Сведения о тюрках и тюркских языках в летописях. Об этимологии слова «тюрк». Знание тюркских языков в Киевской Руси.
По древней истории тюрков кое-что о перечисленном можно почерпнуть из китайских, индийских, греческих, ассирийских, еврейских, римских, византийских, армянских, арабских, персидских, тюркских и русских письменных источников. Сведения о тюркских народах поступали в Европу как от послов и путешественников, бывавших в различных регионах, подвластных тюркам-сельджукам, монголам, туркам и другим тюркским народам, так и от европейцев, побывавших на Востоке в качестве пленников.
Важными источниками для изучения истории тюркских языков, создания их классификации стали орхоно-енисейские надписи (см. Орхоно-енисейских надписей язык), древнеуйгурские памятники, сочинения средневековых арабоязычных, персоязычных и тюркоязычных авторов. Важные сведения о тюркских племенах и их языках впервые были представлены в труде тюркского филолога Махмуда Кашгари "Дивану лугат ит-тюрк" ("Словарь тюркских языков") XI века.
Предками тюрков была группа семей хунну, носящих клановое имя Ашина (Ассена). В истории зафиксировано, как третий император Тоба в 433 году захватил владения Цзюйцзюй. История гласит, что, когда это произошло, 500 семей из клана Ашина укрылись на территории жуаньжуань и на протяжении нескольких поколений жили на южных склонах Золотых гор, недалеко от города Шаньдань в современной провинции Ганьсу. Цзюйцзюй, правитель хунну из княжества Лян, чья резиденция находилась в Ганьчжоу, не выдержал натиска сяньбийской империи Вэй. Часть его народа, а именно ашины, предпочитая хунну сяньбийцам, переселилась в ту часть доминиона Цзюйцзюев, что была ближе всего к жуаньжуань, или в тот район империи жуаньжуань, что был ближе к Лян. Они поселились возле холма шлемовидной формы и стали называть себя тюрками. В некоторых из тюркских диалектов это слово до сих пор означает «шлем». Бумын принял ханский титул и стал именовать себя ил-каган (возможно, «ильхан», в любом случае в тюркской транскрипции — Бумын-каган). После этого он правил лишь год. Наследником Бумына стал его сын Кара (552), затем власть перешла к брату Кары джигину, Мухан-какану (552—573) и отцу Далобяня. (Мухан был племянником, а Бумын старшим братом Истеми-кагана, Он разбил остатки жуаньжуань и (при помощи Истеми) эфталитов; оттеснил Катаев на восток, захватил племена на севере и основал за Великой стеной огромный доминион. Его империя простиралась на восток и запад почти на пять тысяч километров, с запада от залива Ляодун до Западного моря (в данном случае это либо озеро Балхаш, либо Иссык-Куль), и на три с лишним тысячи километров от пустыни на юг, к Северному морю (по всей вероятности, здесь имеется в виду озеро Байкал).
В фонетической трактовке этнический термин тюрк впервые встречается в 542 году и далее в многочисленных трактовках древности. У согдийцев он был известен как турк, во множественном числе - туркут (тюрки). Эту форму заимствовали китайцы: туцзюе — тюркют. Затем этническим термином тюрк пользовались византийцы, арабы, употреблялся он и в текстах, написанных на санскрите и иранских языках. В древнейших тюркских текстах слово тюрк означало «союз десяти племен» (он ок бодун), далее тюрк бодун — в смысле "племенной союз", "совокупность племен тюрков". Термином тюрк эль ("странатюрков") называлось государство, созданное этими племенами.
А по поводу значения слова "тюрк" — или "турк" Л.Н.Гумилев пишет: «Само слово «турк» значит «сильный, крепкий». Согласно А. Н. Кононову, «это — собирательное имя, которое впоследствии превратилось в этническое наименование племенного объединения... Слово «тюрк» за 1500 лет несколько раз меняло значение. В V веке тюрками называлась орда, сплотившаяся вокруг князя Ашина и составившая в VI-VIII веках небольшой народ, говоривший уже по-тюркски». Тюрки считали своими предками волка. Слово «Ашина» значит «благородный волк». Известно, что золотая волчья голова красовалась на тюркских знаменах.
По предположению некоторых тюркологов, фонетические варианты этнонима тюрк зафиксированы в III—II тысячелетии до н.э. в Троаде (греч. Troas), расположенной на востоке Малой Азии, во II тысячелетии до н.э. - в Тракии (греч. Thrakos, рус. Фракия) на востоке Балканского полуострова, в I тысячелетии до н.э. у этрусков на северо-западе Апеннинского полуострова, в виде Turukha в индийских источниках [Кафесоглу И., 1992], в виде турук в ассирийских источниках [Фиридун Агасыоглу, 2000]. В армянских источниках отмечается, что в середине IV в. до н.э. во время завоевательных походов Александра Македонского в бассейне реки Кура жили племена под названием бунтурк. М.А.Сеидов этимологизирует его как буын тюрк ‘тюркское поколение’ [Сеидов М.А., 1975]. Но по тюркскому словорасположению, в таком значении этот этноним должен был звучать как тюрк буын. По-видимому, здесь мы имеем вариант этнонима бІнтюрк, который состоит из двух первичных тюркских этнонимов бІн (мин) и тюрк. В тех же армянских источниках булгары описываются как соседи тюрков, а в качестве другого названия (по-видимому, самоназвания) скифов указывается этноним апахтарк [Патканов К., 1883, 29, 31]. Апахтарк значит ‘белые тюрки’. В китайских источниках этноним тюрк (ту-кю, тюркют) встречается уже в общем значении.
Но до VI—VII вв. ни один из фонетических вариантов этнонима тюрк не становится общим этнонимом. Лишь в VI—VII вв. н.э. в период расцвета Первого и Второго тюркских каганатов этнонимтюрк приобретает общий характер, т.е. многие тюркоязычные племена и народы, сохраняя свой собственный этноним, принимают и общий этноним тюрк. Позже арабы во время завоевательных походов применяют его очень активно, и к X—XI вв. он уже официально становится всеобщим этнонимом для всех тюркоязычных народов. В XI в. Махмут Кашгарлы в своей энциклопедии «Дивану лугат-ит-тюрк» официально называет все тюркоязычные племена тюрками, даже тех, у кого этноним тюрк никогда не применялся ни как внутренний, ни как внешний этноним.
По этимологии слова тюрк существует несколько точек зрения. Н.Я.Марр выводит его от слова таркан ‘женское божество’, А.Н.Бернштам - от слова тюркюн ‘единство, союз племен’. С.П.Толстов происхождение этнонима тюрк связывает со словами тархан (титул), турун ‘внук’ и тЅрІ ‘чиновник’. Он рассуждает следующим образом. Слово тархан в самом начале означало аристократию племени, позже получило семантику ‘освобожденный от налогов’. По мнению С.П.Толстова, в труде М.Кашгарлы зафиксирован переднеязычный вариант тІркІн. По-видимому, он связывает его со словом тЅрІ ‘господин’, тІркІн также означает ‘господин’. Кроме того, С.П.Толстов учитывает то, что казахское слово тюр-кюн обозначает родственников со стороны жены, это слово с такой же семантикой имеется и в монгольском языке. В алтайском языке тјрј означает народ, в телеутском - родственников. Вывод: слово тюрк исторически восходит к корням турун, тјрІ (тЅрІ), тјркЅн[Толстов С.П., 1938].
По А.Н.Кононову, этимология слова тюрк восходит к сложному слову тюр-кюн: тјрІ ‘обычай, закон’, кун ‘женщина’. Последнее имеет тотемическое объяснение. Именно поэтому тюр-кюн>тюрквыражает значение ‘сила, мощь’ [Кононов А.Н., 1949]. Этноним тюрк этимологизируется Д.Айтмуратовым: 1) как носители на голове заплетенных волос и 2) как ‘плеть, кнут’, т.е. тЅрре, что должно, по его мнению, означать ‘казнь’. Учитывая особенность наличия у тюрков заплетенных волос на голове, Д.Айтмуратов и другие этнонимы - каракалпак, черкес, башкорт, кыргыз, уйгур, печенег, сак, ногай, массагет, скиф - объясняет так же, как итюрк ‘с заплетенными волосами’ или ‘с черными волосами’ [Айтмуратов Д., 1986]. В рунических надписях отмечено значение тюрк как ‘сильное, мощное’. Выражение тюрк Билге Каган переводится как ‘сильный, мощный Билге Каган’. Значение ‘сильный, мощный’ слова тюрк зафиксировано и в «Дивану лугат-ит-тюрк» М.Кашгарлы.
Ранние контакты восточных славян с тюркскими племенами, возникшие ещё до образования в 9 в. Киевской Руси, обусловили практическое знание ими тюркских языков, которое особенно укрепилось во время монголо-татарского нашествия в 13—15 вв. и поддерживалось необходимостью отношений с Золотой Ордой. Описания тюрок и турок зафиксированы в русских летописях (например, в «Повести временных лет») и отдельных сочинениях («Повесть о Царьграде» Нестора-Искандера; поданные Ивану Грозному трактаты о турках Ивана Пересветова; «Скифская история» Андрея Лызлова; двухтомная история Турции молдавского учёного Дм. Кантемира и др.). Появились официальные переводчики-толмачи с турецкого, казанско-татарского и крымскотатарского языков (конец 15 — начало 16 вв.), тюркские слова толковались в числе других иноязычных слов в азбуковниках. Все это обусловило интерес к истории, этнографии, языкам тюрков и способствовало зарождению научной тюркологии в России.
В конце VI в. на территории будущей Украины образовалась так называемая Великая Булгария. Это было цивилизованное евразийское государство с наследственной династией ханов-каганов, со своей столицей Башту (будущим Киевом), городами, границами, таможнями, регулярной армией, с чётким государственным устройством, письменностью и литературой. Наиболее успешным правителем Великой Булгарии был хан Курбат, который дружил с Византией, где был тайно окрещён и даже считался патрицием. Младшего брата Курбат-хана звали Шамбат, но в историю он вошёл под прозвищем Кый (Кий). Так как должность Курбат-хана в то время называлась балтавар (т.е. Главный Держатель Топора, где балтá – топор, ар – аффикс профессии), то его летняя ставка тоже называлась Балтавар (в современной ославяненной транскрипции Полтава). Здесь он и умер. Его богатое захоронение сравнительно недавно было случайно обнаружено в селе Перещепино под Полтавой. В могиле находилось около 2500 золотых предметов, в том числе символ-герб Великой Булгарии золотой Трезубец и личный перстень Курбат-хана с номограммой (ныне эти реликвии хранятся в Эрмитаже). После смерти Курбат-хана руководителем Киева становится Шамбат (Солнцеликий). Его правление было столь успешным, что люди стали называть столицу именем, образованным от прозвища хана – Киоба, т.е. Селение Кия (в славянском переводе – Киев).
В русских летописях наряду с названиями кочевых объединений берендеев, печенегов, половцев упоминание племени торков (тюрков) встречается с 985 года. Однако о генетическом или генеалогическом родстве тюркских племен и, следовательно, языков было заявлено именно в арабоязычной научной литературе.
Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 3066;