Тема 6 Типы проектно-графических изображений. Макетирование

  1. Типология проектной графики
  2. Макетирование

 

В качестве основных типов проектно-графического изображения могут быть выделены наброски, поисковые рисунки, эскизы и демонстрационные рисунки.

Набросок представляет собой обобщенное изображение, выполняемое за короткий промежуток времени и минимальным количеством графических средств. Для него характерны условность и лаконичность, передача только основного. Наброски носят в основном информационный характер и необходимы при переходе к более тщательному композиционному рисунку, предназначенному для демонстрации.

Наброски условно подразделяются на три группы:

1) контурные наброски, основное изобразительное средство контурного наброска - линия;

2) контурно-тональные, где наряду с контуром используется тон в виде штриха или заливки. Тон помогает полнее отобразить объем, пространство, цвет и фактуру;

3) живописно-тональные, здесь наибольшее значение приобретает объем, светотень и цвет. Контур как граница формы практически исчезает и играет второстепенную роль. Изображение отрывается от плоскости листа, развивается в глубину. Формы становятся более реальными и ощутимыми. Это, однако, не означает, что необходима тщательная проработка. Легкость, лаконизм и быстрота изображения должны сохраняться. Такой набросок выполняется по принципу живописных работ.

Поисковый рисунок - это часто монохромное обобщенное изображение проектируемого объекта, его деталей и отдельных частей, выполняемое за короткий промежуток времени и с привлечением минимума изобразительных средств.

Как правило, поисковые рисунки содержат в себе лишь основные части объекта, поскольку в зависимости от задач проекта не исключается их перекомпоновка. Обычно выполняется несколько вариантов отражающих различные принципы размещения основных элементов.

Эскизы тоже связаны с творческим анализом, но несколько в ином плане. Их назначение - представить определенную стадию поиска в более законченном виде. В эскизах, которые выполняются более продолжительное время, творческий процесс переплетается с самим процессом рисования. По мере выражения первоначального замысла возникают новые варианты решения, уточняется и совершенствуется форма объекта.

Примерные этапы работы над эскизом:

  1. детальная прорисовка эскиза карандашом;
  2. заливка теневых участков локальным легким тоном определяющего колорит цвета;
  3. дальнейшая проработка цветовых отношений, ввод определяющих контрастов, подчеркивающие главные элементы эскиза. Возможна разработка фактуры материалов;
  4. заключительный этап - проработка и усиление основных и необходимых деталей;

Первичное эскизирование связано с поисками цельности и формированием, в самых общих чертах, художественно-пластического образа. Когда приступают к проверке реальных соотношений, то работа ведется путем набрасывания вариантов уже в ортогональных проекциях. В отличие от стадии изучения и сбора материалов эскизный этап должен быть выражен графически так, чтобы по нему можно было судить о существе проекта. Эскиз зачастую предназначен для показа, по нему составляется мнение о проекте и принимаются некоторые решения, поэтому он должен быть наглядным и нести необходимую информацию.

Работа над эскизом характерна разнообразием графических приемов и материала. Эскизирование ведется теми же средствами, что и станковая графика, рисунок и живопись: карандашом, углем, пером, акварелью, гуашью, темперой и т.д.

Демонстрационный рисунок специально предназначен для представления в завершенной и наглядной графической форме художественно-конструкторского решения. Отличие его от эскиза заключается в более высокой точности построения, в законченности и реалистичности изображения. Если в эскизах для поиска решения ориентируются на черновую компоновку и собственный глазомер, то демонстрационный рисунок выполняется уже по уточненной компоновке с помощью методов перспективного построения.

Для выполнения демонстрационного рисунка могут привлекаться все виды изобразительных средств.

Макетирование

Макетирование- проектно-исследовательское моделирова­ние, направленное на получение наглядной информации о свой­ствах проектируемого изделия в форме объемного изображения. Макет,объемное изображение,дает сведения о пространственной структуре, размерах, пропорциях, пластике (топологии) поверхностей, цветофактурном решении и других особенностях изделия.

В процессе работы дизайнеру неминуемо приходится при­нимать важное и мотивированное решение относительно масш­таба выполняемых макетов. При этом принимаются во внимание:

· типология объектов разработки;

· этап проектирования, его рабочие задачи;

· материал, технология изготовления и реальная трудоем­кость макета;

· его конструктивная сложность, допустимая и необходи­мая степень детализации;

· имеющаяся производственная площадь для сборки, воп­росы транспортировки и длительного хранения;

· сложившиеся традиции, личный опыт и творческие предпочтения;

· существующие методические рекомендации и действующие нормали.

 

В архитектуре макетирование – это процесс создания, как правило, из бумаги (картона) уменьшенную версию строения или сооружения. Результат этого процесса – макет, визуальная, объемная композиция по чертежам будущего строения. Необходима такая работа для того, чтоб устранить какие-либо неточности, неудобства будущего объекта еще на первом этапе его создания. Именно макетирование обеспечивает точный перенос объекта с листов, с чертежей в реальное пространство. Макетирование бывает 5 видов: архитектурное, планировочное, промышленное, подарочное, концептуальное.

Рис.1 - Макет объекта (архитектурное макетирование)

 

Функции макетов

 

В дизайн-процессе практически реализуется комплекс рабочих функций макетов.

Проектные функции макетов связаны со становлением и ре­ализацией замысла, трансформацией, детализацией и обосновани­ем дизайнерских решений, с конструктивным переформировани­ем объекта и приведением его в соответствие с идеалом формы, с выбранной системой мышления.

Их исследовательская функция проявляется в экспериментальном вариантном проектном поиске, апробировании разных направлений преобразования объекта, различного композицион­ного соотношения и пластического решения его частей и элементов, попытках реализации ряда рациональных принципов (унификации, агрегатирования, модульно-комбинаторного формообразо­вания и др.). Тем самым создается база для анализа, сравнитель­ной оценки, выводов и корректировок, уточнения стратегии и так­тики проектирования. При этом именно макет является средством, которое позволяет осуществлять проектные действия и в то же время исследовать их результаты - устанавливать осуществи­мость идей и предположений, определять совместимость различных требований. Он указывает на необходимые изменения в намечаемом решении и дает возможность свести к минимуму ошибки, в чем проявляется его корректирующая функция.

Главное назначение поисковых макетов - нести в себе но­вое знание, способствовать рождению новых, оригинальных идей. Речь, следовательно, идет об эвристической функции,в основе которой - традиционное наличие обратной связи между мысленны­ми и наглядными, иконическими образами. Эту важнейшую про­дуктивную функцию макетов связывают с их способностью сти­мулировать процесс творчества дизайнера, побуждать к изобрета­тельству, умению преодолевать традиционные подходы к реше­нию проектных задач.

С эвристической функцией стыкуется прогностическая- как продуцирование в структуре проектного решения элемента но­визны, перспективно ориентированного на определенный вре­менной период. Под «прогнозом» обычно имеют в виду вероятно­стные утверждения о будущем с относительно высокой степенью достоверности.

Ориентирующий идеал формируется в дизайн-процессе при участии художественно-образного компонента профессионально­го мышления и под влиянием художественно-культурных образ­цов. Немалую роль при этом может играть и творческая индиви­дуальность автора, его стилистический почерк. Как носители эсте художественные, включенные в контекст культуры. Иначе говоря, художественно-идеологическая функциятакже характерна для них, если они создаются дизайнером.

Через характеристики макета дизайнер выражает свое отношение к культуре, худо­жественным традициям и новациям, к потенциальному потреби­телю дизайн-продукта. Изготовляя объемные модели различного назначения, дизайнер моделирует мышление и действия специа­листов и потребителей, а при разработке сложных системно-средовых объектов - диалог оператора и среды. Так макеты становятся инструментом психологического моделирования,в чем можно усмотреть их немаловажное назначение. В них характеристики объекта разработки находят материальное воплощение, диктуемое характером авторского замысла.

В композиционном макетировании воспроизводятся, прежде всего, планировка и объемно-пространствен­ная структура объекта, его тектоника, ритмический и пластичес­кий строй, пропорции основных частей, доминанты. При исполне­нии далее макетом доводочной функциион обогащается деталями, уточняются пропорции частей и элементов, их образно-пласти­ческий характер, цветографика, текстура и гармоничные пласти­ческие переходы поверхностей, определяются точные простран­ственно-размерные

Организационно - методически всегда необходимо фиксировать, закреплять промежуточные и конечные результаты процесса проектирования также транслировать их во времени и пространстве, передавать заказчику, производству. С этой задачей успеш­но справляются макеты, сокращающие графическую документа­цию и улучшающие взаимопонимание между проектировщиками и заказчиками. При этом реализуются их репродуктивнаяи коммуникативная функции, демонстрационная (выставочная)или презентативная(проявляется в специфических постпроектных условиях, например, в выставочных экспозициях, при съемке видеоклипов или в обстановке публичной защиты студентом дипломной работы).

Учебная функциямакетов может иметь разноплановое конкретное проявление. Прежде всего отметим, что включенные в академический дизайн-процесс, они призваны научить мыслить и проектировать в трехмерном пространстве, развивать воображение и чувство геометрической, пластической и пропорционально-ритмической гармонии.

 

Типология макетов

Проектные макеты различают по назначению (в связи с задачами этапа работы), масштабу, материалу, технологии, структурной сложности, мере условности и детализации, степени завершенности, цветографическим особенностям, трудоемкости, прочности, долговечности и качеству исполнения. Внутреннее устройство объекта разработки они обычно не моделируют.

Жесткой системы связей между видами, классами и типами макетов нет, поскольку в зависимости от складывающейся проектной ситуации один и тот же макет можно классифицировать по-разному. Исследователи проектной методики выделяют, во- первых, два вида макетов - черновыеи чистовыеили рабочиеи выставочные.Черновые (рабочие) макеты - называют также предварительными.Во-вторых, в зависимости от выполняемых функ­ций они классифицируются на поисковые, доводочныеи демонстрационные,причем первые и вторые рассматриваются как разновидности черновых, а термины «чистовой», «выставочный» и «демонстрационный» - синонимы. Поисковые макеты иногда называют проективными,а доводочные - коррективнымиили проверочными.

 

Поисковый макет- однородное по материалу и цвету объемное изображение, обладающее максимальными обобщенностью и выразительностью при минимальном использовании изобразительных средств, выполненное в короткий срок с возможно меньшими затратами труда.

С помощью доводочного макетаотрабатывается оптимальный вариант решения из числа полученных в процессе поиска и определяются окончательные характеристики создаваемого изде­лия, его композиционного решения. Эта процедура используется не только для уточнения внешнего вида, но и для разработки чер­тежей деталей и узлов технологической оснастки; распространен­ный вид доводки - геометрическая систематизация поверхности изделия с учетом условий зрительного восприятия и с целью обеспечения технологичности формообразующих элементов. Про­цесс доводки - система последовательных действий: от. макета к чертежу и от чертежа - к макету.


Демонстрационные (чистовые, экспозиционные, выставочные) макеты дают полное и законченное представле­ние об эстетическом (художественном) уровне дизайн-объекта, исчерпывающую информацию о его структуре, объемно-пространственном решении и цветофактурных характеристиках формы. В демонстрационных макетах фиксируется в твердом мате­риале (оргстекле, полистироле, гипсе, металле, дереве) решение, найденное накануне в мягком, податливом материале при поиске и доводке его. Демонстрационный макет должен быть достаточно прочным и транспортабельным, он не подлежит переделке и оз­начает момент, когда проектирование завершено; хранится или передается производству он в качестве эталона внешнего вида бу­дущего промышленного изделия.

 

Рис. 2 - Демонстрационный макет сервировочного столика

 

Особую классификационную группу представляют собой исследовательские, экспериментальные макеты,специально предназначенные для испытаний аэродинамических, гидродинамических, прочностных или для эргономических анализов.

Планировочные макеты,используемые при создании комплексных объектов, сооружаются с целью определить и показать рациональное размещение ком­понентов на определенной площади.

Рис. 3 - Планировочный макет «Детская игровая площадка»

 

Рис. 4 - Планировочный макет «Комплект мебели для студенческого общежития» М1:5

 

Макеты интерьеровимеют свою специфику. Они выполняются в масштабах от 1:10 до 1:50; стены помещений либо отсутствуют, либо ограничены двумя-тремя; форма предметов, напол­няющих пространство, моделируется условно - из пенопласта очень схематично вырезается мебель, станки и др. В учебных условиях макеты из бумаги вполне удовлетворяют требованиям ме­тодики проектирования. Для выставок они нередко выполняются в твердом материале (оргстекло, пластмасса) с последующей ок­раской их структурных элементов. Планировке оборудования по­мещений обычно предшествует вспомогательное эскизно-графическое моделирование комплексной проектной ситуации.

 

Классификация художественно-проектных макетов по структурно-технологическим показателям и материалу

Род макетов (структурно-тектонический) Подвид макетов (технологический)
Цельно-формованные (пустотелые, сводчатые) Выколоткаиз листового металла (медь, алюминий). Гипсовыеармированные (литье, набрызг, вращение формы, мешковина) Вакуум-формовкалистового термопласта (полистирол,оргстекло) Стеклопластик(стеклоткань по «мастер-модели», смола, отверлигель) и стоматологическая пластмасса. Папье-маше(бумага многослойная но формовочной модели, клей)
Монолитные и блочные (в массиве однородного материала) Литые,формованные (гипс, алюминий, бронза, воск) Скульптурные,в мягком материале (глина, пластилин,воск) Продукт механообработки:столярной, токарной, слесарной и др. (дерево, сырой гипс, алюминий, латунь, блочный полистирол и оргстекло, пенопласт) Изготовленные по шаблонам:протянутые или выкрученые (гипс, глина)
Сборные панельные (и каркасно-панельные) с опорно-несущими вертикальными элементами Столярногоизготовления (огралит, фанера, пиломатериалы) Гипсо-панельные,«смороженные» из плоских формообразующих деталей Бумажно-картонные,раскроенные и склееные (клей ПВА,«МОМЕНТ») Пластмассовыеиз плоских и однонаправленно гнутых элементов (полистирол, оргстекло)
Комплексные по структуре и технологии, разнородные по материалам (и пространственно развитые, многоэлементные) Эталоны внешнего видав реальных и имитирующих материалах (металл, пластмасса, эмали, гальванопокрытия, древесный шпон, самоклеющиеся пленки) Макеты «вскрытая структура»с имитацией реальных материалов и стандартных деталей. Макеты средовых и комплексных объектов,монтируемые на единой несущей основе (подмакетнике): музеев, выставок, парков, территорий (пенопласт; поролон, стекло, стружка, опилки, губка и т.д.и т.п.) Крупные (М 1:1),эскизные посадочныемакеты,собранные из бросовых, утильных материалов и подручных средств. Макеты поверхностей натяженияи легких пространственных вантово-стержневых, «парусных» конструкций из тканевых,нитяных, трикотажных и рулонно-пленочных материалов

 

Для макетных работ практически используются любые конструкционные, отделочные и вспомогательные материалы: мягкие (глина, пластилин, воск, ткани),твердеющие (гипс, компоненты стеклопластика, стоматологическая пластмасса, папье-маше) и твердые (листовая и блочная пластмасса, дерево, металл, картон, оргалит и др.). К отделочным относятся различные лакокрасочные и гальванические покрытия, древесный шпон и материалы на мягкой основе, самоклеящиеся. К вспомогательным: вода (для затвердения гипса),различные разбавители, грунтовки и шпатлевки, разнообразные клеи и крепежные детали проволока, шурупы, гвозди и т.п.

 

 

Рис. 5 – Примеры макетов из различных материалов: бумага, металлическая сетка, лоза, пластик

 

Все производство макета, происходит по 5 этапам. Первый - компьютерная обработка проекта: десятки программ способные создать по введенным параметрам здание или сооружение в 2 D или 3D формате. Второй этап - разработка конструкций и прилегающего устройства макета. Непосредственная «лепка» макета. На третьем этапе раскраивают детали, а на 4м их собирают. Завершающий этап предусматривает художественное оформление макета.

 

Практически полный проект включает следующие основные компоненты: план, развертку и перспективу. В отдельных случаях эти компоненты могут быть заменены цветным макетом.

К методу макетной разработки проекта обращаются на всех стадиях проектирования. Макет позволяет проверить объемно-пространственные композиции с разных сторон и при различном освещении. Макет, как правило, дополняется комплексом графических фрагментов или перспективами. Макет показывает конструктивную сущность проекта, архитектурную систему и принцип графического решения.

Изображение совмещенных проекций дает возможность, не прибегая к перспективе или аксонометрии, показать целые ансамбли, связать ортогональные проекции отдельных элементов с пространством, а также совместить на одном чертеже ортогональную проекцию с изображением окружающей среды. Имеет принцип размещения на чертеже. Например, показ одного плана на всем листе подчеркнет его значение как главного элемента проекта. Включение фотографий с макетов в композицию проектной графики значительно повысит ее убедительность.

Проработка художественного оформления. Изображение окружающей среды - важный прием проектной графики. Оно не должно быть «многословным». Например, для показа растительности достаточно условного намека. Здесь не нужны подробности. Необходимо лишь соблюдать масштаб и показать характер среды с учетом проектируемого объекта.

 

 

Рис. 6 - Примеры работ по пластическому моделированию








Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 3301;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.02 сек.