Теория власти и властных отношений
Политическая власть - это способность, право или возможность распоряжаться кем-либо или чем-либо; оказывать решающее воздействие на судьбы, поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств - права, авторитета, воли, принуждения.
Все эти проблемы в той или иной форме ставились уже античными мыслителями. Так, Платон размышлял об источниках власти, формах, ее осуществлениями типах государственного устройства. Аристотель впервые выдвинул идею естественного происхождения политической власти,считал, что человек от природы — политическое существо.
Расцвет социально-политических исследований в эпоху Возрождения и в Новое время связан с исследованиями сущности политической и прежде всего государственной власти в трудах Н. Макиавелли., Т. Гоббса, Б. Спинозы, Дж. Локка, Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо. Именно в это время возникают основные направления политической идеологии — либерализм (Ш.Л. Монтескье), консерватизм (Э. Берк), тоталитаризм (Ж.Ж. Руссо).
Немецкая классическая философия преуспела в исследовании нравственных основ государства и права (И. Кант), философии права (Г. Гегель). Марксистское учение о роли материального и политического интереса в борьбе за политическую власть, о соотношении морали и политики, а также его идеи о сущности государства, его признаках и функциях не потеряли своего значения и в настоящее время.
Важный вклад в разработку теории власти внес немецкий социолог Макс Вебер, для которого власть — это принуждение человека к действию помимо его воли: В рамках теории элиты проблему власти разрабатывали В. Парето, Г. Моска и Р. Михельс.
Особый интерес представляют исследования русских анархистов М. Бакунина и П. Кропоткина, классиков геополитики К. Хаусхофера и Маккиндера. Из числа современных ученых заслуживают внимания разработки С. Липсета, Э. Шилза и Н. Смелзера.
Известно, что общество отличается от природы социальной организацией, наличием социального порядка. Установлению социального порядка способствует целый ряд механизмов, регулирующих поведение людей путем упорядочения и согласования совместных действий.
В современной политологии существует ряд подходов к проблеме власти, акцентирующих внимание на тех или иных ее аспектах.
Биологический подход представлен, в частности, в работах французского социолога М. Марсаля, считающего, что власть не является специфичной только для человека, а имеет предпосылки и корни в биологической структуре, общей у человека с животными.
Антропологический подход подразумевает, что политическая власть распространяется на все социальные, в том числе и доклассовые образования; социальные антропологи объявляют политическими всякие действия, опирающиеся на власть и авторитет.
Сторонники психологического подхода исследуют власть главным образом под углом зрения субъективного восприятия ее индивидом, считая, что власть - это явление не общественное, а психологическое.
Суть социологического подхода состоит в сведении власти к политическому влиянию одной группы на другую. В его рамках выделяются следующие определения власти: а) бихевиористское (Г. Лассуэл), в соответствии с которым власть является особым типом поведения, основанным на возможности изменения поведения других людей; б) телеологическое (Б. Рассел), согласно которому власть - это достижение определенных целей, получение намеченных результатов; в) инструменталистское, трактующее власть как возможность использования определенных средств, в том числе насилия; г) структуралистическое, характеризующее власть как особого рода отношение между управляющим и управляемым; д) функционалистское, рассматривающее власть под углом зрения осуществляемых ею функций; е) конфликтологическое, определяющее власть с точки зрения форм и методов разрешения политических конфликтов.
В рамках философского подхода наиболее полно раскрываются и основные методы осуществления власти: организация, убеждение, воспитание, контроль и принуждение.
Например, структурный функционализм (Т. Парсонс, Э. Шилз) рассматривает власть как способ самоорганизации человеческого общества, обусловленный асимметричностью отношений между субъектами, разделением социальных ролей на управленческие и исполнительские. Марксизм связывает феномен власти с отношениями собственности, экономическим господством определенных классов.
Системный подход (К. Дойч) понимает под властью способность мобилизовать общественные ресурсы для достижения социально значимых целей. Для психоанализа (3. Фрейд, Э. Фромм) власть — это попытка индивида бессознательно преодолеть комплекс неполноценности либо в форме господства (садизм), либо в форме подчинения (мазохизм) и т.д.
Категория «власть» по своему объему является более общей, чем категория «политика» и, можно сказать, гораздо более древней, так как существовала в отдельных своих проявлениях еще в родовом обществе.
Н. Макиавелли обосновал суть и социальную природу политической власти как государственной. Главный предмет анализа знаменитого итальянца — реальная способность правительства повелевать подданными. Это в его понимании и есть власть. Цель государства, политики — увеличение власти любыми средствами. Орудие власти — право; основа власти — «хорошие законы» и «хорошее войско». Власть — сила, способная обуздать страсти людей и воспитать в них гражданские добродетели.
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 540;