это сложная система. Поскольку право – это проявление особенностей национального характера, оно не обладает универсальным действием (т.е. не применимо к другим народам) 1) Право действительно – объективное явление, а не чье-то произвольное творение 2)Право – действительно явление историческое, развивается вместе с обществом 3) Большое значение возникновения права имеет глубинный этнокультурный пласт 1)Авторы несправедливо постулатом права делают его неизменность 2) История доказывает и дает много примеров, когда закон или обычай другого народа был воспринят определенной страной (рецепция права, в процессе завоеваний и пр.) 3)Теория консервативная (как бы предлагает урегулировать неизменным правом современную жизнь) 4) Помимо общественного сознания на появление права повлияли экономика, военные завоевания, климатические условия, международное общение и пр.
Классовая теория К. Маркс, Ф. Энгельс История общества – это всегда история классовой борьбы между угнетателями и угнетенными. Таким образом, право – возведенная в закон воля господствующего класса, его орудие, применяемое для подавления класса угнетенного. Помимо всего прочего, право – обусловлено экономическими условиями жизни общества и должно соответствовать экономической структуре общества 1) Действительно, не только культура, политика, другие социальные явления повлияли на возникновение права. Экономика также является основным фактором в развитии права и всего общества в целом. 2) Действительно, обычаи перестают быть основным средством социального регулирования, поскольку они были предназначены для однородного общества. Ведь в последствии (исторический факт) общество дифференцировалось на классы и социальные группы 1) Марксистская теория придает социальному развитию научную форму, указывая на способ производства как единственную причину всех культурных явлений и права в том числе. Это не так. 2)Основой зарождения права в соответствии с данной теорией являются классовые противоречия (как положительный фактор). Это не так. История доказывает, что классовая борьба – это явление, которое можно рассматривать и как отрицательный фактор, поскольку она способствует истощению и уничтожению ресурсов общества, так необходимых для прогресса. 3) В праве выражается не только воля экономически господствующего класса, а также общая воля всего народа

 








Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 739;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.