Подо льдом и на льду
Сейчас представляется, что основы богатств северных морей закладывают одноклеточные организмы. Лучше всех изучены и наиболее многочисленны уже упоминавшиеся одноклеточные диатомовые водоросли. Эти существа одеты в двустворчатый золотисто–коричневый чехол, содержащий кремний и напоминающий собой украшенную выпуклым узором коробочку. Они имеют размеры менее двух миллиметров. Диатомовые способны поселяться на нижней поверхности льда, расти и размножаться там даже при очень низком уровне освещенности. Особенно бурно они размножаются в конце зимы и весной, покрывая снизу лед плотной массой бурого цвета и почти полностью перехватывая свет. Диатомеями питаются многочисленные инфузории, которые становятся пищей для рачков. Мелких рачков едят рыбы и усатые киты. Рыбой питаются тюлени, которые становятся пищей для белых медведей.
В летний период, кроме диатомовых, бурно размножаются другие одноклеточные водоросли – пиридинеи. У них тоже есть панцирь, но он в основном состоит из органического вещества целлюлозы и сконструирован из множества щитков, часто имеющих довольно правильную геометрическую форму.
Там, где поблизости от побережий проходят морские течения и по глубоководным желобам поднимаются к поверхности холодные и богатые кислородом и питательными веществами воды глубин, море дает огромные «урожаи» одноклеточных. Если рядом на побережье есть удобные и достаточно укромные места для гнездования, там возникают огромные скопления птиц, которые получили название «птичьи базары».
Птичьи базары
Яйцо кайры
На острове Шпицберген и на западном побережье Новой Земли птичьи базары насчитывают миллионы гнездящихся пар. Очень крупные птичьи базары находятся также на Земле Франца–Иосифа, на Командорских и Курильских островах. Наиболее массовые обитатели этих скоплений в России кайры, люрики, чистики, конюги, тупики, топорки, чайки–моевки, иногда также глупыши, бакланы и некоторые другие. Разные виды птиц предъявляют различные требования к пригодным для гнездования участкам.
Для кайр необходимы открытые горизонтальные карнизы скал, расположенные не ниже, чем в пяти–шести метрах от уровня моря. Тогда, нырнув вниз со скалы, птица имеет достаточно времени, чтобы взмахнуть крыльями и перейти к управляемому полету. Для их гнездования мало пригодны скалы, отделенные от моря широкими пляжами, так как птенцы, покидая базар, еще не умеют летать и должны иметь возможность спланировать с гнездового карниза прямо на воду, иначе им придется далеко ковылять до воды, и есть сильный рибк погибнуть по дороге.
Часто гнездо расположено на очень узком уступе и птицы откладывают яйцо просто , на голую скалу. Обычное яйцо легко катится по ровной поверхности, поэтому яйца кайр и других обитателей карнизов имеют грушевидную форму. Попробуйте покатать по столу длинную грушу или обычную лампочку, она катится по кругу и имеет гораздо меньше шансов сорваться с края вниз.
Чистики и люрики безразлично относятся к высоте, но гнездятся в укрытиях, расщелинах скал, на каменных россыпях. Тупики и топорки поселяются в норах, вырытых ими в рыхлом грунте. Чайки–моевки прилепляют свои гнезда к вертикальным поверхностям скал. Раздел «сфер влияния» происходит между птицами и в море, во время кормежки. Чистики добывают преимущественно донных животных в прибрежных водах. Кайры ловят рыбу и ракообразных дальше от берега, на глубине. Моевки могут вылетать на кормежку еще дальше, но ловят добычу лишь в поверхностных слоях воды. Люрики и некоторые другие обитатели базаров кормятся лишь мелкими морскими беспозвоночными.
Образ жизни постепенно накладывает отпечаток на строение тела и облик любой группы животных. Даже при беглом взгляде бросается в глаза, что лучшие специалисты среди птиц по плаванию под водой внешне похожи друг на друга. У птиц, как и у всех наземных позвоночных животных, в передней (у людей верхней) части тела расположены легкие, то есть мешки, заполненные воздухом. Когда птица ныряет, передняя часть ее тела испытывает выталкивание, поэтому ей трудно уйти в глубину. В связи с этим у лучших пловцов среди птиц развился далеко отодвинутый назад центр тяжести. Это, в свою очередь, осложняет полет и передвижение по суше. У лучших ныряльщиков на суше вертикальная постановка тела: они либо вообще не могут ходить, как гагары, либо шагают, раскачиваясь всем телом. Походка «вперевалочку» заметна даже у гусей и уток, не все из которых хорошо ныряют. Если позволяет отсутствие наземных хищников, водные птицы вообще отказываются от полета, как это сделали обитающие в Южном полушарии пингвины. Тогда можно приобрести более массивное тело, позволяющее глубже нырять и дольше оставаться под водой.
У кайр, гагарок, тупиков и гагар контрастный черно–белый наряд, похожий на оперение пингвинов. Такая окраска «разбивает» тело на части, становится труднее уловить взглядом его контуры. При взгляде сверху, на фоне сумрачной глубины «теряются» те, у кого спина имеет темную окраску, а из–под воды, на фоне ее блестящей'нижней поверхности, труднее заметить светлое брюхо. Это наблюдение относится не только к птицам: подобная окраска часто встречается у рыб, тюленей, китообразных.
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 660;