Системы городов, опорный каркас городов
Изучение экономики города требует, помимо пространственно-экономического анализа территории самого города, анализа его взаимосвязей с другими городами и с окружающей его территорией. В свою очередь, эти связи нельзя рассматривать как автономные. Как правило, они определяются общим функционированием достаточно больших групп городов в рамках региона, страны, наднационального объединения. Соответственно, мы можем говорить о региональной, национальной системе городов и т.д., вплоть до мировой системы.
Признаки системности:
– целостность;
– сложность (наличие составных частей-подсистем и элементов);
– взаимозависимость частей, обеспечивающая целостность (связи между подсистемами и элементами).
Нередко среди признаков системы называют иерархическое строение.
Определенную иерархичность в системе построения городов изучают в курсе «Экономическая география». Хотелось бы лишь напомнить, что среди таких моделей выделяется иерархическая модель Кристаллера, связывающая количество и структуру населенных мест на территории определенной страны с функциями, присущих каждому населенному пункту и правило Ципфа показывающего определённую закономерность в размещении городов, связанных с их размером.
Взаимосвязь городов формирует опорный каркас территории, так называемые «созвездия» городов.
Каркас городов – одно из важнейших понятий пространственного экономического анализа. Этот термин был введен во Франции в 50-е годы в рамках исследований ее регионов. В основе этой концепции лежат два главных тезиса:
Города не являются изолированными экономическими агентами, они включены в систему связей с другими городами. Эти связи могут быть иерархического, взаимодополняющего или конкурентного типа.
В совокупности города и их взаимосвязи определяют характер экономического пространства страны.
Концепция каркаса территории рассматривает города как полюсы экономической активности, а экономическое пространство – как структурно организованное и неоднородное, что позволяет перейти от геометрического описания к экономическому.
Распределенная по территории сельскохозяйственная деятельность связана с городами через систему сельских поселений нижнего уровня (поселков). Одна из важнейших функций таких поселений – осуществление этой связи (урожай собирают с полей, свозят в деревню, из деревни отправляют на продажу в город). Соответственно, поля, окружающие такую деревню, являются элементарной зоной влияния для самых низших центров, с которых начинается каркас. В свою очередь, эти деревни входят в зону влияния того города, который является их рынком сбыта. Таким образом, выделение каркаса позволяет представить экономическое пространство как совокупность ячеек (зон) элементарного уровня. Затем они укрупняются, формируя зоны более высокого уровня.
Города характеризуются высокой интенсивностью экономической жизни и, соответственно, высокой плотностью освоения территории. По сравнению с ними территория полей предстает как экономически мало интенсивное, мало освоенное пространство. Именно поэтому города и связывающие их дороги (линии телеграфа, телефона, авиалинии) представляют в виде каркаса, некоторой решетчатой структуры, на которую «натянута» ткань полей. Поэтому для описания такой модели используются термины «каркас-ткань». Термин «ткань» широко используется в экономике города.
«Ткань» – экономически второстепенные пространственные зоны, которые одновременно являются резервами для развития каркаса. Среди полей может возникнуть новый поселок, из поселка – малый город, из малого города – средний и т.д.
«Каркас» – совокупность городов некоторой территориальной зоны, рассматриваемой вместе с системой отношений между городами и окружающими их сельскими зонами влияния, а также с внешними связями этих городов.
Итак, каркас городов структурирует территорию и является, экономически, ее важнейшей частью. Исторически формирование такого каркаса начиналось с сельскохозяйственного освоения территорий. В тот момент эта отрасль была основой народного хозяйства.
Постепенно над этой первичной тканью сложилась пирамидальная структура городов различного уровня. Развитие промышленности внесло существенные изменения в эту простую, логически стройную схему. Существенные сдвиги в послевоенной экономике Европы привели к необходимости развития концепции каркаса и преодоления ограничений, связанных с исходной классической концепцией.
Как наиболее перспективная пространственная форма каркасов городов является конструкция сети звезд. В основе этой конструкции – узлы (фокусы активности) и лучи, соответствующие потокам товаров, людей и информации. Лучи, выходящие из одного центра, определяют его зону влияния высокого уровня.
Причины, приведшие к формированию горизонтальных связей и порождающие сети крупных городов:
1) в современных условиях становятся менее значимыми связи между центрами разного уровня, выделенными по принципу соответствующего разнообразия видов обслуживания;
2) усложняется схема разделения труда между городами;
производственные связи не отменяют иерархичности отношений партнеров, но уже не вписываются в жесткую пирамидальную структуру. В современном производстве происходит расчленение функций, их экстернализация и достаточно сложная организация участников;
3) расчленение функций позволяет дифференцировать требования к территории, на которой они осуществляются.
Под влиянием этих причин формируется менее жесткая структура каркасов. Роль города больше не определяется размерами его ближайшей территориальной зоны влияния и объемом его производственных мощностей. Уровень города определяется его способностью предоставить развитую инфраструктуру, эффективно включить в свое экономическое пространство различные виды деятельности. Благодаря резкому снижению затрат на транспорт и связь, города, обеспечивающие свою привлекательность для бизнеса, резко увеличивают диапазон своих связей, вторгаясь тем самым в зоны влияния отдаленных городов сопоставимого уровня. Эти «длинные» связи и формируют те пучки лучей, которые характеризуют пространственную модель сети звезд (рис. 7
Рисунок 7 – Схема каркаса городов типа «сеть звезд»
Таким образом, в рамках одной сети существует несколько иерархий, вершины которых лежат в разных местах. Возникновение узлов, в которых сходятся достаточно отдаленные лучи, может быть вызвано инновационными процессами, когда реализация масштабных проектов требует определенной «критической массы», обеспечивающей рентабельность инвестиций. Например, аэропорт или вокзал высокоскоростной железной дороги оказывается фокусом, к которому тянутся лучи автострад из соседних городов. Тем самым формируется очередная «звезда», которая встраивается в сеть более высокого уровня, представленную авиалиниями или железнодорожными магистралями.
Роль важнейших городов каркаса нельзя выявить с достаточной полнотой, если ограничиться последовательным рассмотрением их функций по отдельным видам деятельности. Это связано с тем, что для крупнейших городов характерна полифункциональность, истоки которой лежат в эффектах агломерации. Можно выделить особую «интегрирующую» функцию, которая придает им дополнительное значение и стимулирует дальнейшую концентрацию прочих функций. Возникает кумулятивный эффект поляризации: первичное выделение полюса стимулирует замыкание на нем потоков из окружающей зоны влияния, что, в свою очередь, усиливает роль полюса.
В послевоенный период резко меняются интенсивность и формы взаимодействия национальных экономик развитых стран. Доминирующим становится тип открытой экономики. Сменилась ориентация национальной экономической деятельности, бизнес стал ориентироваться на международные рынки. Наиболее интенсивные процессы интеграционного характера проявились в масштабах межнациональных региональных рынков. Свободная циркуляция товаров и капитала между национальными экономическими пространствами стала свершившимся фактом и свидетельствует об интернационализации производства.
Интернационализация хозяйственных связей постепенно приводит к возникновению новых форм организации производства товаров и услуг. В 70-е годы произошла глобализация международного бизнеса. За последние десятилетия быстрая интернационализация потоков капитала изменила взаимоотношения между накоплением капитала и национальными государствами. Отрасли промышленности становятся все менее подверженными регулированию и все более свободными для международной конкуренции.
Для глобализации характерны новые схемы управления. Они предусматривают размещение предприятий фирмы в различных странах, глубокий уровень горизонтальной и вертикальной интеграции производства товаров и услуг. Происходит резкое расширение разделения труда, что позволяет фирме добиться конкурентных преимуществ, передавая соответствующие виды производств своим филиалам в зарубежных странах. Национальная фирма избавляется от местного производства для тех этапов технологической цепочки, где она сталкивается с недопустимо высоким уровнем издержек производства.
Открытая экономика создает для фирмы возможность пространственной оптимизации своей деятельности, что требует, однако, существенной управленческой гибкости. Требования к искусству управления производством резко возрастают, усиливается поляризация отраслей. Фирмы, не способные обеспечить управленческую деятельность достаточно высокого уровня, либо уходят с рынка, либо становятся придатками фирмы успешных конкурентов, в т.ч. управляемых из-за рубежа.
В первую очередь в процесс «открытия экономики» вовлекаются крупнейшие города, особенно те из них, которые являются столицами. Это объясняется тем, что крупные компании, как правило, включены в сложную сеть взаимоотношений с правительственными органами, что требует частого присутствия высших менеджеров компании в столице. Если главный город страны (в экономическом смысле) одновременно является столицей, то почти неизбежно, что крупная компания международного уровня остановит свой выбор именно на нем.
Вовлеченность в международные экономические связи усиливает конкурентные позиции этих городов внутри национального экономического пространства. Происходит дальнейшая его поляризация, оно становится еще более неоднородным.
Активная вовлеченность крупнейших городов в систему международных контактов усиливает их роль как посредников. Это приводит к существенному ослаблению относительной роли их связей с ближайшим окружением. Таким образом, происходит структурная перестройка всего национального каркаса городов. Зонами влияния крупнейших центров становится весь мир. В совокупности сеть таких городов определяет структуру всей глобальной экономической системы, распределяя функции и рабочие места между городами всей планеты.
Выход на зону мирового масштаба оказывается возможным потому, что город представляет всю национальную территорию, а для крупнейших центров даже межнациональные регионы. Яркий пример таких городов: Нью-Йорк, Лондон и Токио в их роли финансовых центров (более чем 2/3 мировых финансовых трансакций определяется результатами переговоров в этих городах).
В экономической литературе нет строгого определения мирового города. В рамках анализа мирового каркаса городов к этой группе относят крупнейшие полифункциональные города, экономическое влияние которых явно распространяется за пределы соответствующих межнациональных регионов.
Усиление поляризации национального экономического пространства характерно и для России. Постепенное становление Москвы как международного города общеевропейского масштаба сопровождается ослаблением влияния центров областей и краев (таких, например, как Тюмень или Челябинск). Местные центры добычи или первичной переработки природного сырья предпочитают выходить на прямые связи с Москвой, относительное значение которой в масштабах национальной экономики еще более возрастает.
Концепция мировых городов вводит в теорию экономики города принципиально новый подход к анализу экономического пространства и систем городов. Процесс урбанизации подчинен требованиям формирующейся общемировой экономики, и через мировые города эти требования определяют динамику национальных каркасов городов.
Дата добавления: 2016-01-20; просмотров: 1223;