Антропологический материализм Л.Фейербаха.
Начиная с последней четверти ХV111 в., и до середины Х1Х в. на передний край в области философского творчества в Европе выходит Германия. До этого, как мы уже знаем, в культурной жизни Запада лидировали Франция и Англия. Являясь отсталой в экономическом и политическом отношениях, эта страна вышла на передовые рубежи в развитии духовной культуры – в философии и искусстве. Эта эпоха, непродолжительная по времени, стала значительнейшим этапом в развитии философской мысли. Она представлена творчеством И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха. Каждый из названых мыслителей создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и оригинальных концепций.
Выдающейся заслугой классической немецкой философии явилось преодоление созерцательного, натуралистического взгляда на мир, осознание человека как творческого, деятельного создания. Они
- определили призвание самой философии, быть критической совестью человечества, его душой,
- разработали целостное учение диалектики,
- подчеркивали исключительную роль философии в разработке проблем гуманизма и роли нравственного сознания в жизни человека,
- продолжив взгляды французских просветителей, провозгласили человека господином природы, утверждавшим могущество разума.
В этот период философия переходит на идеалистические позиции.
-1-
В философии особенно плодотворным было столетие с 1750 по 1850гг. Это и есть то время, когда создавалась классическая немецкая философия. Её основоположником стал Эммануил Кант (1724-1804гг.)
Почти 60-летний творческий период биографии Канта делят на два периода: «до-критический»,и«критический».В «до-критический» период
И. Кант стоял на позициях материализма, в центре его исследовательской деятельности находились проблемы космологии, механики, антропологии, географии. Он считал себя продолжателем учения И. Ньютона, разделяя его взгляды на пространство и время как объективно существующих, независимо от сознания человека. Работая над философскими вопросами, он был близок материализму.
Но этот период заканчивается, когда, в 46 лет И. Кант защищает профессорскую диссертацию «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого миров». В ней автор принципиально пересмотрел свои позиции по ряду вопросов, и, прежде всего, по вопросу о природе пространства и времени. Теперь они рассматриваются им совершенно иначе, не как формы внешнего мира, а как присущие сознанию человека формы его созерцания, взгляда на мир. Это положение он считал важнейшим в своей философии и даже говорил: «Кто опровергает это мое положение, тот опровергает и всю мою философию».
Свое философское учение Кант назвал «критическим», а свои работы, в которых изложено это учение, назвал так: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Эти «три критики» И. Канта объединены общей целью, общим замыслом.
Во-первых,исследовать три способности души:
1.способность познания, являющаяся предметом теории познания,
2.способность желания, являющаяся предметом этики,
3.способность к чувству удовольствия, являющаяся предметом эстетики.
Во-вторых, установить взаимосвязь между ними.В трех критиках он ставит и отвечает на три взаимосвязанных вопроса: «Что я могу знать?», «На что я могу надеяться?», «Что я должен делать?»
В работе «Критика чистого разума» Кант рассматривает три ступени познания:1.чувственное познание, 2.рассудок, 3. разум.
Прежде всего, считает он, предмет нам дается посредством чувственности и это первая ступень познания. Отсюда и исходная посылка его рассуждений: признание материального мира как «вещей в себе», воздействующих на наши чувства и порождающие наши представления. Но при этом, человек может судить об этих вещах только в их проявлении, как феноменов. То есть, мы можем знать только явления – феномены, и ничего не можем знать о «вещах в себе».
Вторая ступень познания– рассудок. Если посредством чувств, предмет нам дается, то мыслится он посредством рассудка. Инструментом рассудочного познания являются категории – понятия, присущие рассудку изначально. Многообразные явления – феномены окружающего мира, получаемые чувствами, накладываются на сеть категорий, заложенных в человеке. В результате и формируется его научное знание.
Разум – это третья,высшая ступень познавательного процесса. Разум, отвлекаясь от опыта, ищет ответы на вопросы мировоззренческого уровня: «Бессмертна ли душа человека?», «Существует ли свобода воли?». Это вопросы чистого теоретического разума, на которые безуспешно старается дать ответ. Вопросы касаются «вещей в себе», никак не проявляющих себя и поэтому для человека непознаваемых. Но разум призван выполнять в познании роль регулятора, указывать направление, в котором должен двигаться рассудок.
Как и в теории познания, в этике И. Кант исходит из до-опытного основания нравственности, как к заложенной в человеке способности. Нравственность – это особая способность человеческой души, существующая наряду со способностью познания. Если мир природы – это феномен, проявляющий себя, то мир нравственности – умопостигаем (постигается только мыслительной деятельностью человека),и представляет собой «вещь в себе». При этом он считает, что мораль не должна зависеть от религии, а наоборот: человек морален не потому, что верит в бога, а потому верит, что морален.
В центре эстетического учения находится исследование категорий «прекрасное», «возвышенное». Оригинальность кантовского понимания прекрасного заключается в том, что прекрасное он связывает с чистым созерцанием, бескорыстным по своему замыслу. Чувство «прекрасного» должно быть свободно от любых помыслов корысти, пользы, а поэтому оно выше всех других чувств.
-2-
Высшим достижением классической немецкой философии является диалектическое учение. Целый ряд важных диалектических идей был сформулирован в философских учениях Фихте И., Шеллинга Ф., особенно в понимании процессов природы. Вершиной классической немецкой диалектики стала философия
Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770-1831гг.),объективный идеалист и диалектик, признающий познаваемость мира. В основе его философии два узловых понятия: абсолютная логическая идея и развитие.
Абсолютная идея – это сверхчеловеческое сознание, мысль, существующая в реальном мире сама по себе, порождающая природу и человека. Упрощенно ее можно представить как некую невидимую силу или излучение, пронизывающее весь мир и управляющее им, так сказать, за спиной человека. Идея уже существовала до природы и общества. А сами природа и общество являются ступенями развития абсолютной идеи.
Развитие – это движение от низшего к высшему, от простого к сложному, это движение ко все более полной и глубокой истине. Он сформулировал три основных закона диалектики:
- закон перехода количественных изменений в качественные, и обратно,
- закон единства борьбы противоположностей,
- закон отрицания отрицания.
Но он остается идеалистом, так как он исследовал развитие, прежде всего, в сфере духовного, в сфере мышления, а не в сфере природы, материальных вещей, человека и общества. Основой, или субстанцией мира, согласно Гегелю, является не материя, а некое сверхъестественное сознание – абсолютная идея, которая проходит три ступени развития: логику, природу и дух (абсолютный дух).Эти ступени проанализированы немецким философом в его главных произведениях: «Наука логики», «Философия природы», «Философия духа», а так же в работах – «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия права», «Лекции по эстетике», «Лекции по философии религии».
Абсолютный дух, в свою очередь, раскрывается в трех основных формах: в искусстве, религии и философии. При этом он ставит философию выше знания в сфере частных наук, впервые называя ее «наукой наук». Гегель рассматривает эволюцию человеческого сознания от первых его проблесков до сознательного овладения наукой, а затем до абсолютного знания – философии, и провозглашает: «Все разумное действительно, все действительное – разумно». При этом он объявил свою философскую систему конечным пунктом, «венцом развития» мировой философской мысли.
Преподавательская деятельность Г. Гегеля в г.г. Йена, Берлине привела к появлению школы «младогегельянцев» («левогегельянцев») учеников Гегеля, среди которых были известные мыслители: Д. Штраус, Б. Бауэр, М. Штирнер. Принимая многие идеи учителя, они считали, что он
- так и не смог объяснить историю человечества;
- не соглашались с мнением Г. Гегеля о завершении философского знания на
его философской системе, какой бы гениальной она ни была;
- отвергали идею прусского государства как максимально разумного в
существующих условиях.
Но великая заслуга Г. Гегеля состояла в том, что он, обладая огромным историческим чутьем, все же заложил основу для понимания всего природного, исторического и духовного мира в виде процесса, то есть в беспрерывном развитии, движении, изменении.
В то же время диалектика Гегеля обладала глубокими принципиальными недостатками и исторической ограниченностью. Его философский идеализм не позволил ему выйти за пределы идеалистического миропонимания. Поэтому в его диалектике содержится непримиримое противоречие между системой (о развитии абсолютного духа), которую отвергали не только материалисты, но даже идеалисты, и методом (учение о всеобщих законах движения и развития, категории и принципы их связи), который получил широкую поддержку в научном мире, и предопределил путь развития мировой науки Х1Х-ХХвв.
Противоречие, заложенное в его диалектике между системой и методом, было преодолено К.Марксом и Ф.Энгельсом уже в Х1Хв. Они так и обозначили свою задачу: «Диалектика Гегеля стоит на голове, а задача заключается в том, чтобы поставить ее на ноги», что и было ими сделано. Распространив его метод на сферу материального мира, они создали учение диалектического материализма, применив законы диалектика на развитие общества и человека (как существа социального), создали исторический материализм.
-3-
Первым, кто подверг критике систему и метод Гегелябыл Людвиг Фейербах (1804-1872гг.). В студенческие годы он увлеченно слушал лекции Гегеля, но постепенно ушел от влияния его учения. Анализируя исходные посылки гегелевской системы, он сделал вывод о ее родстве с теологией. Являясь бескомпромиссным критиком религии и идеализма, он стоит на позициях материализма и атеизма. Его основные работы: «Сущность христианства», «Основные положения философии будущего».
Критикуя идеализм Гегеля, Фейербах фактически вернулся к той форме материализма, которую создали французские философы ХV111в. Фейербах рассматривал материю как природу, бесконечное множество вещей. Материя неотделима от движения и всегда существует в пространстве и времени. Человек – часть природы. Фейербах называет свою философию антропологической(центральное место в ней занимает проблема человека). И если по Гегелю мир есть Абсолютная Идея, которая познает саму себя, то по Фейербаху человек познает природу с помощью своих органов чувств. Разработанная Л. Фейербахом материалистическая трактовка человека и его атеистическое мировоззрение оказали огромное влияние на последующих мыслителей, в частности – К. Маркса и Ф. Энгельса. Но, объясняя феномен человека преимущественно биологически, он не дошел до понимания его общественной сущности, хотя определенные догадки по этому вопросу у него имеются. Так, он, вопреки своей «биологической позиции» утверждал, что только «общение создает человечество, и что только общественный человек является человеком». Но эти идеи не были проведены им последовательно.
Ограниченность материализма Фейербаха можно свести к следующему. Считая, что диалектика неотделима от идеализма, он вообще отказался от нее. Он остается материалистом только в той части философии, когда он объясняет явления природы, а теория общества у него осталась идеалистической. Пытаясь объяснить все явления природы и общества, он опирался не на многообразие естественных наук, а только на механику.
Философские учения Гегеля и Фейербаха завершают т.н. классический период истории мировой философии. С середины Х1Хв. начинают возникать философские школы и направления, в которых выражены мировоззрение, научные знания и система ценностей новой эпохи – эпохи зрелого капитализма (индустриального и постиндустриального обществ).
Философию этого периода принято называть постклассической. Она имеет такие философские школы и направления, как марксизм, позитивизм, неопозитивизм, иррационализм. Говоря об иррационализме, мы имеем ввиду экзистенциализм, неотомизм, фрейдизм и неофрейдизм, философскую герменевтику, философскую антропологию.
Тема 7: Западноевропейская философия
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 1428;