Роль воспитания в моральном развитии личности

Моральное развитие является одной из важных сторон ста­новления личности. Изучение морального развития невозмож­но без воспроизведения феноменов морального поведения в кон­тролируемых условиях. Специально создаются ситуации, в которых дети могут поступать честно или нечестно (подделать результат или оставить его неизменным; сказать правду или солгать; присвоить чужие вещи или отдать их по назначению и т.п.). Каждый из альтернативных поступков побуждается оп­ределенной системой мотивов. Поступок, противоречащий не­посредственным интересам ребенка, побуждается одним или несколькими мотивами, которые делают его выгодным, при­ятным или удобным и которые иногда называют эгоистиче­скими. Соблюдение нормы в этих условиях побуждается другими мотивами (моральными).

Соблюдение норм связывается с неприятными переживани­ями, вызванными наказанием за противоморальный поступок и сопутствующими обстоятельствами. Однако наказания за нарушение норм могут порождать агрессию и негативное отно­шение к последним. «Тактика лишения любви», выражающа­яся в подчеркнутом игнорировании ребенка после проступка, отказе от общения с ним, заявлениях типа «мама не любит такого лживого ребенка» не приводит к выбору морального поведения. Не подтвердилась и возможность формирования морального поведения через наблюдение ребенком поведения других. Из трех демонстрировавшихся детям типов поведе­ния - соблюдение нормы, ее нарушение с последующим нака­занием, безнаказанное нарушение - только последний тип по­влиял на их собственные действия. Он привел их к росту нарушений поведения.

Выражение родительского неудовольствия по поводу нару­шения норм принципиально отличается от разных форм наказания (лишения развлечений и сладостей, физического наказания, прекращения общения и т.п.)- При наказании внимание ребенка сосредоточивается на отрицательных последствиях поступка для него самого. Если же взрослые, выразив свое не удовольствие и обратив внимание ребенка на проступок, указывают на последствия для других, они вызывают у ребенка сопереживание этим людям и показывают, что причиной зла были его действия. Тем самым ребенку открываются отрица­тельные последствия поступка для других. В основе переживаний лежит осознание чувства вины, которое актуализируется в аналогичной ситуации и является основой формирования моральных суждений.

Факторы, формирующие моральные суждения (суждения о происхождении правил, о санкциях за нарушения норм и суждения о справедливости поступков и ответственности за них), включают в себя два типа отношений взрослого и ребен­ка. Первый тип - принуждение, при котором взрослый в одностороннем порядке предписывает ребенку правила поведе­ния, следит за их выполнением и налагает санкции за наруше­ния. Ребенок должен строить свое поведение в соответствии с предъявляемыми требованиями и занимает пассивную роль. Второй тип отношений - кооперация, характеризуется активностью ребенка, который сам предъявляет требования к себе и другим, участвует в создании правил и в контроле за их выполнением.

Эволюция морального сознания ребенка зависит от когни­тивного развития, так как ребенок проходит путь от эгоцент­рического отношения к окружающим до выработки гибкой по­зиции, когда в своих суждениях он начинает опираться на свои критерии. Выделяются три уровня нравственного развития, каждый из которых имеет несколько стадий (Л. Колберг):

1.Преднравственный уровень.Поведение определяется внеш­ними обстоятельствами, а точка зрения других людей в расчет не принимается. Ребенок слушается, чтобы избежать наказания.

Первая стадия: суждение выносится от того вознаг­раждения или наказания, которое может получить ребенок за данный поступок («Я должен сделать то, что обещал, иначе на­кажут»).

Вторая стадия: суждение о поступке выносится в соответствии с выгодой, которую можно извлечь («Если ты мне сделал плохо, то и я тебе сделаю плохо»).

2. Конвенциональный уровень.Поведениестроится с ориен­тацией на принципы других людей.

Третья стадия: суждение основывается на том, получит ли поступок одобрение других людей или нет («Я делаю то, что приятно и одобряется окружающими»).

Четвертая стадия: суждение формируется в соответ­ствии с установленным порядком, уважением к власти и предписанным ею законами («Я обязан соблюдать закон»).

3. Постконвенциональный уровень.Истинная нравствен­ность достигается только на этом уровне. Человек судит о пове­дении, исходя из своих собственных критериев, что связано с высоким интеллектуальным развитием.

Пятая стадия: суждение о поступке основывается на уважении демократически принятого решения или на принци­пиальном уважении прав человека («Я должен исполнять эти законы, так как они установлены обществом»).

Шестая стадия: поступок классифицируется как пра­вильный, если он продиктован совестью, независимо от его за­конности или мнения других людей («Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой»).

В рамках данного подхода, автором которого является Л. Колберг, описано три типа переживаний, которые испыты­вает человек при нарушении моральных норм: 1) страх по по­воду возможных последствий и ожидание наказания; 2) жела­ние возместить нанесенный ущерб и восстановить исходное положение; 3) осуждение себя и переживание своей вины. По мнению Л. Колберга, только переживания третьего типа сви­детельствуют о собственно моральном развитии.

В отечественной психологии моральное развитие как само­стоятельная психологическая проблема начало привлекать внимание ученых не так давно. Изучение этого вопроса велось и контексте таких проблем, как становление качеств личнос­ти, усвоение правил поведения, проблема идеалов и их роли воспитании (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин).

Человека необходимо рассматривать как субъекта в связи с его деятельностью. Его онтогенетическое развитие психики тесно связано с овладением кристаллизованной в предметах человеческой культуры деятельностью. Возникновение первичны этических представлений есть процесс усвоения образцов поведения, связанных с их оценкой со стороны взрослых. В качеств образца могут выступать сверстники, дети более старшего возраста или знакомые взрослые, собирательные образы людей определенными нравственными качествами. Следование образцам является одним из механизмов интериоризации внешних социальных требований, в том числе требований морали.

Важно понимание того, кто выступает в качестве образца на разных возрастных этапах. С возрастом значительно увеличивается роль сверстника как пример для подражания. Это объясняется легкостью сопоставления себя со сверстниками, пониманием того, что достижения сверстников доступны и са­мому субъекту, возможность получения от товарища конкретных советов, помощи и даже выполнение совместных действий в достижении намеченных целей по самовоспитанию. На этой идее построено волонтерское движение, в котором в случае зат­руднений дети обращаются за помощью не к взрослым, а к сво­им сверстникам.

Л. И. Божович выявила возрастную динамику изменения образцов поведения детей и особенности овладения ими этими образцами. Среди них обязательная реальная практика следо­вания образцам, знакомство с моральными нормами лишь с опорой на уже сложившиеся у ребенка нравственные чувства к привычки.

В качестве показателя уровня морального развития высту­пает поведение ребенка в альтернативной этической ситуа­ции. Противоречивость психического развития выражает­ся в стремлении заслужить признание взрослого, являющееся мощным стимулом формирования многих положительных ка­честв, а при определенных условиях может спровоцировать детскую ложь.

Подведя итог рассмотрению вопроса о моральном развитии ребенка, назовем механизмы, благодаря которым происходит интериоризация норм и правил поведения.

Имитация - осознанное стремление ребенка копировать определенную модель поведения (будь то значимый взрослый или сверстник, учитель или герой художественного фильма). Важно то, что между ними возникли эмоционально значимые отношения.

Идентификация— усвоение чужих моделей поведения, ус­тановок, ценностей как своих собственных.

Чувство стыдамеханизм запрета определенного поведе­ния. Возникает при осознании того, что могут быть санкции, наказания за нарушения общепринятых норм поведения.

Чувство вины- механизм, лежащий в основе глубокого внутреннего переживания несоответствия поведения собствен­ным" представлениям о должном, правильном, принимаемом самой личностью.

Важным является также накопление собственного опыта, критическая переработка содержания культуры. М.Г. Битянова называет следующие механизмы перехода внешнего мира во внутренний: интериоризация целей и ценностей в процессе самостоятельной деятельности; испытание, связанное с риском; катарсическое переживание.

 

 








Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 672;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.