Характеристика творчества. 6 страница
Бородин тщательно ознакомился со всеми опубликованными переводами «Слова», но начал писать либретто сам, т.е. сам делать перевод. Он обладал неоспоримым преимуществом – изначально синкретическим по своей природе музыкально-поэтическим мышлением. «Слово» в XII в. не читалось, а декламировалось нараспев. И Бородин создавал одновременно и текст, и музыку.
Сюжет типичный для эпических былин. Однако в данном эпическом произведении слушатель испытывает катарсис при осознании, что «дела давно минувших дней» и события дней сегодняшних едва ли не тождественны. Идея произведения – объединение русского народа в борьбе с врагами. Т.е. идея патриотическая – призыв к действию даже в самых трудных, казалось бы, безвыходных условиях.
В драматургии Бородин соединяет традиции Глинки: с одной стороны, эпическая композиционная структура и основные принципы драматургического развития, а также открыто заявленная патриотическая идея от «Руслана»; с другой стороны – историческая конкретность и острота огромного масштабного столкновения между народами от конфликтной драматургии «Сусанина». В итоге существует несколько трактовок драматургии оперы Бородина.
Одна из них определяет оперу как некую гигантскую, статичную по своей природе фреску в виде триптиха. По другой трактовке опера исполнена явной или скрытой динамики и конфликтности. Противоборство различных сил пронизывает всё произведение от начала до конца и проявляется во всех масштабах. Обе трактовки дополняют друг друга. Соединение тех эпизодов, где о событиях повествуется, с теми картинами, в которых на сцене происходит реально зримое действие, определяет динамику драматургического развития: медленное накапливание духовной энергии в повествовательных эпизодах на протяжении каждого акта приводит затем к резкому взлёту действенности.
Образы Древней Руси и Востока совершенно лишены у Бородина налёта условности, присущего многим произведениям искусства XIX в. Древняя Русь представлена в широчайшем социальном разрезе – от образов князей и бояр до скоморохов и простого народа.
а) образы эпоса и героики. Музыкальные темы сочинены в стиле знаменного или былинного распева. Также в опере Бородиным опосредованно претворены едва ли не все виды древнерусского колокольного звона.
б) лирический эпос. Использует лирические протяжные песни, плачи, причеты (не прибегая к цитированию).
в) характерные бытовые жанровые образы. Использует величальные, заздравные, плясовые, застольные песни. В обрисовке скоморохов – колоритный гудок.
г) индивидуальные портреты.
Восток обрисован столь же многопланово и с такой же глубиной и всеохватностью. Представлен через:
а) массовые сцены;
б) индивидуально-портретные характеристики.
42. Симфоническое творчество Бородина:
Заслуги Бородина как симфониста огромны: он основоположник эпического симфонизма в русской музыке и вместе с Чайковским – создатель русской классической симфонии. Сам композитор отмечал, что его «тянет к симфоническим формам». Причем, члены «Могучей кучки» во главе со Стасовым пропагандировали картинно-сюжетный, программный тип симфонической музыки берлиозовского типа или глинкинского образца; классический же 4-хчастный сонатно-симфонический тип считали «ожившим».
Бородин отдал дань этой позиции в своих критических статьях и в симфонической картине «В Средней Азии» – единственном программном симфоническом произведении. Но больше он склонялся к «чистому» симфоническому циклу, о чем свидетельствуют три его симфонии (последняя не окончена). Стасов сожалел об этом: «Бородин не пожелал стать на сторону коренных новаторов». Однако Бородин дал настолько своеобразную трактовку традиционной симфонии, что оказался в этом жанре еще большим новатором, чем иные «ниспровергатели».
Творческую зрелость Бородина-симфониста ознаменовала 2-я симфония. Годы ее написания (1869-1876) совпадают со временем работы над «Князем Игорем» [1]. Эти два произведения близки; их роднит круг идей и образов: воспевание патриотизма, мощи русского народа, его духовного величия, изображение его в борьбе и мирной жизни, а также – картины Востока и образы природы.
Отличительные черты эпического симфонизма Бородина
отсутствие конфликта между темами сонатной формы;
вместо конфронтации – их контрастное сопоставление;
опора на общие, коллективные, отстоявшиеся интонации, связь с русским песенным фольклором как традиционная особенность тематизма;
преобладание экспонирования над развитием, приемов интонационного варьирования, подголосочной полифонии – над мотивной разработкой;
постепенное усиление изначальной сущности основных образов, утверждение идеи целостности и постоянства, в которой заключен главный пафос эпоса;
перемещение скерцо на второе место в симфоническом цикле, что объясняется дефицитом драматизма в первом сонатном Allegro (в связи с этим отпадает необходимость в рефлексии, передышке);
конечная цель развития – синтез контрастного материала.
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 1340;