Государство как основной институт политической системы.
Основные теории происхождения государства.
Каким образом возникаетгосударство? Вопрос о происхождении государства в течение многих столетий был предметом долгих дискуссий.
Одно из самых давних объяснений происхождения государства — теократическая теория,т. е. теория божественного происхождения, согласно которой государство предписано человеку Богом. Известна юридическая формула: всякая государственная власть происходит от Бога, и все государи осуществляют свою власть как исполнители божественной воли. И все причины возникновения и функционирования находят в воле творца.
Патриархальная теорияосновывается на том, что государство возникает непосредственно из разросшейся семьи. Соединение семей означало, что главы семей превращаются в граждан государства, над которыми появляется новый вид власти — власть главы государства — монарха. Глава государства, олицетворяющий собой отца всех семей, осуществляет власть посредством издания законов. А главы отдельных семей осуществляют не государственную, а власть родительскую, супружескую, господскую.
Естественно-правовая теория происхождения государства.Основой данной теории является положение о том, что государству предшествовало естественное состояние человека. Условия жизни людей и характер человеческих взаимоотношений в естественном состоянии представлялись неоднозначным образом.
Гоббс видел естественное состояние в царстве личной свободы, ведущей к «войне всех против всех», Руссо считал, что это есть мирное идиллистическое первобытное царство свободы; Локк писал, что естественное состояние человека состоит в его неограниченной свободе.
Сторонники естественного права считают государство результатом юридического акта — общественного договора, который является порождением разумной воли народа, человеческим учреждением или даже изобретением. Поэтому данная теория связывается с механическим представлением о происхождении государства, выступающего как искусственное произведение сознательной воли людей, согласившихся соединиться ради лучшего обеспечения свободы и порядка. Государство возникает лишь после того, как люди получили свои естественные права. И оно ограничено в своих действиях правилами людей, которые не были ему переданы в результата общественного договора.
Органическая теория.Представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально еще древнегреческими мыслителями. Суть органической теории такова: общество и государство представляются как организм, и поэтому их сущность возможно понять лишь из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.
По мнению Герберта Спенсера, одного из видных представителей органической теории, государство представляется как общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важной стороной данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями — людьми — и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть — это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа.
Теория насилия.Ее представители (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский и др.) считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Смысл ее состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем прямого политического действия. Государство продолжает быть органом угнетения только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между победителями и побежденными. Государственная власть возникает из физической силы.
Психологическая теория. Ее сторонники определяют общество и государство как сумму психических взаимодействий людей и их различных объединений. Суть данной теории состоит в утверждении психологической потребности человека жить в рамках организованного сообщества, а также в чувстве необходимости коллективного взаимодействия. Говоря о естественных потребностях общества в определенной организации, представители психологической теории считают, что общество и государство есть следствие психологических закономерностей развития человека.
Материалистическая (классовая) теорияпроисхождения государства исходит из того, что государство возникло прежде всего в силу экономических причин: общественного разделения труда, появления прибавочного продукта и частной собственности, а затем раскола общества на классы с противоположными экономическими интересами. Как объективный результат этих процессов возникает государство, которое специальными средствами подавления и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивая преимущественно интересы экономически господствующего класса.
Суть материалистической теории состоит в том, что государство возникает врезультате раскола общества на классы. Отсюда делается непреложный вывод: государство есть исторически переходящее, временное явление — оно возникло вместе с возникновением классов и должно отмереть вместе с исчезновением классов.
Государство — явление многогранное. Причины его возникновения объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, экономическими, социальными, религиозными, национальными и другими. Их общее научное осмысление вряд ли возможно в рамках какой-то одной универсальной теории, хотя в истории человеческой мысли такие попытки делались, и довольно успешно (Платон, Аристотель, Монтескье, Руссо, Кант, Гегель, Маркс, Плеханов, Ленин, Бердяев). Государство — продукт внутренней эволюции общества и выступает как организация для управления обществом.
Государство как основной институт политической системы.
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 790;