А) Регулятивная роль социальных норм в ПОС
Если при изучении процессов происхождения государства мы уделяем внимание обобщению истории организационных форм и социальных структур, существовавших в ПОС, то при изучении возникновения права мы уделяем внимание регулятивным началам в жизни таких обществ, т.е. как, каким образом регулировались (и регулировались вообще?) отношения между членами семьи, родами, кланами.
Элементы системы социальных норм (период производящей экономики):
1) Содержание, т.е. ЧТО (круг вопросов) регулировали социальные нормы.
- закрепление за группой, кланом определенной территории;
- тотемная система (идеализированное существо, которое в силу определенных обстоятельств нельзя было убивать, т.к. оно являлась покровителем определенной группы, клана);
- регулирование брачно-семейных отношений (способы приобретения женщин в других группах). Цель – сотрудничество, взаимопомощь, коллективизм;
- организация дележа пищи – делили пищу поровну;
- передача навыков поколению (изобретали орудия труда и охоты и передавали знания своим детям).
2) Способы регулирования
- запреты – табу - закрепленная религиозными верованиями недопустимость определенного поведения (например, брак между кровными родственниками – инцестов);
- дозволения – разрешение охоты на определенные виды животных, растений, на пользование определенной территорией, источником воды;
- позитивное обязывание. Например, необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров, поддержания огня, изготовление орудий и средств передвижения. Не было направлено на изменение природных условий и выделение человека из природы, обеспечивало эффективные формы присвоения предметов природы, их переработки для удовлетворения потребностей человека.
3) Формы выражения: мифы, традиции, обычаи, ритуалы, обряды и пр.
4) Процедуры – сознательное, творческое создание норм. Существовали специальные люди, органы, которые вырабатывали нормы (жрецы, старейшины, народное собрание). Например, нарушение разбиралось и наказание назначалось самим коллективом, причем не только в лице старейшин, но и ближайшими родственниками виновного или пострадавшего
5) Санкции. Т.е., то, что следует за нарушением поведения. В большинстве своем в ПОС выполнение правил поведения было добровольным. Но общество знает и нарушения (в брачно-семейных отношениях, пользование чужим участком). К нарушителям применялись суровые меры наказания. Санкции имели свою структуру: общественное порицание, изгнание из общины, нанесение телесного повреждения, смертная казнь.
Но можно данную структуру регулятивной системы назвать правом? На этот вопрос существует очень много мнений. Что же об этом говорит наука ТГП?
Нельзя. Мы говорим о двух разных обществах – догосударственном (доклассовом, ПОС) и государственном (в классическом понимании). Социальные нормы, как было сказано выше имеют синкретический характер слитный – мононормы: они не расчленены на моральные, религиозные, правовые, процессуальные. А право (в классическом понимании) появляется лишь на следующем этапе развития общества (с появлением государства).
Но при этом нельзя отрицать некоторую формальную преемственность мононорм к правовым нормам. Например, мононормы также как и правовые нормы, многократно применяемы, неперсонифицированы, обязательны, имеется возможность принудительного исполнения.
Таким образом, мы можем говорить о том, что право формировалось одновременно и параллельно с государством. Их возникновение взаимосвязано и взаимозависимо. Каждый новый шаг в развитии государства приводил к дальнейшему развитию права, и наоборот.
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 1171;