Глава 4. АРХИТЕКТУРА ЭВМ 4 страница

 

i

Комплекс, состоящий из пучка проводов и электронных схем, обес­пе­чи­ва­ю­щих правильную передачу информации внутри компьютера, на­зы­вают магистралью, системной шиной, или просто шиной.

 

Иногда, когда хотят подчеркнуть, что речь идет об отдельной части ма­гистрали, по которой передаются адреса байтов оперативной памяти, — го­ворят: «адресная шина». А когда говорят о части шины, отвечающей за пере­да­чу содержимого этих байтов, применяют название «шина данных».

Рис. 4.4. Упрощенная схема устройства персонального компьютера

 

Чис­ло проводов в шине называется ее разрядностью. Разрядность шины данных тесно связана с длиной машинного слова и часто бывает ей равна. Разрядность адресной шины определяет максимально возможный для дан­ной машины объем адресного пространства, т.е. максимально возможный объём оперативной памяти. Так, например, при двадцатичетырехразрядной адресной шине объем адресного пространства равен 224 ба­йтам (16 Мбайт), а при тридцатишестиразрядной — 236 байт (64 Гбайт).

Шина свя­зы­вает между собой не только процессор и оперативную память, факти­чес­ки все устройства компьютера — диски, клавиатура, дисплей и т.д. — так или иначе принимают и передают дан­ные через шину (рис.4.4). Для этого в шине предусмотрены стандартные разъемы, к которым подключаются те или иные устройства компьютера. В современных компьютерах предусмотрено несколько специализированных шин, которые соединяют друг с другом оперативную память и процессор, процессор и дисплей и т.д. Такая схема обеспечивает существенное повышение мощности и эффективности работы компьютера.

МАТЕРИНСКАЯ ПЛАТА. Ос­нов­ные интегральные схемы компьютера размещены на так называемой материнской плате(отmotherboard — материнская плата). Плата — это обычно прямоугольная пластина, используемая для выполнения монтажа необходимых электрических цепей, а также имеющая специальные разъемы для крепления шины и микросхем памяти, процессора и т.д. В составе компьютера имеется много различных плат, которые обеспечивают выполнение тех или иных функций — звуковая плата, видеоплата и т.д. Основная плата компьютера называется материнской, потому что она предназначена для крепления его основных устройств — центрального процессора, оперативной памяти, шины. Именно эти устройства определяют модель и основные технические характеристики компьютера. Кроме того, на материнской плате имеется ряд стандартных разъё­мов, к которым можно подсоединять другие устройства компьютера — магнитные диски, дисплей, клавиатуру и тем самым подби­рать его конкретный аппаратный состав — конфигурацию, исходя из потребностей и пожеланий пользователя. Возможные конфигурации компьютера определяются материнской платой, на которой они реализуются.

 

 

СИСТЕМНЫЙ БЛОК.Все рассмотренные выше устройства персонального компьютера: материнская плата с опе­ра­тивной памятью и процессором, системная шина, тактовый генератор, различные дисковые уст­рой­ства, устройства электропитания, а также встроенный динамик, служащий для воспроизведения про­стейших звуков типа одноголосой мелодии, — объединяют в один об­щий корпус, который называется системнымблоком. Существуют различные по размерам и по исполнению корпуса: вертикальные (tower — башня) и горизонтальные, настольные (desktop — настольная система). На лицевой панели системного блока размещаются: кнопка включения элект­ропитания (Power — мощность), кнопка перезапуска (Reset — переустановка), ряд сигнальных лампочек и панели управления различных дисковых устройств — гибких маг­нит­ных дисков, CD–ROM, CD–R или DVD. На задней панели находятся стандартные разъемы для крепления всевозможных дополнительных устройств и устройств ввода/вывода. Все внутреннее устройство системного блока также основано на креплении различных стандартных плат ( в том числе материнской) к стандартным стойкам и разъемам. Такая схема, характерная для персональных компьютеров семейства IBM PC, позволяет «соби­рать» компьютер из различных стандартно оформленных устройств.

Запомните очень важное правило! Нельзя перемещать системный блок при включенном электропитании компьютера, так как это может привести к выходу из строя находящегося внутри системного блока жесткого диска, который во время работы вращается с огромной скоростью.

УСТРОЙСТВА ВВОДА/ВЫВОДА. К этой группе устройств относятся: дисплей, клавиатура, манипулятор «мышь», прин­тер и целый ряд других устройств. Как уже отмечалось ранее, устройства этой группы служат дляввода — передачи информации от человека к основным устройствам компьютера (оперативной памяти, процессору) или вывода — передачи информации от основных устройств к человеку. Другие устройства этой группы обеспечивают обмен информацией между двумя и более различными компьютерами или между компьютерами и какими-либо другими измерительными устройствами или исполнительными механизмами.

ДИСПЛЕЙ.Одним из важнейших устройств, применяющихся для выво­да информации, является дисплей(display — показ) или мониторы (monitor — устройство для слежения, контроля). На экран дисплея вы­во­дятся вводимые с клавиатуры данные, результаты их обработки, а также все­­­возможная служебная информация.

Дисплеи бывают монохромные (чер­но-белые, с желтым или зеленоватым оттенком) и цветные. Кроме то­го, дисплеи делятся на алфавитно-цифровые и графические. У алфавитно-цифровых дисплеев группа пикселов, занимающая неболь­­шую прямоугольную область экрана и используемая для размещения изоб­ражения одного символа, образует знакоместо. Для растра размером 480´640 область, занимаемая знакоместом, образуется группой 8´8 пиксе­лов. Изображение симво­ла формируется примерно так же, как из группы точек на почто­вом конверте получается изображение какой-либо цифры почтового ин­дек­са пред­приятия связи. Подчеркнем, что у алфавитно-циф­ровых дисплеев не существует воз­можности работать с отдельным пикселом. Информация выводится на эк­ран целым знакоместом, символом. Поэтому такие дисплеи могут ис­поль­зоваться только для вывода различного рода текстов. Рисун­ки, гра­фи­ки, чертежи, картинки не могут быть выведены на алфавитно-циф­ровые дисп­леи.

Графические дисплеи отличаются тем, что из программы можно уп­рав­­лять состоянием отдельного пиксела, и, следовательно, для них доступ­ны все возможности по формированию изображения. Для обеспечения удоб­ства работы с текс­тами у графических дисплеев могут быть предусмотрены два ре­жима работы — текстовый, в котором графический дисплей работает так же, как и алфавитно-цифровой, и графический, в котором доступны все его возможности.

?По принципу действия основными на сегодняшний день являются мониторы с электронно-лучевой трубкой(ЭЛТ) такие же, как в бытовых телевизорах, и жидкокристаллические (ЖК) или LCD дисплеи (Liquid–Crystal Display). Последняя разновидность дисплеев отличается очень хорошей цветопередачей, малой толщиной, плоским экраном. Но стоимость их значительно выше, чем у мониторов с электронно-лучевой трубкой. В последнее время появились так называемые плазменные мониторы, обладающие высоким качеством формируемого изображения и значительными размерами — до одного метра по диагонали при толщине 10 сантиметров.

Большое значение имеет размер экрана по диагонали (в сантиметрах или дюй­­мах). В настоящее время выпускаются мониторы с экранами от 9 до 42 дюймов (от 23 до 107 сантиметров). Наиболее распространенными являются экраны с размером 14, 15, 17, 19 и 21 дюйм. Естественно, что чем больше размер экрана, тем выше стоимость дисплея. Для стандартных целей достаточно 17–дюймового экрана. При большом объеме работы с графикой желательно выбирать 19– или 21–дюймовые мониторы.

Важной характеристикой дисплеев является рассмотренная ранее разрешающая способность экрана, определяющая степень че­т­кости изображения. Разрешающая способность зависит от количества строк на весь экран и ко­ли­чес­т­­ва пикселов в строке. В настоящее время существует несколько стандартных разрешений, в частности можно указать разрешения 640´480, 800´600, 1024´768, 1280´1024, 1600´1200, 1600´1280, 1920´1200, 1920´1600. Здесь первая цифра указывает количество пикселов в строке, а вторая — количество строк на экран. Возможное разрешение существенно зависит от фактического размера экрана. Например, для 17–дюймового монитора стандартным считается разрешение 1024´768, а максимальным может быть растр 1600´1200.

Качество изображения определяется не только разрешающей способностью, но и так называемой зернистостьюэкрана.Зернистость определяется как расстояние между двумя соседними пикселами. В настоящее время этот параметр у большинства мониторов равен 0,24–0,28 миллиметров. Чем меньше зернистость, тем лучше, но и дороже монитор.

Следующей характеристикой дисплеев является так называемая частота регенерации (обновления) или частота кадров, которая показывает, сколько раз в секунду обновляется изображение на экране. Без такого обновления невозможно формирование нормального зрительного восприятия изображения телевизионного изображения, а также передача движений. Если частота кадров меньше 60 герц, то есть если обновление происходит менее чем 60 раз в секунду, то появляется мерцание изображения, что отрицательно сказывается на зрении. В настоящее время частота регенерации большинства мониторов составляет 80–100 герц.

Экраны мониторов бывают выпуклые и плоские. В настоящее время большинство экранов, в том числе и у бытовых телевизоров, — выпуклые. Более перспективными моделями считаются мониторы с плоским экраном, например, модель Trinitron, у которой экран абсолютно плоский по вертикали и слегка искривлен по горизонтали. По-видимому, будут использоваться, в основном, плоские экраны, дающие гораздо лучшее качество изображения.

С точки зрения техники безопасности работы с мониторами, необходимо учитывать класс защиты монитора, который определяется международными стандартами. В настоящее время действует стандарт под названием TCO–99, выдвигающий самые жесткие требования к безопасному для человека уровню электромагнитных излучений, эргономическим и экологическим параметрам, а также к параметрам, определяющим качество изображения, — яркости, контрастности, мерцанию, антибликовым и антистатическим свойствам покрытия экрана монитора.

 

Внимание! Для обеспечения наиболее безопасных условий работы с монитором при любом классе защиты рекомендуется устанавливать его на расстоянии вытянутой руки от человека.

 

В современных компьютерах для создания изображения на экране дисплея необходим еще один компонент, который называют видеоплатой, видеокартой или видеоадаптером. Видеоадаптер вместе с монитором образуют видеоподсистему компьютера.

i

Адаптером называется устройство, служащее для сопряжения, соединения между собой устройств с разным способом представления информации.

 

?Кроме адаптеров, для соединения, сопряжения различных устройств компьютера используются еще и так называемые контроллеры, которые по своим функциям похожи на адаптеры, но в отличие от последних служат не только для передачи сигналов, но и берут на себя часть действий по управлению устройством.

 

Именно адаптер определяет разрешающую способность монитора и количество передаваемых цветовых оттенков. Существует несколько стандартных типов адаптеров. В частности, можно упомянуть адаптеры CGA (Color Graphics Adapter — цветной графический адаптер) и EGA (Enhanced Graphics Adapter — улучшенный графический адаптер), которые уже устарели и практически вышли из употребления. Адаптеры типа CGA могли передавать только 4 цвета, а типа EGA — 16 цветов. В настоящее время наиболее широко используются дисплеи типа VGA (Video Grap­hics Array —видеографический массив), дающие возможность работы с 256 цветами, и SVGA (SuperVideo Graphics Array- супервидеографический массив), способные передавать 16,7 миллионов цветовых оттенков. Для обеспечения такого количества цветов, а также хорошего разрешения видеоадаптеры содержат собственную видеопамять достаточно большого объе­ма 16–32 Мбайта.

?Построение высококачественных изображений и тем более какие-либо его преобра­зования, как правило, требуют выполнения большого числа математических операций. Для того чтобы разгрузить процессор компьютера от действий с изображениями и тем самым существенно ускорить их построение, а также повысить общую эффективность работы компьютера, видеоадаптеры иногда берут на себя значительную часть этих операций. В этом случае часть работы по формированию изображения возлагается на аппаратные средства — микросхемы видеоускорителя,которые могут входить в состав видеоадаптера или размещаться на отдельной плате, подсоединяемой к адаптеру. Различают два типа видеоускорителей: плоские — 2D (2–dimension — двухмерный) и трехмерные — 3D (3–dimension — трехмерный). Требования современных видеоадаптеров, особенно с аппаратным ускорением, уже не удовлетворяются стандартными шинами компьютера. Поэтому для них разработаны специализированные шины, получившие название AGP (Advanced Graphic Port — улучшенный графический порт).

 

КЛАВИАТУРА.Для ввода первичной информации в компьютер, а так­же для управления его работой используется клавиатура. За­метим, что клавиатуру вместе с дисплеем (а иногда и только клави­ату­ру) называют консолью.

В настоящее вре­мя клавиатуры подавляющего большинства персональных компьютеров уни­фицированы и выполнены в стандартах 101/102 или 108–клавишных клавиатур. На рис. 4.5 приведена схема 108–клавишной клавиатуры. Клавиатуры стандарта 101/102 имеют расположение отдельных клавиш, немного отличающееся от показанного на рисунке. Кла­виатура может работать в одном из нескольких режимов — регистров.Различают режимы:

* ввода прописных (заглавных, больших)/строчных (маленьких) букв;

* ввода русских/латинских символов;

* вставки/замены;

* цифрового ввода/управления из цифровой клавиатуры.

 

Рис. 4.5. Схема стандартной 108–клавишной клавиатуры

 

Все клавиши клавиатуры можно разделить на четыре группы: алфавит­но–циф­ровые, цифровые, функциональные и управляющие.

Клавиши алфавит­но-циф­ро­вой группы используются для вво­да первичной текстовой информации. Они имеют белый цвет, занимают левый и центральный участки клавиатуры. На каждой клавише этой груп­пы выгравировано несколько символов. На­жатие на такую клавишу при­водит к вводу одного из этих символов. Какой именно символ при этом будет введен — оп­ределяется режимом работы клавиатуры.

Цифровая группа находится на правом участке клавиатуры. Клавиши этой группы удобно использовать для ввода больших массивов числовой ин­формации. Кроме того, в режиме управления из цифровой группы эти кла­виши дублируют некоторые управляющие клавиши.

Функциональные клавиши F1,F2, ... , F11,F12 занимают самый верхний ряд клавиатуры. Значение каждой из них определяется выпо­л­ня­ющейся в момент нажатия клавиши программой и, как правило, связы­ва­ется с выполнением некоторой последовательности действий. Напри­мер, во многих программах нажатие на клавишу F1 приводит к выдаче опе­ра­тив­ной подсказки, т.е. справки о ситуации, сложившейся на данный момент ра­боты программы, и возможных дальнейших действиях.

Последнюю четвертую группу образуют клавиши управления. Они име­ют светло-кремо­вый цвет и размещены по периметру алфа­витно-цифро­вой группы, а также между алфавитно-цифровой и цифровой группами.

Для объяснения назначения некоторых клавиш нам потребуются понятия текстового курсора(или просто курсора) и прокрутки.

Выше мы выяснили, что экран дисплея в текстовом режиме содержит оп­­ределенное количество строчек, а каждая строчка состоит из некоторого количества (например, из 80) символов. При вводе любого текста нажатие на клавишу алфавитно–циф­ровой или цифровой клавиатур приводит не только к записи кода символа, соответствующего нажатой клавише, в оперативную память машины. Одновременно с записью в память, с целью визуального контроля правиль­ности ввода, на экране в текущем знакоместе появляется изображение этого символа. Это знакоместо отмечается значком специальной формы — курсором. Обыч­­но курсор имеет вид светлой мигающей полоски или светлого мигаю­­щего прямоугольника, хотя могут использоваться и некоторые другие формы.

 

i

Текстовым курсором называется значок, отмечающий позицию выво­да на экран дисплея очередного символа текста.

 

После размещения изображения введённого символа в текущей позиции экрана кур­сор автоматически перемещается в соседнюю, еще не заня­тую позицию. При достижении конца строки курсор перемещается в на­ча­ло следующей. После запол­нения последней позиции последней строки экран оказывается полостью заполненным текс­том. Если после этого продолжить процесс ввода текс­та, то начнется прок­рутка содержимого экрана. Это значит, что самая верхняя строка текста будет вытес­нена за пределы экрана и станет невидимой. На ее место переместится текст, находившийся до этого на второй сверху строке. Место второй стро­ки займет третья и так далее, до самой последней строки. После пере­ме­щения текста пос­ледней строки на предпоследнюю позицию нижняя стро­ка освободится от старого текста и будет готова к приему новых симво­лов текста. Заметим, что вытеснение первой строки не означает, что происходит унич­­тоже­ние соответствующего текста в памяти машины.

В общем случае обрабатываемый текст может целиком не помещаться в выделенной для его просмотра области экрана либо во всем экране. При необходимости просмотра других участков текста, находящихся за пределами экрана или области, производится перемещение текста вверх, вниз, вправо или влево, таким образом, чтобы нужный участок попал на экран или в нужную область экрана. Прокрутка может осуществляться автоматически или по указаниям пользователя.

 

i

Прокруткой называется такое перемещение текста, при котором место видимого на экране участка занимают другие, ранее не видимые участки текста.

 

Ниже рассматриваются наиболее часто используемые управляющие клавиши клавиату­ры, а также их основное назначение. Для удобства обсуждения перенумеруем горизонтальные ряды клавиатуры, начи­ная с самого верхнего ряда. Это ряд мы будем считать первым.

 

* Esc (еscape — уходить, избавляться) — отказ. Крайняя левая клавиша пер­вого ряда. Чаще всего используется для отмены каких–либо запрошенных ранее действий.

* Tab (tabulation — составление таблиц) — табуляция. Первая слева клави­ша третьего ряда. Используется при вводе данных в различного рода таб­ли­цы, когда строка разбивается на участки, отводимые под графы таблицы. На­жатие на клавишу Tab приводит к перемещению курсора в первую по­зи­цию следующей графы. Использование этой клавиши позволяет вырав­ни­вать все графы таблицы по левому краю.

* CapsLock (capital — прописная буква; lock — замок) — фиксация регистра. Пер­вая слева клавиша четвертого ряда. Служит для переключения клавиату­ры между верхним и нижним регистрами, т.е. между режимами ввода про­писных и строчных букв. Для индикации текущего режима клавиатуры в верхнем ряду справа имеются три лампочки Num Lock, Caps Lock, Scroll lock, сигнализирующие об установленном режиме работы клавиатуры. Го­ря­щая средняя лампочка с надписью Caps Lock указывает на то, что кла­виа­тура настроена на работу в верхнем регистре, т.е. в режиме ввода пропис­ных букв. Если лампочка не горит, то установлен нижний регистр, ре­жим вво­да строчных букв. Если клавиатура находится в режиме строчных букв (лам­поч­­­ка не горит), то нажатие на клавишу CapsLock приводит к переклю­че­нию в режим прописных букв (лампочка загорается), и в дальнейшем все бук­вы вводятся прописными. Если же клавиатура находится в режиме про­пис­ных букв (лампочка горит), то нажатие на эту клавишу переключает кла­виатуру в режим строчных букв (лампочка гаснет), и в дальнейшем все бук­вы вводятся строчными.

* Shift (shift — изменение) — перек­лю­че­ние регистра. Для удобства ввода ин­формации клавиатура содержит две клавиши Shift. Обе они находятся в пя­том ряду. Одна — крайняя слева, а вторая — крайняя справа в алфавитно–циф­ровой группе. В подавляющем большин­с­­тве случаев они идентичны по назначению и использованию. В отдельных случаях, в зависимости от вы­полняющейся программы, роль правой и левой клавиш Shift может быть разной. Основное назначение правой и левой клавиш Shift состоит в кратковре­менном переключении между верхним и нижним регистрами. Для пе­ре­хода на другой регистр любую из клавиш Shift необходи­мо нажать и, удер­живая в нижнем положении, нажимать буквенные клавиши. После ос­во­бождения клавиши Shift автоматически восстанавливается исходный ре­гистр. Кроме переключения между регистрами клавиша Shift часто исполь­зуется в так называемых сочетаниях клавиш или клавиатурных комбинациях для изменения ос­новного значения другой клавиши клавиатуры.

i

Сочетанием клавишиликлавиатурной комбина­цией называется одновременное нажатие двух или более клавиш клави­атуры.

 

Сочетания клавиш очень похожи на аккорды при игре на музыкальных инструментах. Обозначается сочетание клавиш зна­ками «+» или «–» между нажимаемыми одновременно клавишами, напри­мер, Shift+F4 или Shift–F4 (в пособии используется преимущественно знак «+»). Техническое исполнение одновременного нажатия нескольких клавиш осуществляется следующим образом. Вна­чале нажимается и удерживается в нажатом состоянии клавиша, указан­ная первой. В нашем случае — это клавиша Shift. Затем нажимается вто­рая (в примере — F4), после чего одновременно отпускаются обе нажатые кла­виши. Наиболее распространенные ошибки при выполнении этого приема работы с клавиатурой — длительное удерживание клавиш в нажатом состоянии или не одновременное их освобождение. Применение и смысл сочетания клавиш определяются вы­полняющей­ся программой.

* Ctrl (control — руководство) — управление. Клавиатура содержит также две клавиши Ctrl. Одна — крайняя ле­вая, а другая — крайняя правая самого ниж­него шестого ряда алфавитно–цифровой группы. Обе клавиши Ctrl ис­поль­зуются в сочетаниях клавиш для изменения основно­го значения других клавиш кла­виатуры.

* Alt (аlternate — запасной, дополнительный) — дополне­ние. Клавиатура со­держит и две клавиши Alt. Они находятся также в шестом ряду между кла­вишами Ctrl. Используется в сочетаниях клавиш для из­ме­нения основного значения других клавиш клавиатуры. Одна и та же кла­ви­ша клавиатуры в комбинации с клавишей Ctrl имеет один смысл, а в ком­бинации с клавишей Alt — другой.

* Клавиши с названием «Windows» служат для вызова так называемого основного меню. Расположены как справа, так и слева между клавишами Ctrl и Alt. На них изображен фирменный знак опе­ра­цион­ной системы Windows. Имеются не на всех клавиатурах.

* Клавиша «Контекст» служит для вызова так называемого динамического меню. На ней изображен знак меню . Расположена справа между клавишей вызова основного меню и клавишей Ctrl. Имеется не на всех клавиатурах.

* Spacebar (space — пространство, интервал; bar — полоса) — пробел. Централь­ная в шестом ряду, самая длинная клавиша клавиатуры. По её бокам раз­мещены клавиши Alt и Ctrl. Используется для включения в текст проме­жутка между словами — пробела.

* Enter (enter — начинать, приступать) — пуск. Четвертый ряд, правый край алфавитно–цифровой группы. На этой клавише, кроме слова Enter, изоб­ражена еще и изогнутая стрелка. Как правило, нажатие на эту клавишу яв­ляется признаком завершения ввода различного рода команд компьютеру и инициирует начало выполнения запрошенных в команде действий. До тех пор пока клавиша Enter не нажата, машина ожидает продолжения ввода информации. В цифровой группе клавиш имеется дублирующая клавиша Enter.

* Backspace (back — назад; space — интервал) — возврат на шаг. Второй свер­ху ряд, правый край алфавитно-цифровой группы, над клавишей Enter. Служит для уничтоже­ния, стирания сим­­вола, находящегося слева от текстового курсора. При этом проис­ходит смещение курсора на одну позицию назад, на место стертого сим­вола. Символы стираются до тех пор, пока клавиша Backspace удержива­ется в нажатом положении. Таким образом можно добиться стирания по­следовательности символов текста, размещенных левее курсора.

* Insert (insert — вставка) — вставка/замена. Левый вертикальный ряд груп­пы клавиш управления, расположенных между алфавитно-циф­ро­вой и цифровой кла­виатурой. Используется для переключения между ре­жи­мами вставки и замены. В процессе редактирования текста (внесения в текст изменений) курсор подводится к месту внесения изменений. В ре­жи­ме вставки вновь вводимые символы будут «раз­двигать» старый текст, сдви­гая его символы вправо. А в режиме замены происходит стирание име­­ю­щихся символов текста и замена их вновь вводимыми. В циф­ровой груп­пе клавиш находится дублирующая клавиша, совмещенная с цифрой «0».

* Dele­te (delete — вычеркивать, стирать) — удаление. Находится под клави­шей In­sert. Используется для стирания символа, на который указывает кур­сор. В некоторых программных системах удаляется символ, расположен­ный справа от курсора. Удер­живая клавишу Delete в нажатом состоянии, можно стереть последовательность символов. В цифровой группе кла­виш находится дублирующая кла­виша, совмещенная с точкой «.».

* Home (home — дом) — в начало строки. Находится правее клавиши In­sert. Основное назначение — быстрое перемещение курсора из любого по­ло­же­ния внутри строки в ее начало. В цифровой группе клавиш находится дуб­лирующая клавиша, совмещенная с цифрой «7».

* End(end — конец) — в конец строки. Находится правее клавиши Delete. Ос­новное назначение — быстрое перемещение курсора из любого положения внутри строки в ее конец. В цифровой группе клавиш находится дубли­рующая клавиша, совмещенная с цифрой «1».

* Page Up (page — страница; up — выше) — в начало страницы. Находится правее клавиши Home.

 

i

Группа строк текста, занимающая весь экран целиком, называется экранной страницей.

 

Экранная страница может состоять из двадцати пяти, сорока трех, пятидесяти или некоторого дру­гого количества строк. Основное назначение клавиши Page Up — быстрое пе­ре­ме­ще­ние курсора вверх по тексту на ко­личество строчек, составляющих одну страницу экрана, или же в начало экранной страницы (в зависимости от выполняющейся программы). В цифровой группе клавиш находится дублиру­ю­щая клавиша с надписью Pg Up и цифрой «9».

* Page Down (page — страница; down — ниже) — в конец страницы. Находится правее клавиши End. Основное назначение клавиши Page Up — быстрое перемещение курсора вниз по тексту на количество строчек, составляющих одну страницу экрана, или же к конечной строке экранной страницы. В циф­ровой группе клавиш находится дублирую­щая клавиша с надписью Pg Dn и циф­­рой «3».

* Клавиши управления текстовым курсором — клавиши с изображением стрелок ,®,¯,­. Эта группа из четырех клавиш находится в нижней части кла­ви­атуры между ал­фавитно–цифровой и цифровой группами. Клавиши управ­ления курсором используются для перемещения курсора в направлении, соответствующем стрелке. Нажатие на клавишу приводит к смеще­нию на одну позицию влево, а на клавишу ® — на одну позицию вправо. Удержание этих клавиш в нажатом состоянии приводит к непрерывному перемещению курсора в выбранном направлении. У клавиши в цифро­вой группе есть дублирующая, совмещенная с цифрой «4», а у клавиши ® дублирующая совмещена с цифрой «6». Нажатие на клавишу ­ приводит к смещению курсора на одну строку вверх, а на клавишу ¯ — на одну стро­­ку вниз. Удержание этих клавиш в на­жатом состоянии также приводит к непрерывному перемещению курсора в выбранном направлении. У кла­виши ­ в цифровой группе есть дублирующая, совмещенная с цифрой «8», а у клавиши ¯ дублирующая совмещена с цифрой «2».








Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 1121;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.026 сек.