Философские подходы к построению теории коммуникации. 21 страница


Глава 8. Невербальная коммуникация

а 2 Па].я= пэстралингвистические особенности невербальной коммуникации 303


 


 


я

Весьма важным аспектом является изучение невербально^! формации в художественном творчестве, где она служит не тс условием эстетического воспитания, но и эффективным среде развития личности.

8.2 ПАРА- И ЭКСТРАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ! НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

К паралингвистическим компонентам невербальной коммуникации,, делающим качество голоса, его диапазон, тональность, относят: кость, темп, ритм и высоту звука.

Экстралингвистические компоненты представляют собой атипщ кие индивидуальные особенности произношения - речевые паузы, кагиливатм, вздохи, плач, заикание и т.п.

Громкость голоса, особенно динамика изменений этог&| раметра во времени, — важное акустическое средство кодирова невербальной информации. Так, для печали характерна низ громкость голоса, а для гнева — увеличенная. Большая громкс голоса сочетается с выраженной побудительной силой высказк|| ния и часто служит намерению повлиять на собеседника. 1овор» громче бывает легче, если одновременно повышать частоту (г есть разговор «на повышенных тонах»). Если повышение тона 1 вышает допустимый уровень для конкретного партнера, то это; принимается как покушение на личное достоинство. Малая кость голоса в процессе общения чаще всего ассоциируется у < телей со сдержанностью, скромностью, нехваткой жизненной лы. Наиболее эффективной в практике деловой коммуник признается тактика постоянного изменения громкости Часто слово, произнесенное тихим голосом на фоне громкой привлекает к себе большее внимание, чем слово, усиленна криком.

Темп речи. Средние статистические характеристики те* речи человека существенно изменяются с возрастом вследствие лабления активности артикуляционного процесса. Можно говори о темпе речи как об индивидуальной личностной особенности, занной прежде всего с характеристиками темперамента человек Быстрый темп речи может свидетельствовать об импульсивное уверенности в себе, а спокойная медленная манера указывает на' 1 возмутимость, рассудительность, основательность. Кроме того, < ствуют значительные различия по показателям речи между преде вителями разных культур: «нормальная скорость» речи у французов) итальянцев обычно выше, чем у немцев и англичан.


изменения присущего человеку индивидуального темпа |^гщ31 позволяют судить об изменении его состояния. Так, люди н 1 сшзают говорить быстрее, когда они взволнованы, когда Г0воря~и о своих трудностях, хотят в чем-то убедить собеседника ЙЛи угс I кгть его. Медленная речь может свидетельствовать об ус-талостЕ угнетенном состоянии или плохом самочувствии. Одна и та же с^эка («Прости, я сам все расскажу»), произнесенная по просьбе з следователей профессиональным актером с разными эмоцисмимеными оттенками, имела средний темп произнесения (слогов 1 ккунду) при выражении радости — 5,00; печали — 1,74; гнева — ™_Э5; страха — 4,45. Аналогичные результаты получены при анализ е :< юциональной выразительности вокальной речи.

Р и ^я или течение, речи. Сбивчивая, прерывистая речь, как праижш», указывает на волнение, нервно-психическое напряже­ние. К-сг» человек говорит на трудные для себя темы, он сбивает­ся, час мс веправильно строит фразы. Чем более прерывиста речь, чем бо-Г5ссев ней запинок, назализации (э... э... э...), слов-паразитов («знач!-м= «так сказать» и т.п.), тем более некомпетентным он ка­жется спасающим. Нужно иметь в виду, что сбивчивая речь часто приниэиаЕзся за попытку обмануть партнера.

Ритя П1ное говорение (ровное перетекание слов) ассоциируется в предвгаыенни слушателей с уравновешенностью, хорошим на­строении собеседника, богатством чувств.

В ы и аз а г о л о с а и ее изменение во времени — носитель ин-формапи ео возрастных, половых, индивидуально-личностных осо­бенное : 1 1_человека. У женщин и детей голосовые связки короче и тоньше чги у мужчин, поэтому высота голоса у них выше примерно на окташ§ Этой же закономерностью определяются индивидуаль­ные р^исжчия в высоте голоса разных людей: высокие и полные люди ииект, как правило, более крупную гортань и более низкие голоса-_«ч-п9 низкорослые и худые.

Эмсжшнпзальное содержание сообщения может несколько изме­нять з»:п_№ысотные характеристики. Так, гнев сопровождается уве­личением звонкости, «металличности», а страх делает голос «глу­хим», — сланным», «сдавленным».

П а -ч I ы во время разговора делают для того, чтобы: предоста­вить п^гзеру возможность высказаться; выиграть время на раз-мьпшге=ини; придать силу словам, следующим за паузой; переждать отвлеч ( еж партнера; отреагировать на невербальные сигналы, свидет^_1 кгвующие о желании партнера что-то сказать.

Если ^повек не обращает внимания на то, что его прерывают, значит- -1 больше ориентируется на себя , а если он с трудом выно-


Глава 8. Невербальная коммуникация


;.2. Пара- и зкстралингвистические особенности невербальной коммуникации 305

 


 


сит паузы в разговоре, он больше ориентируется на межли* ное взаимодействие.

Умение держать паузу — порой незаменимое средство ве.в разговора. Несколько секунд молчания могут быть красноре>-слов, они помогают собраться с мыслями, дают возможность деть собой, привлечь или переключить внимание.

Умение слушать паузу, интерпретировать причины молчанл зволяет получить важную дополнительную информацию в п[ се общения.

Смех рассматривается как универсальное средство для напряжения в общении. Открытый, естественный смех (смех роко раскрытым ртом) демонстрирует радость, удовольствие, сцд рение. Полные люди, люди веселые по натуре смеются всем

Смех, снимающий напряжение, разряжающий обстановку, всего отражает естественную реакцию на что-то веселое, кс ное, он не направлен на демонстрацию своего отношения к па_> ру. Демонстративная реакция может сопровождаться язвител! издевательским, злорадным, ироничным, циничным, смуще! смехом. Наконец, бывает смех искусственный, вымученный ке ражение определенной игры, направленной на достижение- хе ных целей.

Вздохи, стоны, покашливания также предста* собой «говорящие» звуки. Их роль в общении сводится, пр всего, к выражению определенных состояний (безысходности терпеливости, недовольства и т.п.) и «заражению» окружаь путем вызывания у них аналогичных чувств.

Интонация - все явления, звуковые средства языка, которые сея голосом и не требуют концентрации внимания на содержании сказа-Интонация — особый способ выражения чувств, эмоций, от ния говорящего к собственным словам и тем людям, с которьпча I общается (властная интонация, насмешливая, ироническая ^ ренная и т.п.). По образному выражению М.М.Бахтина, в ции соприкасается говорящий со слушающим.

Интонации пока мало изучены. Их многообразие и высокаясз пень индивидуализации мешают составить какую-либо «азбуку» наций. Очень важно при этом учитывать, что невербальная ие мация передается не одним каким-либо акустическим средствам.? одновременно несколькими. Например, информация об измег эмоционального состояния говорящего находит отражение в нении тембра (спектра голоса) и в характерных для каждой э> изменениях высоты, силы, тембра, ритма речевой фразы.

В системе речевого общения можно выделить следующие невербальной информации, передаваемые особенностями звук


язношения: эмоциональную, эстетическую, индивидуально-личност-цук>, биофизическую, социально-групповую, психологическую, про­странственную, медицинскую, информацию о физических помехах.

Восприятие эмоциональной информации зависит от степени выраженности эмоции в голосе и ее вида. Исследования показали большую надежность восприятия таких эмоций, как гнев л страх, по сравнению с эмоциями радости.

Для характеристики эмоциональной импрессивности, т.е. спо­собности человека к восприятию эмоциональной информации, ис­пользуется понятие «эмоциональный слух». Если фактический ре­чевой слух обеспечивает способность человека воспринимать вер­бальное смысловое содержание речи, то эмоциональный слух — это способность к определению эмоционального состояния говоряще­го по звуку его голоса. Степень развитости эмоционального слуха коррелирует с эмпатией — постижением состояний другого челове­ка в форме сопереживания.

Словесные определения эстетической информации речи и голоса носят оценочный характер: нравится — не нравится, приятный — неприятный, нежный — грубый и т.п. Важнейшей осо­бенностью эстетической информации является образность и мета­форичность, использование не только акустических определений (звонкий — глухой, высокий — низкий), но и зрительных (яркий — тусклый, светлый — темный), кожно-тактильных (мягкий — жест­кий, теплый — холодный) и даже вкусовых (сладкий, сочный). Слу­шатели способны наделить голос даже нравственными категория­ми, напри-мер, назвав его «благородным». На основе исследований эстетической информации можно утверждать, что слушающие при­писывают обладателям «красивой» речи не только выраженные интеллектуальные качества и позитивные личностные свойства {доброжелательность, великодушие, чувство собственного досто­инства), но и деловые качества (компетентность, надежность, энер­гичность), а также хорошее состояние здоровья.

Эмоционально-эстетические характеристики речи особенно не­обходимы для представителей речевых профессий, поскольку многочисленная аудитория радио и телевидения не только дает критическую оценку выступающим, но и формирует под их воздей­ствием эстетические оценки собственной речи.

Индивидуально-личностная акустическая информация является специфической характеристикой каждого человека. Не­повторимость голоса человека определяется присущими только ему особенностями тембра, высоты, интонации, фонетики. Извест-11 °, что в средневековой Италии в паспорте наряду с другими отли­чительными чертами человека отмечались свойства его голоса.

2С-7Б21


Глава 8. Невербальная коммуникация


$.9. Пара- и экстра-лингвистические особенности невербальной коммуникации 307

 


 


Экспериментальные исследования свидетельствуют о высокое дежности распознавания знакомых людей на основе индив* ных особенностей голоса: до 98% при прослушивании фраз тельностью 3—5 с. Узнавание сохраняется и при инвертирова! во времени звучании, что говорит о большей помехоустойчива данного вида невербальной информации. Сейчас неповторш голоса человека используется как средство автоматического навания личности, например, в банках для обеспечения инди ального доступа к сейфу его владельца, в криминалистике лизе правонарушений.

Биофизическая информация характеризует полсц возрастные различия людей, а также определенные конституз_д<| ные особенности (рост, вес). В отличие от индивидуально-лич: ной информации она интерпретируется как принадлежность века к определенной типологической группе.

Надежность определения биофизических характеристик щего по его голосу достаточно высока: для пола — 98,4%, возра 82,4%, роста-96,7%, веса —87,2%. Точность узнавания существ зависит от возраста слушающих, которые лучше всего опреде возраст говорящих, близкий к их собственному. При этом слушатели склонны занижать возраст тех, кто старше их. Дети даз кают более выраженные ошибки в определении биофизические; рактеристик говорящих. Можно сказать, что восприятие инфчр| ции во многом зависит от социального опыта аудиторов.

Медицинская информация отражает состояние-ровья говорящего и характеризуется терминами «больной», «(. ненный» голос. Они указывают как на нарушение работы голош< го аппарата, так и на общее болезненное состояние орган ш Опытные клиницисты успешно используют такую информашк диагностических целях.

Информация о помехах, сопровождающих процесс речи, может быть важной для слушающего. Индифферентные, не сиз ные с говорящим помехи, могут быть результатом, напр! электроакустических шумов в телефонной линии, а шумы в пое нии, откуда ведется разговор, могут нести определенную инф- рг| цию о говорящем (местонахождение, наличие других людей Этот вид информации имеет особое значение в криминалистиьс.

Пространственная информация — это информа ;и< пространственном расположении говорящего по отношению ч шающему (справа — слева, впереди — сзади, удаление — приб_иэ| ние и т.п.). Интересным психологическим феноменом является' называемый эффект вечеринки. Он наблюдается в тех слунга когда рядом со слушающим находится много говорящих; при_Е


слушающий способен избирательно направлять свое внимание на интересующего его собеседника, одновременно подавляя (игнори­руя) речь других людей. Интересно, что этот эффект направленно­го внимания проявляется не только при бинауральном пространст­венном восприятии, но и при восприятии монофонических магни­тофонных записей, разговоре по телефону, когда среди одновре­менно звучащих голосов слушающий может выделить один.

Социально-психологическая информация отража­ет национальные и иерархически-статусные невербальные акусти­ческие особенности говорящего. Национальность проявляется в ак­центе, интонации речи. Не менее важную информацию несет диалект (местный выговор). Интонация и фонетическая база чужого языка наиболее трудно усваиваются иноязычными, даже при овладе­нии достаточным словарным запасом, грамматикой и синтаксисом. Поэтому акцент, часто сохраняющийся долгие годы, является надеж­ным признаком распознавания национальности говорящего.

Психологическая информация охватывает широкий круг личностных характеристик. Попытки диагностировать по го­лосу такие психологические особенности говорящего, как воля, темперамент, общительность, интеллект, неискренность и др., предпринимались неоднократно. Хотя полученные данные зачас­тую разноречивы вследствие сложности процесса восприятия и по­нимания человека человеком, удалось'выявить ряд свойств, наибо­лее «прозрачных» для оценок по голосу. К их числу относятся эмо­циональные и коммуникативные личностные особенности. Осо­бый интерес представляет создание психологического образа говорящего человека на основе впечатлений от его речи. Этот «образ», возникающий у слушающего, носит вероятностный харак­тер. Тем не менее он играет существенную роль в процессе межлич­ностного взаимодействия, являясь визитной карточкой партнера.

Психологический «детектор лжи» воспринимающего субъекта ос­нован на том, что невербальные компоненты оказывают сильнейшее влияние на смысл произносимых слов, в частности на убедитель­ность и неубедительность речи, искренность и неискренность выска­зывания. Искренность характеризуется гармоническим единством вербальных смыслов и невербальных форм речевого поведения (ин­тонация, жест, мимика и др.). В случае неискренности, а тем более лжи, проявляется в той или иной мере дисгармония невербальных сигналов по отношению к вербальным, а также противоречия эле­ментов невербального поведения. Слушающий способен уловить эти Дисгармонии как фальшивые ноты в музыке. Чувствительность пси­хологического «детектора лжи» различна у разных людей и зависит °т их индивидных, личностных особенностей, коммуникативного

го-


8.3. Мимика и взгляд


Глава 8. Невербальная коммуникация


 


 

 

опыта. Однако дети, чей коммуникативный опыт невелик, устсй* формируют свое отношение к взрослым, основываясь на подала тельной оценке соответствующих сигналов.

Таким образом, смысл высказывания в значительной степени: висит от того, какая интонация, ритм, тембр были испольжшги для его передачи. Речевые оттенки влияют на смысл высказы 1аш сигнализируют об эмоциях, состоянии человека, его отношет коммуникативному процессу.

8.3. МИМИКА И ВЗГЛЯД

В процессе общения большинство людей концентрирует свсе в! мание на лице партнера. Лицо на протяжении всей жизни чело! ка, особенно на ранних этапах развития, осуществляет функсии э циального контакта.

Мимика - координированные движения мышц лица, отражакщг стояние, чувства, эмоции. К мимике относят все изменения, кагор! можно наблюдать на лице человека, включая и психосоматитесвд процессы, например покраснение или побледнение. Каждая является результатом сокращения многих лицевых мышц. Даш экспериментальных исследований свидетельствуют о том, что мику лица можно проанализировать, опираясь на следующие ос»

вания:

•ф- непроизвольные движения, обусловленные эмоция (сведение бровей, прищуренность глаз, вертикальные села" на лбу и т.д.);

•ф- произвольные движения, служащие сознательно! пе даче определенных сигналов (подмигивание, гримасы, наем* ливое выражение и т.д.);

•ф- физиологические параметры (тонус, сила, кс*иб( ция мышечных сокращений, динамика, амплитуда, симмегрг асимметрия);

•ф- социальные особенности (межкультурные типь.; вь жений лица; выражения лица, принятые в определенной ку.г ре, социальной группе; индивидуальный стиль выражении). Изучение таких мимических состояний, как радость, с\ гнев, отвращение, удивление, страдание, позволило выявит! мш ческий признак — единицу анализа лицевого выражения, вк_1юч' щий ряд физиологических характеристик (направление движег лицевых мышц, отношения между движениями мышц, напрзже» мышц лица) и описываемый, например, так: «поднятые вв« брови, сомкнутые губы».


Сложные мимические признаки являются постоянными, необ­ходимыми для выражения определенного эмоционального состоя­ния, но в то же время они могут входить в структуру мимики различ­ных состояний. В связи с этим основным индикатором психичес-Еих состояний выступает комплекс признаков мимики.

Схема описаний мимики (табл. 8.1) позволяет обнаружить уни­версальные признаки для определенного типа состояний, специфи­ческие признаки для каждого состояния, а также неспецифические признаки, приобретающие значение только в контексте с другими признаками. Каждый симптомокомплекс мимики включает призна­ки, которые одновременно являются универсальными, специфи­ческими для выражения одних состояний и неспецифическими для выражения других. Например, признак «глазная щель сужается» может быть индикатором как отрицательных состояний (гнев, пре­зрение и т.д.), так и положительных состояний (радость). Однако в выражении состояний гнева, презрения он является специфичес­ким, а в выражении радости — неспецифическим.

Та 5 л и ц а 8.1. Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний

 

Части и элементы лица   Мимические признаки эмоциональных состояний  
Гнев   През­рение   Страдание   Страх   Удивление   Радость  
; Положение рта   Рот открыт   Рот закрыт   Рот открыт   Рот закрыт  
Губы   Уголки губ опущены   Уголки губ приподняты  
Форма глаз   Глаза раскрыты или при­пущены   Глаза сужены   Глаза широко раскрыты   Глаза при­щурены или раскрыты  
Яркость глаз   Глаза блестят   Глаза тусклые   Блеск глаз не выражен   Глаза блестят  
Положение бровей   Брови сдвинуты к переносице   Брови подняты вверх  
Уголки бро­вей   Внешние уголки бро­вей подняты вверх   Внутренние уголки бровей подняты вверх  
Лоб   Вертикальные складки на лбу и переносице   йризонтальные складки на лбу  
Подвиж­ность лица ^го частей   Лицо динамичное   Лицо застывшее       Лицо динамич­ное  

к: Лабукская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное позна-е. Ростов н/Д, 1999. С. 133.


8.8. Мимика и взгляд


Глава 8. Невербальная коммуникация


 


 


Приведенные симптомокомплексы мимики соответствуют тенсивным проявлениям состояния и представляют достаточЦ очевидную информацию для субъективного распознавания сост ний. Значительно более сложны для распознавания те выраже которые соответствуют переходным состояниям и неинтенсш аффектам. Для решения этой задачи перспективен принцип ния лица на следующие зоны: верхняя зона — область включая брови; средняя зона— область глаз, носа, щек, в« ней губы; нижняя зона— область рта (или нижней губы) и щ| бородка.

Немецкий психолог К. Леонхард, анализируя «топографию м| мического поля», выделил наиболее характерные движения лш предложил классификацию состояний по основанию мин:

-ф> м и н ы области лба— напряжение, страх, внимание;

-фомины области подбородка и носа— стремление, I вращение, порицание;

-ф- м и н ы области рта— удивление, отвращение, упрям* волевое напряжение, сомнение, обдумывание, терпение, стр радость;

<^мины области глаз — легкое внимание, удовлетвори симпатия, антипатия, размышление, оценивание, вопрошай*

<ф- м и н ы области щек— страдание, скорбь;

-ф- неспецифические мины — мины смеха, мины слез, с|

щение; фмины интегральные— пренебрежение, восхищение,

зрение, сострадание, одобрение, нерешительность, счастье.

Выделяют три типа сигналов лица:

-ф- стабильные — цвет кожи, форма, конструкция лица;

-ф- относительно стабильные — внешний вид кожи, рас ложение морщин, тонус мышц лица (признаки, изменяющиеся

)

'<т ;

<^ нестабильные — кратковременные изменения движе* мышц лица — подмигивание, наморщивание носа и т.д. Американские психологи П. Экман и У. Фризен создали фс эталоны естественных мимических выражений основных эмоци^ предложили метод кодирования выражений — ЕА5Т, позволяют! провести анализ экспрессии с точки зрения наличия в ней ческих признаков основных эмоций. Приведем описание осо ностей выражения шести основных эмоций.

Удивление: 1) брови округлены и высоко подняты; 2) кс под бровями натянута; 3) горизонтальные морщины на лбу; 4) раскрыты; 5) рот открыт, челюсть опущена, зубы разъединены.


Страх: 1) брови приподняты и сдвинуты; 2) в центре лба появ­ляются морщины; 3) верхние веки подняты так, что видна склера, а няжнее веко напряжено и приподнято; 4) рот раскрыт, губы слег­ка напряжены и оттянуты в стороны или сильно напряжены и рас­тянуты.

Отвращение: 1) верхняя губа поднята, а нижняя приподнята По направлению к верхней губе или опущена и слегка выпячена; 2) нос наморщен; 3) щеки подняты; 4) нижние веки приподняты, но без напряжения, под ними образуются морщины; 5) брови опуще­ны, как и верхние веки.

Радость: 1) уголки губ оттянуты в стороны и приподняты; 2) рот может быть приоткрыт или закрыт, а зубы обнажены или прикрыты губами; 3) от носа к внешнему краю губы тянутся морщи­ны {носогубные складки); 4) щеки подняты; 5) верхние веки спокой­ны, под нижними образуются морщины, нижние веки приподняты, но не напряжены; 6) у наружного края уголков глаз появляются мор­щинки — «гусиные лапки».

Горе: 1) внутренние уголки бровей подняты вверх; 2) кожа между бровями треугольной формы; 3) внутренние уголки верхних век приподняты; 4) рот закрыт, уголки губ опущены, но не напря­жены.

Гнев: 1) брови опущены и сведены; 2) между бровями верти­кальные складки; 3) верхние веки напряжены и приподняты, ниж­ние веки также напряжены; 4) глаза неподвижные, могут казаться . выпученными; 5) губы находятся в одном из двух положений: креп­ко сжаты, уголки губ прямые (опущенные) или губы раскрыты и на­пряжены, как при крике; 6) ноздри могут быть расширены.

Фундаментальные эмоции считаются межкультурными феноме­нами, но все же социокультурные факторы играют значительную роль в определении экспрессии. Каждая культура обладает своими «правилами проявления» эмоций, которые могут требовать подав­ления или маскировки одних эмоциональных выражений и частого проявления других. Так, представители западной цивилизации Могут улыбаться, переживая неприятности, а японцы обязаны улы­баться, даже переживая горе. Культурные различия определяют си­туации, в которых надо смеяться и в которых надо плакать. Анало­гично правилам проявления эмоций в разных культурах различают­ся и социальные установки по отношению к эмоциональным пере­живаниям.

Многочисленные эксперименты показали, что верхняя часть •"ица контролируется человеком больше, чем нижняя. По нижней Части лица лучше всего распознается гнев, радость, страдание, но с тРУДом определяется удивление. По средней части лица успешно




8.3. Мимика и взгляд

Глава 8. Невербальная коммуникация

 


 


идентифицируются удивление, страдание, радость, страх. Наи€ шие трудности у наблюдателя возникают при распознавании ций по верхней части лица. Специалист знает, что, если н} больше узнать о человеке, его состоянии, мотивах и даже мыс следует смотреть на рот, крылья носа, подбородок.

Гу б ы человека особенно экспрессивны. Плотно сжатые выражают решимость, упорство, подчеркнутую сдержанность; I гнутые — сомнение или сарказм; полусомкнутые губы («отвиш челюсть») указывают не только на удивление, но и на неспссе ность в данный момент принять решение, а также на расслабле пассивность.

Уголки рта— показатель жизненного тонуса личности, том подавленного, депрессивного состояния — уголки рта — при смехе — чуть вверх, при радостном бодром состоянии уголкм рй| выравниваются.

У л ы б к а характеризуется множеством нюансов и выра различные эмоциональные состояния человека и его отношение ситуации. В соответствии с этим различают улыбку-усмешку, щенную, сладкую, язвительную, кривую улыбку. Расслаблен улыбка обычно выражает дружелюбие, однако чрезмерная улыбч вость может быть результатом потребности в одобрении или кивания. Улыбка, сопровождаемая приподнятыми бровями, сшд тельствует, как правило, о готовности подчиняться, а улыбка сой щенными бровями выражает превосходство. «Заготовленная» жа! нутая улыбка может выдавать смущение, смесь беспокойст еа | извинения.

Интерпретируя мимические конфигурации как выражение э> ций, следует учитывать, что лицо человека асимметрично, в ре»уЛ тате чего левая и правая стороны лица могут отражать эмоции я одинаково. Объясняют это тем, что левая и правая стороны находятся под контролем разных полушарий мозга. Левое по/ рие контррлирует речь, правое управляет образным мышление воображением, сенсорной деятельностью. Связи управления е< крещиваются так, что работа левого полушария отражается на_п{ вой стороне лица и придает ей выражение, поддающееся больие| контролю. Работа правого полушария головного мозга отражг на левой стороне лица, а именно на этой стороне лица скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются более менее равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмсг более отчетливо выражены на левой стороне. Поскольку оба жоЛ шария мозга функционируют совместно, описанные различия ются лишь нюансов выражения.


Говоря о точности восприятия экспрессии лица, необходимо от­метить, что отдельные мимические зоны лба, глаз, рта, левой и пра­вой половины лица действуют как звенья одной цепи, вследствие чего имеет смысл рассматривать не только их частные характерис­тики, но и целостную мимическую активность.

Целостность и динамичность мимики являются главными эле­ментами экспрессивного поведения личности, поэтому изменение какого-либо компонента мимической структуры приводит к измене­нию всего ее психологического смысла.

На основе взаимосвязи между отдельными зонами лица судят о гармоничности — дисгармоничности мимики. Гармоничность выра­жает прежде всего целостность экспрессивных знаков, которые со­ответствуют естественным переживаниям, истинным отношениям к человеку, а также внутренней гармонии личности. Наигранное, преднамеренное выражение лица отличается дисгармоничностью; ярким ее примером является так называемая улыбка стюардессы, характеризуемая рассогласованием мимических движений верхней и нижней частей лица.








Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 554;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.029 сек.