Характерные особенности философии эпохи Просвещения ХV111века
-1-
С Х1V по ХV1вв. в странах Западной Европы происходит целый ряд изменений, знаменующих начало новой эпохи, которая вошла в историю под названием Ренессанс – Возрождение. Само название эпохи говорит о возрождении интереса к античной философии и культуре, в которых начинают видеть образец отношения к человеку. Новая эпоха осознает себя как возрождение античной культуры, античного образца жизни и способа мышления.
Однако было бы ошибкой считать, что возможно повторение эпохи, давно ушедшей. Прежде всего, «Возрождение» возникло как итог развития средневековой культуры, хотя и противопоставляло себя средневековому христианству. Поэтому в нем и оставалось много христианского. Но было много отличий. Выделим их:
- прежде всего, следует обратить внимание на то, что идеалом знания становится не религиозное, а светское знание;
- наряду с авторитетом Святого писания, признается и авторитет античной мудрости;
- появляются ревнители христианства, резко протестующие против роскоши папства, извращения учения Христа служителями церкви, зовущие к возрождению первоначального «апостольского» христианства.
Таким образом, происходит «секуляризация»(освобождение от религии и церковных институтов)общественных отношений. Самостоятельность по отношению к церкви приобретают не только политическая жизнь, но и наука, искусство, и, прежде всего, философия.
Главная особенность философии эпохи – антропоцентризм(в центре внимания – человек). При этом важно подчеркнуть, что человек здесь не просто природное существо. Он творец себя и этим отличается от других природных существ. Он господин над самой природой, посредством творческой деятельности он не просто удовлетворяет свои нужды, он создает новый мир, творит красоту и себя. Место человека в мире, его судьба, свобода волнуют таких мыслителей, как Данте, Петрарка, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Макиавелли, Томас Мор.
На основе крупнейших открытий и технического прогресса в эпоху Возрождения развивается философия природы – натурфилософия. Вновь, как в эпоху античности, обращаясь к изучению природы, она обретает специфическую черту – пантеизм (все есть бог.) То есть, Бог сливается с природой, в результате чего природа сама по себе обожествляется (Пан – мифологический бог природы).
Одним из характерных представителей этой эпохи был Николай Кузанский (1401-1464гг.)Исследователи его творчества считают его первым выдающимся представителем пантеистической философии эпохи Возрождения. Сближая Бога с природой, он приписывает природе божественные атрибуты (свойства) и, прежде всего, бесконечность в пространстве. Он против теологического принципа конечности Вселенной в пространстве и ограниченности ее во времени. Согласно Н. Кузанскому, Земля не составляет центра мира. Он высказал ряд диалектических идей применительно к пониманию природы, а именно, он увидел единство противоположностей, соотношение единого и множества, возможности и действительности. Глубокие идеи были высказаны им о теории познания, в частности, о безграничных возможностях познавательной деятельности человека. (Известная формула «ученого незнания» Н. Кузанского)
Одним из выдающихся гениев эпохи был Джордано Бруно (1548-1600гг.)Взгляды Бруно являются натурфилософскими, они соединяются с элементами стихийной диалектики, которую во многом он черпал из античной философии. Отмечая постоянную изменчивость всех вещей и явлений, он утверждал, что в течение многих веков изменяется поверхность Земли, моря превращаются в континенты, и наоборот. Вместе с тем, он признавал всеобщую одушевленность материи. Бог растворен в природе и этой природе он посвящает целые гимны. То есть пантеизм его рассуждений налицо. Интересны его рассуждения о человеке, как микрокосмосе и его связи с космосом – природой. Человек – часть природы, его безграничная любовь к познанию и сила его разума возвышают его над миром.Он был непримиримым противником «двойственной истины», то есть сосуществования религиозной и научной истин. Он считал, что право на существование имеет только научная истина, опирающаяся на научный опыт. В 1592г. Бруно был обвинен в ереси и заключен в тюрьму. В 1600г. его сожгли на костре, на площади Цветов в Риме.
Немаловажное философское значение имеют научные труды Галилео Галилея (1564-1642гг.). Он приобрел славу «Колумба неба»: открыл кратеры и хребты на Луне, разглядел бесчисленные скопления звезд, образующие Млечный Путь, увидел спутники Юпитера, рассмотрел, благодаря сконструированному им же телескопу, пятна на Солнце. Он призывал изучать природу опытным путем, искать естественные, природные причины объяснения явлений. Занимаясь вопросами механики, он открыл некоторые ее фундаментальные законы, и это позволило ему впервые в истории человечества ввести понятие «закон природы».Его взгляды, особенно касающиеся устройства Вселенной и совпадающие с учением Н. Коперника, послужили поводом для обвинения Галилея в ереси со стороны католической церкви. Ученый был привлечен к суду римской инквизиции и в 1633г., над ним состоялся процесс, на котором он был вынужден формально отречься от своих «заблуждений». Этим суд привлек еще большее внимание к учению самого Галилея, а также Н.Коперника, Д.Бруно. То есть, великий мыслитель фактически вышел победителем.
Впервые объектом философского анализа становятся проблемы общественного устройства. Формируется идеология, которая получила название утопического социализма. Наибольший вклад в его разработку внесли: работа Томаса Мора (1478-1535гг.) «Остров Утопия» (остров, которого нет), и «Город Солнца» Томмазо Кампанелла (1568-1639гг.) Они впервые назвали источник социального неравенства – частную собственность. Сами слова «утопия», «утопичность» вошли в язык народов мира как обозначение чего-то несбыточного.
Наряду с социалистическими идеями теоретическое обоснование получает противоположный подход к общественному устройству – диктаторский. Наиболее детально ее обосновал историк и общественный деятель Николо Макиавелли (1469-1527гг.)Он считал, что основа общественного устройства – могущественное государство. Для усиления его могущества допустим принцип: «цель оправдывает средства».
Подведем итог сказанному: философия эпохи Возрождения несла в себе все черты переходного периода. С одной стороны происходит отказ от средневекового видения мира, восстанавливаются традиции античного материализма в понимании человека, с другой стороны – появляются новые взгляды на мир, человека и процессы познания: гуманизм, пантеизм, уверенность в огромные созидательные возможности человека, появляются совершенно новые взгляды на общество и государство (утопизм).
-2-
Философия Нового времени формируется в условиях становления капитализма в Европе. Начиная с Х\/11в., в Европе бурно развивается естествознание. Потребности мореходства определяют развитие астрономии, строительство городов, кораблестроения и военное дело – развитие математики и механики. Успешно развивается производство – изобретена машина в текстильной промышленности, совершенствуется металлургическая промышленность.
Наука определяет развитие производства, а производство – науку. Так,
Э. Торричелли изобрел ртутный барометр, И. Ньютон сформулировал основные законы механики, в том числе закон всемирного тяготения. Р.Бойль применил механику в химии, У.Гильберт исследовал свойства и практическое применение магнита, В.Гарвей открыл кровообращение. Выдающийся вклад в развитие математики, механики, физики, физиологии внесли Р.Декарт, Г.Лейбниц. Такое бурное развитие науки не могло не оказать воздействия на философию своего времени.
В философии происходит решительный разрыв с религией. Возникают учения о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, вытекающая, прежде всего, из опытного естествознания.
В философии Нового времени, прежде всего, в философии ХV11в., наибольшее внимание уделяется онтологии(проблемам бытия) и проблеме субстанции(первопричине и первооснове всего сущего). В этот период обозначились и два направления в теории познания.
Основатель первого – английский философ Френсис Бэкон (1561-1626гг.)Он стал родоначальником эмпиризма(учение об опыте). Под эмпиризмом понимается направление в теории познания, признающее опыт, практику, эксперимент единственным источником знаний. А содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта: «в нашем мышлении нет ничего того, чего бы не было в наших чувствах».
Интересны его рассуждения относительно заблуждений нашего разума, накопившихся в нем за долгие годы Средневековья. Эти заблуждения он называл идолами или призраками человеческого разума.
Они 4-х видов:
1. Идолы рода: это заблуждения, порожденные несовершенством органов чувств всего человеческого рода и ограниченностью человеческого ума.
2. Идолы пещеры происходят из присущих каждому свойств как души и тела, а также воспитания, привычек и случайностей.
3. Идолы площади – это заблуждения, возникающие в разуме вместе со словами и именами. Например, навешивание ярлыков, ложных характеристик.
4.Идолы театра возникают из догматов философии и неправильных научных теорий.
Он признает ведущую роль опыта в познании. Поэтому главным методом в системе Бэкона выступает индукция, в которой порядок движения мысли человека идет от частного к общему. «Знание – сила» провозгласил он. В настоящее время его индуктивный метод широко используется конкретными науками, опирающимися на опытные исследования.
Такому методу познания французский философ и математик Рене Декарт (1596-1650гг.) противопоставил рационалистический(на уровне разума)подход к изучению явлений природы.
Рационализм представляет собой философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Методом познания в системе Декарта является дедукция, в которой движение мысли происходит от общего к частному.
Он сформулировал три следующих правила дедуктивного метода:
1.во всяком вопросе должно содержаться неизвестное;
2.это неизвестное должно иметь какие-то характерные особенности, чтобы исследование было направлено на постижение именно этого неизвестного;
3.в вопросе должно содержаться нечто известное.
Ф. Бэкон и Р. Декарт заложили основы новой методологии научного познания и дали этой методологии глубокое философское обоснование.
Кроме того, Р. Декарт дал качественно новую трактовку субстанции. Монизму предшествующих философов он противопоставил дуалистическое понимание мира. То есть, он признает существование двух независимых друг от друга первоначала: духовную и материальную субстанции, которые существуют параллельно. Он рассматривает проблемы возникновения мира и происхождения жизни согласно законам природы, строение тела животных и человека как сложных машин, подчиненных законам механики. Вместе с тем, человек отличается от животных тем, что имеет способность к мышлению. Именно в нем соединились воедино две субстанции – материальная и духовная. Определяя сущность человека способностью к мышлению, он провозглашает: «Мыслю – следовательно, существую».
Дуалистическое учение о субстанции Декарта было преодолено Бенедиктом Спинозой (1632-1677гг.),который разработал монистическоеучениео единой субстанции, которую он назвал Богом. Бог Спиноза отождествляет с природой. Для него Бог – это бесконечная сущность, начало и причина всего сущего. Она обладает такими атрибутами, как протяженность и мышление. Материя, начиная с камня, заканчивается человеческим мозгом и способностью мышления. А мышление трактовалось Спинозой как самопознание природы.
Учению Спинозы о единой субстанции немецкий философ Готфрид Лейбниц (1646-1716гг.)противопоставил учение о множественности субстанций, назвав их монадами (самостоятельно существующими субстанциями). Монада неделима, проста, не может быть материальной, так как все материальное делится до бесконечности. Их сущностью является деятельность, которая выражается в непрерывной смене внутренних состояний. Они замкнуты, но, в то же время, каждая содержит в себе весь космос во всем его многообразии, но не все монады обладают разумом.
«Всякую часть материи можно представить наподобие сада, полного растений, и пруда, полного рыб. Но каждая ветвь растения , каждая часть живого организма, каждая капля его соков есть опять такой же сад или такой же пруд. То есть, монада – это микрокосмос, Вселенная в миниатюре». Или: «В каждой капле дождя заключен весь мир». Однако следует заметить, что наука не пошла за Г.Лейбницем, а избрала атомизм Демокрита, где все имеет свой предел.
-3-
ХV111 век в истории научной мысли Европы получил название эпохи Просвещения.Научное знание, бывшее ранее достоянием узкого круга ученых, стало распространяться вширь, выйдя за пределы университетов, в светские слоны Парижа и Лондона.
Этому способствовало:
1.если в эпоху средневековья и даже в ХV11в. философские сочинения писались только на латинском языке и были известны лишь ограниченному кругу людей, то теперь научные исследования пишутся и издаются на языке страны, в которой живет философ, или языке народа, который знакомится с сочинениями мыслителя;
2.в статьях энциклопедий и словарей, памфлетах и полемических изданиях широко комментировались научные и философские идеи, которые облекались в живую, доходчивую, остроумную форму, привлекая людей не только логической доказательностью, но и эмоциональностью.
В философии ХV111в. во взглядах на объяснение явлений природыпреобладаетматериализм,особенно в философии Франции.Хотя следует согласиться с тем, что философия ХV111в. неоднородна, в ней присутствует как материалистическая, так и идеалистическая ориентации, атеистические и деистические взгляды. Так, философиядеизма исходит из того, что Бог, сотворив мир, не принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение событий.
Ярчайшей фигурой французского Просвещения является Франсуа Вольтер (1694-1778гг.). Он вошел в историю философии как блестящий публицист и пропагандист физики и механики И. Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений, защитник свободы личности от посягательств церкви и иезуитов, инквизиции. Его сочинения «Орлеанская дева», статьи в «Философском словаре», «Энциклопедии» получили широкое распространение во всей Европе и России.
На формирование революционной идеологии Европы огромное влияние оказал Жан Жак Руссо (1712-1765гг.),автор знаменитого произведения «Общественный договор», которое явилось теоретическим обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав.
Шарль Луи Монтескье (1689-1755гг.) –один из основоположников географического детерминизма, считавший, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества.
Во второй половине ХV111в. просветительское движение приобрело широкий демократический размах. Стали говорить о появлении во Франции целой «партии философов» - передовых мыслителей, ученых и писателей, сплотившихся вокруг издания «Энциклопедии», главным редактором и организатором которой стал Дени Дидро (1713-1784гг.)
Наряду с ним, ведущая роль в этой партии философов принадлежала плеяде ученых. Это – Клод Андриан Гельвеций (1715-1771гг.), Поль Генрих Гольбах (1723-1789гг.), Жульен де Ламетри (1709-1751гг.). Они создали довольно развитую форму материализма, оказавшую влияние на последующие поколения философов. Это была, по словам Ф.Энгельса, высшая форма материализма домарксистского периода.
Тема 6: Классическая немецкая
Философия
План:
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 768;