Типологическая структура пластических искусств: виды, роды, жанры.
Под видом искусства мы понимаем исторически сложившиеся способы художественного освоения мира, основанные на единстве изобразительно-выразительных средств. Так, когда мы говорим об изобразительном искусстве как виде, при всем различии живописи и графики, мы понимаем, что эти искусства едины, так как их способ освоения мира связан с заполнением плоскости. Как бы не был велик соблазн противопоставить точность графического изображения, подробности живописного портрета абстрактному пятну, в формальном отношении, в том и другом случае мы имеем дело с изобразительным искусством, с заполненной поверхностью.
Но искусство, кроме видов, представлено и другими общностями – родами и жанрами.
При определении жанра мы, в первую очередь, делаем акцент на избирательность в рамках вида искусства. Понятия «жанр» - речь идет о художественной форме. Жанр – указывает и на содержательный план искусства (объем материала, предметная избирательность, особая оценочность), и на структурно-формальный (языковые ограничения, идущие от особенностей вида искусства).
Деление пространственных искусств по семиотическому принципу[4]
Архитектура, прикладные искусства, дизайн не являются изобразительными искусствами. В отличие от скульптуры, живописи, графики, художественной фотографии, т. к. они ничего не изображают. Каган предпочитает называть эти искусства – архитектонические искусства. «Архитектоничность» присуща не только архитектуре, но и тем искусствам, где пространственная структура образа несет ту или иную степень его архитектонической организованности. «В произведении живописи и скульптуры – пишет Каган – архитектоническая логика всегда подчинена логике изобразительной». В архитектуре и родственных ей искусствах архитектонический способ формообразования может выступать в «чистом» виде, без помощи изобразительных приемов, но может использовать элементы изобразительности (античная архитектура, ампирная мебель и прочее). Но в этом случае изобразительность подчиняется архитектурной форме. Каган пишет: «Здесь имеет место своего рода, потупленное движение навстречу изобразительным искусствам». В сфере изобразительных искусств происходит похожее движение. Например, развитие живописи в конце XIX – начале XX веков: импрессионизм, постимпрессионизм, поп-арт и т. д. Нарастание декоративности в изобразительной знаковой системе приводит к совмещению изобразительных и неизобразительных знаков, т. е. к синтезу изобразительных и архитектоничных искусств.
Пространственное
Изобразительное искусство
Изобразительное искусство декоративной ориентации
Изобразительно-архитектонический синтез
Архитектонически-изобразительный синтез
Архитектоническое творчество изобразительной ориентации
Чисто архитектоническое творчеств
Дата добавления: 2016-01-26; просмотров: 1069;