Советское земельное право в годы НЭПа
30 октября 1922 г. был принят первый Земельный кодекс РСФСР. Он состоял из «Основных положений» и 3 частей: «О трудовом землепользовании»; «О городских землях и государственных земельных имуществах» и «О землеустройстве и переселении».
Кодекс закрепил отмену частной собственности на землю, недра, воды и леса. Все земли сельхозназначения стали составлять «единый государственный земельный фонд», который находился в ведении Народного комиссариата земледелия РСФСР и его местных органов. Под страхом уголовного наказания воспрещалась купля-продажа, залог, завещание и дарение земли.
Право бессрочного пользования землёй, прерываемого лишь по закону, было предоставлено:
1. «Трудовым земледельцам» - всем гражданам РСФСР, желающим обрабатывать землю своим трудом (некоторые ограничения предусматривались лишь для бывших местных помещиков), и их объединениям.
2. Городским поселениям.
3. Государственным учреждениям и предприятиям.
Допускалась аренда земли, но лишь в случаях временного ослабления арендуемого крестьянского хозяйства, только «трудовая» (если арендатор сам обрабатывает землю) и на срок не более 8 лет. Применение наёмного труда было возможно, но только в тех случаях, когда трудовое крестьянское хозяйство не могло своевременно самостоятельно выполнить сельхозработы, с соблюдением правил охраны труда в сельском хозяйстве и при условии непосредственного труда самого нанимателя. В апреле 1925 г. было разрешено фактически свободное применение подсобного наёмного труда в сельском хозяйстве с соблюдением всех законодательно установленных прав батраков.
Допускались различные формы и способы землепользования:
1. Сельская община с периодическими переделами земли.
2. Участок (чрезполосный, хутор, отруб).
3. Товарищество (сельскохозяйственная коммуна и артель в форме ТОЗа или колхоза).
Однако, особенно после принятия ЦИКом СССР 15 декабря 1928 г. Общих начал землепользования и землеустройства СССР и союзных республик, большие льготы и привилегии (преимущественное право на получение земли, налоговые льготы, льготное кредитование и т.д.) предоставлялись коллективным и государственным формам землепользования, особенно колхозам и совхозам.
Советское уголовное и уголовно-процессуальное право
В годы НЭПа
1 июля 1922 г. вступил в действие первый УК РСФСР. Он состоял из Введения, Общей части и Особенной части. Задачей советского уголовного права он объявлял «правовую защиту государства трудящихся от преступлений и общественно опасных элементов путём применения к нарушителям наказания и других мер социальной защиты».
Под преступлением УК понимал «всякое общественно опасное действие или бездействие, угрожавшее основам советского строя и правопорядку». Это деяние должно было быть противоправным, то есть быть обозначено в УК, и виновным в форме умысла и неосторожности. Последнее положение представляло собой прогрессивный момент развития уголовного законодательства.
Целями наказания и социальной защиты объявлялось общее предупреждение новых правонарушений как со стороны нарушителя, так и со стороны «других неустойчивых элементов общества» и приспособление нарушителя к условиям общежития путём исправительно-трудового воздействия (как видно, ни кара, ни месть целями наказания не провозглашались).
Кодекс требовал от суда при назначении наказания учитывать эксплуатацию преступником в прошлом чужого труда. То, что государство провозглашалось основным объектом защиты уголовного права, классовый подход были, конечно, отрицательными моментами кодекса.
Уголовная ответственность по-прежнему наступала с 14 лет, однако в отношении несовершеннолетних она могла заменяться мерами медико-педагогического воздействия. УК устанавливал следующие меры наказания:
- общественное порицание;
- «поражение прав» (лишение прав избрания в Советы, профсоюзы, права занимать ответственную должность, быть заседателем, защитником или поручителем в суде и т.д.);
- возложение обязанности загладить вред;
- увольнение от должности;
- штраф;
- конфискация имущества (полная или частичная);
- принудительные работы без содержания под стражей;
- лишение свободы (со строгой изоляцией и без);
- изгнание из пределов РСФСР (на срок или бессрочно);
- расстрел.
Схема родов преступлений выглядела следующим образом:
- государственные преступления;
- должностные преступления;
- нарушения правил об отделении церкви от государства;
- хозяйственные преступления;
- преступления против личности;
- имущественные преступления;
- воинские преступления.
УК в большей степени защищал государственные интересы. Так, хозяйственными преступлениями признавались: расточение арендатором предоставленного ему государственного имущества; невыполнение обязательств по договору с хозяйственными организациями; «искусственное повышение цен на товары». Впрочем, УК устанавливал ответственность и за нарушение КЗоТа и коллективных договоров.
Среди ярких негативных моментов УК можно выделить:
1. Возможность применения аналогии в случае отсутствия соответствующего закона.
2. Выделение понятия «государственное преступление» в особую группу, а из этой группы понятия «контрреволюционное преступление». Последние находились в исключительном ведении ГПУ. Эти преступления карались строже, чем обычные, верхняя планка наказания, как правило, не ограничивалась; по ним широко применялись такие формулировки, как «подозрения», «связи, ведущие к подозрению», «недоносительство о преступлении». Здесь допускалась обратная сила закона.
3. Превращение смертной казни – расстрела, из чрезвычайной, исключительной, временной меры наказания в обычную «высшую» меру наказания.
4. Возможность объективного вменения (ответственности без вины). УК позволял высылать сроком до 3 лет лиц, не виновных, а лишь «связанных с преступной средой» по приговору суда.
5. Сохранение в УК мер административного воздействия. Особая комиссия ГПУ получала право лишать «за антисоветскую деятельность» свободы на срок до 3 лет, а также назначать любые меры наказания за бандитизм и вооружённый грабёж.
В октябре 1924 г. ЦИК СССР принял Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик. В соответствии с ними в РСФСР 22 ноября 1926 г. был принят новый УК. Он заменил термин «наказание» на термин «меры социальной защиты». Это усилило концепцию не индивидуальной вины, а потенциальной опасности и превентивных мер, что закладывало основу для проведения массовых репрессий.
25 мая 1922 г. был принят первый УПК РСФСР, а 15 февраля 1923 г. – новый, слегка отредактированный УПК. Он состоял из 6 разделов: общие правила процесса; порядок дознания и предварительного следствия; производство в народном суде; кассационное и надзорное производство, производство по возобновленным, вследствие вновь открывшимся обстоятельств, делам, особенное производство в народном суде; порядок производства дел в трибуналах; производство дел в порядке высшего судебного контроля наркомата юстиции; порядок исполнения приговоров.
Кодекс устанавливал такие принципы уголовного судопроизводства, как гласность, публичность, устность судопроизводства, ведение процесса на русском языке или языке большинства населения данной местности, допускался переводчик. При производстве предварительного расследования следователь должен был выяснить все обстоятельства дела, а суд - все их принять во внимание.
Надзор за законностью проведения предварительного расследования возлагался на прокуратуру. Адвокат к расследованию не допускался. Суд не был ограничен формальными доказательствами. Он сам осуществлял их отбор. В судебном заседании могли участвовать общественные защитники и обвинители.
При вынесении приговора все вопросы решались простым большинством. Судья, оставшийся в меньшинстве, мог изложить своё особое мнение в письменном виде, которое приобщалось к приговору, но оглашению не подлежало. Производство в трибуналах было ускоренным и упрощённым. Для рассмотрения простых дел, которые не требовали расследования, и при условии признания обвиняемым своей вины предусматривалось упрощённое производство в «дежурных камерах народного суда».
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 639;